Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение педагогической технологии развития
критического мышления на уроках в колледже

Панферова Елена Юрьевна,
учитель ГБОУ СОШ № 390
Санкт-Петербурга 
         В последние десятилетия в педагогике утвердилось понятие «технология», пришедшее из сферы производства.
         Педагогическая технология – это, по Сластенину,  последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и гарантировать достижение результатов всеми школьниками.
         Остановлюсь на технологии развития критического мышления.
         Критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление.  Оно должно быть сфокусировано на решении того, к чему стремиться  и что делать. Это поиск  здравого смысла, умение слушать  и слышать разные точки зрения и с учетом их поступать логично, а также умение отказаться от своих предубеждений. Критическое мышление способно выдвигать новые идеи и видеть новые возможности решения проблем.
         Нет сомнения, что человек с критическим мышлением умеет решать проблемы и оказывается более жизнестойким в трудных ситуациях. Поэтому данная технология должна быть взята на вооружение всеми педагогами средней и высшей школы, чтобы воспитать успешного человека.
         Чтобы развивать критическое мышление на уроках языка, необходимо ставить студентов в ситуацию сопоставления разных источников, учить видеть проблему и искать пути ее решения,  проводить исследование, давать оценку языковым явлениям.
         В технологии развития критического мышления разработаны некоторые специфические эффективные приемы работы, вызывающие у студентов большой интерес и помогающие им осознанно воспринимать языковой материал.
         Покажу некоторые приемы работы, которые использую на уроках русского и старославянского языка.
         Для актуализации знаний используется прием «кластеры». С его помощью создается мотивация к познанию и устанавливается  обратная связь. Этот прием использую в начале изучения темы «Имя существительное в СОВРЯЗе» и темы «Имя прилагательное в старославянском языке». Повторяются грамматические категории указанных частей речи и выстраивается схема в виде кластеров на доске. К ней возвращаемся в конце урока, уточняя, что нового узнали, а на старославянском сравнивая с новым материалом. Этот прием позволяет студентам  оценить свои знания, сознательно усвоить материал.
         С этой же целью используется прием «ЗХУ» на первом уроке старославянского языка, позволяющий не только вспомнить, что студенты знают об этом языке, но и откорректировать, уточнить и пополнить их знания, а также побудить их выразить пожелания к изучению курса, т.е. составить «прогноз» на будущее.
         При изучении лексико-грамматических категорий существительного применяется прием «инсерт» в работе с лингвистическим текстом в методичке, помогающий сознательно воспринимать информацию, и, с этой же целью,  прием постановки «толстых» и «тонких» вопросов после чтения теории о собственных и нарицательных существительных. Кроме того, формулирование вопросов является трудным делом для студентов, но это умение необходимо им для школьной практики. Поэтому анализируем каждый вопрос, его форму, целесообразность и логическую последовательность вопросов.
         Используя технологию развития критического мышления, можно эффективно учить студентов грамотно искать главное в лингвистическом тексте. С этой целью используются таблицы. Так, на уроке «Имя прилагательное в старославянском языке» после работы с кластерами группа делится на 2 подгруппы, и каждая  изучает по учебнику Т.А.Ивановой свою тему: «Краткая и полная форма прилагательных», «Степени сравнения прилагательных». Каждый студент, читая параграф, заполняет таблицу:
Что?(Название формы) Когда появилась? Каково значение? Как образуется? Как изменялась?
 
Какой член предложения?
  
         Затем материал обсуждается в подгруппе, уточняется и корректируется. После этого один  представитель от подгруппы рассказывает всем по своей теме, а вторая подгруппа заполняет таблицу. И наоборот. После знакомства  с материалом вся группа выполняет индивидуальную работу -  все заполняют таблицу «Линии сравнения»:
Имя прилагательное в старославянском языке Линии сравнения Имя прилагательное в СОВРЯЗе
         2-ю графу студенты разрабатывают самостоятельно с опорой на кластеры, которые сделали в начале урока. Эта работа сдается как обязательная по технологической карте и оценивается баллами.
         Подобные задания студенты выполняют по теме «Инфинитив и супин в старославянском языке».
         Практика показывает, что эти задания поначалу очень непросты для ребят, но со временем они начинают лучше видеть главное в тексте, что очень важно не только для филологической профессии, но для жизни. Разработка линий сравнения позволяет путем сопоставления выявить общее и различное, что тоже необходимо для человека и составляет ключевые компетенции личности.
         Работая с текстом на уроке русского языка, иногда применяю прием «чтения с остановками», который позволяет развивать воображение, побуждает студентов прогнозировать развитие мысли или событий в тексте и делать собственные выводы. Затем приводится в пример авторский текст и выявляется его идея и позиция автора. Попутно идет языковой анализ, делается акцент на языковом выражении авторского замысла. Такая работа делает урок насыщенным и интересным, а обучение языку приобретает смысл. А студенты учатся не бояться выразить свое мнение, доказать его,  даже если оно не сходится с мнением учителя и автора, а также и принимать чужое мнение, если оно кажется более убедительным, чем свое. А это и есть элементы  критического мышления.
         Технология критического мышления предполагает наличие на каждом уроке такого завершающего этапа, как рефлексия. Иногда это высказывания студентов о том, что запомнилось, понравилось, хотелось бы применить. Иногда это написание синквейна – по группам или индивидуально. Это творчество помогает выявить главное в изучаемой теме и к тому же объединяет ребят и вызывает положительные эмоции. А каждый педагог знает, что эмоциональный фактор на уроке чрезвычайно значим.
         Все описанные приемы и многие другие вызывают у ребят живой интерес и повышают мотивацию к изучению языка.
         Используя в работе данную технологию, возможно воспитать критически думающего человека, умеющего смотреть объективно на вещи и события, видящего проблему в ее целостности, могущего работать с различными источниками, анализируя их достоверность, - человека, имеющего здравый смысл и  знающего, что делать в нестандартной  ситуации.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ