Информационные технологии в системе образования
учитель математики ГБОУ гимназии № 505
Красносельского района Санкт-Петербурга
Информационные технологии можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Основными направлениями применения ИТ в учебном процессе школы являются:
-разработка педагогических программных средств различного назначения;
- разработка web-сайтов учебного назначения;
- разработка методических и дидактических материалов;
- осуществление поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, её сбора, накопления, хранения, обработки и передачи;
- создание электронных библиотек;
- организация интеллектуального досуга учащихся.
Наиболее широко в данный момент используются интегрированные уроки с применением мультимедийных средств. Обучающие презентации становятся неотъемлемой частью обучения, но это лишь простейший пример применения ИТ.
В последнее время учителя создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Типология используемых в образовании педагогических программных средств весьма разнообразна: обучающие; тренажеры; диагностирующие; контролирующие; моделирующие; игровые.
История информационных технологий берёт своё начало задолго до возникновения современной дисциплины информатика, появившейся в XX веке. Информационные технологии связаны с изучением методов и средств сбора, обработки и передачи данных с целью получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Ввиду возрастания потребностей человечества в обработке всё большего объёма данных, средства получения информации совершенствовались от самых ранних механических изобретений до современных компьютеров.
Термин «информационные технологии» в его современном смысле впервые появился в статье 1958 года, опубликованной в Гарвард Бизнес; авторы Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л. Уислер прокомментировали, что «у новой технологии еще нет единого установленного имени. Мы будем называть это информационными технологиями». Их определение состоит из трех категорий: методов обработки, применения статистических и математических методов для принятия решений и моделирования мышления более высокого порядка с помощью компьютерных программ.
Основываясь на используемых технологиях хранения и обработки, можно выделить четыре отдельных этапа развития информационных технологий: предварительные механические (3000 до н. э. — 1450 н. э.), механические (1450—1840), электромеханические (1840—1940) и электронные (1940) — настоящее время).
Информационные технологии начали активно развиваться с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем. Развитие интернета, а также инвестиции в инфраструктуру и сервисы вызвали бурный рост отрасли информационных технологий в конце 1990-х годов.
В настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов, позволяют проводить дистанционное обучение, развивают систему непрерывного образования, тем самым повышая эффективность образовательного процесса.
Источники: