Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Модель образовательного процесса в экстернате с использованием технологий дистанционного обучения

Н.Н. Лузанова

Негосударственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Экспресс» Санкт-Петербурга

 

Ключевыми задачами Федеральной программы развития образования на 2011-2015 года являются качество образования и доступность его получения для всех граждан Российской Федерации. Обозначенные в программе изменения социо-культурной ситуации, увеличение информационных потоков предполагают пересмотр традиционно сложившихся систем, методов и технологий обучения для современного школьника.

Обновление целей и технологий обучения требует перестройки образовательного процесса. Новое видение индивидуализированного обучения основывается на изучении возможностей дистанционного обучения для его реализации. Вместе с тем анализ исследования этой темы, изучение педагогической практики позволяет констатировать, что дистанционное обучение школьников, несмотря на социальный заказ, не носит сегодня системный характер из-за отсутствия методического инструментария его проведения в школе. Необходимость разрешения данной проблемы обусловливает актуальность создания образовательной модели обучения  экстернов с применением дистанционных технологий.

Экстернат в первую очередь, помогает человеку решить его образовательные задачи: пройти программу двух классов за один год, освободить время для подготовки в вуз, совмещать учёбу в школе и работу или дополнительное образование в другом учебном заведении, ликвидировать предыдущие пробелы  в знаниях и прочее.

Структура и содержание модели образовательного процесса с применением дистанционных технологий обучения в негосударственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школы «Экспресс» Санкт-Петербурга состоит из 5 блоков. Системообразующим блоком в структуре является цель (блок 1) – система подготовки экстернов, которая заключается в помощи  человеку решить его образовательные задачи.

Для ее достижения решаются две основные задачи (блок 2): организация индивидуального образовательного маршрута экстерна; разработка дистанционного учебно-методического комплекта. Принципы дистанционного образования (блок 3) включают в себя: соответствие содержания образования ФГОС и рациональное использование ИКТ в учебном процессе. Блок 4 – основывается на автоматизированной системой управления данными (АСУД), которая обеспечивает функциональность представленной образовательной модели.

В блоке 5 модели образовательного процесса НОУ СОШ «Экспресс»указаны виды и формы аттестации: промежуточная,   итоговая. Промежуточная аттестация по предмету выставляется по результатам выполненных практических работ, тестов в школе дистанционного обучения или на очной встрече с учителем.

Центральное место в модели образовательного процесса НОУ СОШ «Экспресс» занимает АСУД.

Составляющими автоматизированной системой управления данными являются:

-         нормативная база получения образования экстерном;

-         правовая база получения образовательных услуг в НОУ СОШ Экспресс [11];

-         система консультирования участников образовательного процесса  очная, заочная с использованием ИКТ;

-         система индивидуальных образовательных маршрутов экстернов;

-         школа дистанционного обучения.

Модель образовательного процесса НОУ СОШ «Экспресс» как отмечалась выше, предусматривает разные режимы подготовки экстернов. Использование  модели, особенно при дистанционномрежиме обучения имеет достаточно высокую эффективность.Дистанционная подготовка в НОУ СОШ «Экспресс»представлена школой дистанционного обучения на сайте НОУ СОШ «Экспресс» (http://express-externat.spb.ru/m/) набазе программного обеспечения Moodle, электронными образовательными ресурсами на CD, информационными ресурсами сети Интернет. Школа дистанционного обучения оснащена высокоскоростными каналами выхода в Интернет, имеет комплексы Web-серверов и порталов с разнообразными учебными материалами, базами данных, архивами учебных видеофильмов, электронными лабораториями.Школа пользуется большой популярностью у учеников.

В школе дистанционного обучения из дидактического обеспечения на первое место выходит карта сопровождения по предмету, которая также связана с маршрутной книжкой экстерна в АСУД. Идея создания таких карт пришла от учащихся и их родителей. Ведь каждый, кто вынужден заниматься самообразованием, хочет  иметь собственный перспективный план деятельности.

С картой сопровождения  ученик знакомиться в школе дистанционного обучения. В ней обозначено тематическое распределение учебного материала, указаны номера параграфов основного и дополнительного учебных пособий, которые следует прочитать,  указаны рекомендуемые для решения задачи, дается ссылка на опорные конспекты по теме, прописаны те знания и умения, которыми ученик должен овладеть в процессе изучения данной темы.  Работая с картой, учащиеся могут четко выделить для себя главное и второстепенное, проявить себя с  творческой стороны при  изучении материала прикладного характера.

В карте сопровождения по предмету также заложены темы проектов по изучаемой теме, обозначены коммуникационные группы участники проекта.

 С применением автоматизированной системы управления данными учащиеся имеют возможность получать оперативную информацию о планах подготовки сдачи зачетов экзаменов групповых консультациях, составлять портфолио учебных достижений.

Проектируемая модель образовательного процесса с применением дистанционных технологий обучения и автоматизированной системой управления данными позволит обеспечить:

  • взаимодействие участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде;
  • доступность его получения для всех граждан Российской Федерации.

 Обозначенная структура и содержание модели образовательного процесса в негосударственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школы «Экспресс» Санкт-Петербурга может быть использована для создания системной педагогической поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении с очной, заочной формой получения образования.

Литература

  1. Андреев А.А., Леднев В.А., Семкина Т.А. Дидактические инструменты преподавателя в среде E-learning// Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: материалы XIIнаучно-практической конференции (09 декабря 2011 г.). - М., издательство МИМ ЛИНК, 2010. – С. 113-115.
  2. Ананишнев В.М. Моделирование в сфере образования// Системная психология и социология. - 2010. –  № 2. – С. 52-59
  3. Вершинин В.Н. На принципах самообразования (Организация, методика, опыт)//Открытая школа. -  № 2002. - №5. - С. 27-30.
  4. Владимирская О.Д. Социально-педагогические условия организации деятельности экстерната как образовательного учреждения:дис. канд. пед. наук-  СПб.:издательство «НОУ «Экспресс»,1999. – 222 с.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ