Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ситуация успеха на уроках английского языка

Степаненко Наталья Евгеньевна 
Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Когда ребёнок приходит в первый класс, он преисполнен желания учиться. Он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет.
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Американские ученые, психологи  убеждены, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.
Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха? Ситуация  успеха  – это субъектное эмоциональное переживание удовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности.
Ситуация успеха на уроке служит мотивацией  в обучении. Мотив- побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация-побуждения,вызывающие активность организма и определяющие её направленность.
Давайте рассмотрим наиболее характерные учебные мотивы:
  •  учебно – познавательный мотив (учебный) восходящий к познавательной потребности;
  •  социальный мотив (понимание общественной необходимости учения);
  • позиционный (стремление занять новое положение в отношениях с окружающими);
  • внешний мотив (подчинение требованиям взрослых);
  • игровой (неадекватно перенесенный в новую учебную сферу)
  • мотив получения высокой отметки; [1]
Принимая во внимание данные мотивы  можно разделить методы обучения на:
1-Метод  стимулирования интереса к учению (познавательные игры, творческие задания учебные дискуссии, установки, создание проблемных ситуаций,  создание эмоционально – нравственных ситуаций: успеха, одобрения, поддержки);
2-Метод  стимулирования долга и ответственности(убеждение, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрения, порицания, незаконченные предложения, классные плакаты: Я могу это сделать. Я могу, когда говорю себе, что я могу.);
Пользуясь этими методами, учитель:
  • Подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает, подбадривает;
  • Использует игровые ситуации, загадки, творческие задания, оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам;
  • Формирует у учащихся положительную «Я – концепцию» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу), что способствует успеху; [2]
Немаловажны и используемые учителем приёмы на уроке например - это приём        «Неожиданная радость»
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. Можно разработать своеобразные алгоритм педагогических действий. Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:
Прием “Лестница” или “Встань в строй”
Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
Прием “Даю шанс”
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
Прием “Эмоциональный всплеск”  или “Ты так высоко взлетел”
Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
Прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.
Прием “Эврика”
Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:
–  успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
–  ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;
–  ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.[3]
Невозможно пользоваться данными приёмами каждый день исходя из школьной программы, задач урока и отведённого на выполнение этих задач времени, но учитель всегда может воспользоваться простейшими приёмами создания ситуации успеха:
  • похвала;
  • авансирование;
  • «холодный душ»;
  • «эврика»;
  • «эмоциональное поглаживание»;
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата ( все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
1. Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.
2. Авансирование успешного результата
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
“У вас обязательно получится”.
“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.
Помогает ребенку избежать поражения.
Достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с…..”
“Выполняя работу, не забудьте о…..”
4. Внесение мотива.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
5. Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
“Только ты и мог бы….”
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению конкретных действий.
“Нам уже не терпится начать работу…”
7. Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“Тебе особенно удалось то объяснение”.
“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой   –  когда благополучный и в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоям теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).[4]
Давайте рассмотрим ситуации успеха на уроках английского языка при различных видах работ на уроке:
You are family. Your task is to write the Family Records. It’s up to you who of you will speak, write, design the page of the Family Records.
For example: In my family of ….
The smallest person is…  The tallest person is… ,  etc.
Now let’s Reward Money. Imagine you get the reward money. What would you like to do with 1000$.
Begin your sentences with the words: I’d like to….
The next exercise is to write in groups the words by the theme :
Animals, vegetables, professions, furniture, what you can do at home…
Now number 4 reads the animals, number 1 reads the furniture, etc.
 
ЛИТЕРАТУРА
1. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов/С.С. Кашлев.  –  Мн.: Выш. шк., 2002.
2. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М., 1992.
3. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М., 1994.
4. Стефановская Т.А. Классный руководитель. Иркутск, 2004.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ