Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

  

Лотарева О.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 275, г.Санкт-Петербург

Воспитательная система, являясь целостным механизмом,  способна максимально эффективно обеспечивать достижение  воспитательной цели, потому что все взаимосвязанные компоненты системы, работают на реализацию цели  [1].   

       Эффективность и результативность функционирования системы военно-патриотического воспитания в образовательной деятельности школы военного городка определяется совокупностью необходимых условий: педагогическим, методическим, информационным обеспечением,  использованием многообразия педагогических методов, форм и средств военно-патриотического воспитания в образовательной деятельности школы, учитывающих особенности микросоциума, обобщением результатов военно-патриотической деятельности.  

           Инновационная стратегия системы военно-патриотического воспитания учащихся в образовательной деятельности школы военного городка включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение научно обоснованного выбора характера воздействия на учащихся с целью утверждения в их сознании и чувствах социально значимых ценностей, влияющих на  жизненное самоопределение, среди которых – уважительное отношение к воинской культуре отечества, к его военным святыням, к военнослужащим, к профессии офицера, к военнослужащим родителям

         Осмысление главных направлений организованной нами деятельности дало возможность результативно влиять на ценностные ориентации личности учащихся путем использования личностных ресурсов каждого, учета интересов, возможностей, возрастных особенностей конкретной индивидуальности.

          Под военно-патриотическим воспитанием в условиях микросоциума военного городка мы понимаем научно обоснованный выбор характера воздействия на учащихся в процессе их воспитания, организуемого субъектами (учителя, родители,  средства массовой информации, субъекты воспитания), производимый в целях максимального развития школьника и направленный на воспитание высоких нравственных качеств

      Доминантой в программе обучающего эксперимента был деятельностный подход, основанный на взаимодействии школы и внешней воспитательной среды, направленный на обеспечение нравственного развития школьников. 

     При составлении программы обучающего эксперимента мы опирались на разработанную нами модель, выявленные на констатирующем этапе показатели и критерии эффективности военно-патриотического воспитания, обеспечивающие взаимосвязь и взаимодействие отдельных подсистем воспитательного процесса. При этом мы руководствовались целенаправленностью, целесообразностью всех воспитательных влияний.

      С целью обеспечения активного функционирования разработанной модели военно-патриотического воспитания учащихся в школах военного городканами был  определен выбор соответствующих форм. Как показывает практика, одно и то же содержание, облеченное в разные формы, оказывает различное влияние на учащихся. Мы убедились: работа по военно-патриотическому воспитанию эффективна, если учитываются интересы учащихся, возрастные особенности, возможности интеллектуального и нравственного развития учеников. Результативность военно-патриотического воспитания определялась также деловым сотрудничеством школы с семьей, военнослужащими воинской части, гарнизонным Домом офицеров. Деловые контакты с воинами создавали  особую атмосферу в жизни школьного коллектива.

       Военно-патриотическое воспитание учащихся осуществлялось в таких подсистемах, как:

·               образовательная деятельность на уроках гуманитарных       предметов;

·      внеклассная и внешкольная работа (кружки, хор, студия, кинолекторий, экскурсии, встречи);

·               домашняя работа (самостоятельное чтение художественной литературы, написание творческих работ, сочинений);

·               самостоятельная работа поисково-исследовательского характера.

        В процессе экспериментальной работы мы старались обеспечить структурное единство содержания и формы, методов и способов   организации военно-патриотического воспитания, а также согласованность таких компонентов, как теоретическое знание, осознание, деятельность учащегося.

        Использование различных педагогических форм воспитания  (учебно-познавательных, творческо-игровых, деятельностных), единство традиционных и новых технологийобеспечило активную реализацию  функций нашей модели, способствовало активизации  эмоциональных и познавательных процессов учащихся, позволило глубже раскрыть перед школьниками духовную ценность воинского служения отечеству.

        Эти формы работы рассматривались нами как один из способов  социализации, активизирующих групповую интеграцию, а также развитие «Я – концепции» учащихся. Занятия в кружках военно-патриотической направленности предоставили возможность для осмысления отношений с окружающим миром, для творческих исканий и размышлений учащихся.    

      Развивающий эффект различных форм военно-патриотического воспитания состоял в воспитании уважительного отношения к воинской культуре отечества и сопровождался воспитанием нравственного, эмоционального отношения к родине.

      Практика убеждает, что военно-патриотическое воспитание учащихся начинается с пробуждения уважительного отношения к человеку, выполняющему воинский долг перед родиной. Если подрастающее поколение ценит заслуги дедов и отцов,  это свидетельствует о его нравственном здоровье.

      Система работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся включает:

- постановку цели военно-патриотического воспитания в учебно-воспитательном процессе;

-  выбор средств и форм военно-патриотического воспитания и его материального обеспечения для воспитания уважительного отношения школьников к защите и защитникам отечества;

- создание проблемной ситуации, для разрешения которой организуется дискуссия, обмен мнениями и впечатлениями.

     Педагогическая технология военно-патриотического воспитания учащихся в школе микросоциума военного городка ориентирует на воспитание уважения к вооруженным силам, защитникам отечества, воинской профессии, воинскому долгу, воинскому труду. 

    Первостепенная роль в военно-патриотическом воспитании учащихся принадлежит урокам гуманитарного цикла. Именно на этих уроках закладывается фундамент военно-патриотического сознания, чувств и поведения. В урочной деятельности ставятся исходные цели и задачи, воспитываются базовые понятия, представления, нравственные принципы,     учитель определяет, над усвоением каких нравственных понятий он может работать на уроке и какие качества и черты характера он может формировать на данном учебном материале.

      Важным фактором военно-патриотического воспитания учащихся в школе микросоциума военного городка является школьное литературное образование. Под влиянием процесса школьного литературного образования формируются такие элементы структуры личности, как сознание, чувства, нравственные качества, поведение. Воспитывающая роль литературы в значительной мере определяется ее спецификой как искусства слова. Она отражает жизнь в образах, картинах, которые оказывают воздействие на чувства и вызывают глубокие раздумья.

     Формируя патриотическое сознание и воспитывая патриотические чувства,  литература   влияет на мотивы поведения учащихся, на воспитание их нравственных качеств, которые реализуются в поведении. Привлечение учащихся к нравственной  личностной оценке тех или иных явлений и действий литературных героев представляет своеобразный вид социальной практики.   Под влиянием процесса школьного литературного образования формируются такие элементы структуры личности, как сознание, поведение, чувства, нравственные качества. В связи с этим важно, чтобы знания, полученные на уроках литературы, приобретали для ученика личностный смысл, проходили через его эмоциональные переживания и превращались в убеждения – руководящие мотивы его действий и поступков.

       В основе литературного образования лежит чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями  писателей и поэтов, историко-культурными фактами, необходимыми для понимания художественных произведений. Расширение круга чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст является важным средством для поддержания этой основы.

       Цель школьного литературного образования состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства учащихся  [2]. 

       Литература о войне поднимает коренные вопросы человеческого бытия,  вводит в круг таких проблем, как: человек и война; цена основополагающих положительных человеческих качеств на войне:  мужество, храбрость, героизм, честь, достоинство, долг, самоотверженность, добродетель и др. Произведения писателей, пришедших в литературу прямо с полей сражений, имеют большое воспитательное значение. Многие герои этих книг могут служить примером мужества, бесстрашия, проявленных при выполнении воинского долга перед отечеством.

       Художественная литература о войне помогает осознать не только ее гибельность, но и почувствовать нравственную, духовную красоту человека, защищающего отечество.Литература о войне имеет антивоенную направленность. Показывая войну во всей ее сложности, в «крови, страданиях, смерти», писатели выражают убеждение в том, что это не должно повториться, что величайшей ценностью на земле является человеческая жизнь.

      Знакомясь с произведениями на военную тему, наблюдая за поступками героев, учащиеся получают огромный эмоциональный заряд. Обогащение ду­ховного мира учащегося  в процессе  литературного чтения происходит че­рез постижение идеалов и через сопереживание, сочувствие и соучастие. Ярко воспринятые образы,  пере­житые картины  оказывают положительное влияние на ду­ховный  мир подрастающего поколения. О притягательной силе идеалов писал Л.И.Рувинский, отмечая, что «герой, в котором подросток и юноша ценят духовный мир, гуманизм, благородство, верность долгу, преданность народу, является притягательным примером, образцом в самовоспитании растущего человека» [3]. 

       Русская военная проза второй половины XX века всегда была одним из наиболее крупных “блоков” школьного литературного процесса. На ее страницах воспитывались многие поколения читателей. Литература периода Великой Отечественной войны – это одна из ярчайших страниц  советской литературы. Она обращается к наиболее тяжелым периодам в ходе Великой Отечественной войны, к критическим моментам в судьбах героев, выявляет гуманистическую природу воюющего солдата.

      Военная проза В.Астафьева, А.Адамовича, С.Алексиевич, А.Бабченко, Г.Бакланова, Ю.Бондарева, В.Быкова, А.Варламова,  Б.Васильева, Г.Владимова, О.Ермакова, К.Воробьева, А.Геласимова, О.Ермакова, В. Кондратьева, В.Маканина, В.Некрасова, А.Солженицына и др. сурова, трагична. Герои произведений часто попадают в ситуации, когда надо сделать выбор между честью и бесчестием, чувством долга и вполне естественным стремлением человека сберечь свою   жизнь. Перед угрозой смерти люди ведут себя по-разному. Одни мужественно, смело, поражая выдержкой и высоким чувством товарищества, другие оказываются трусами, приспособленцами. В трудную минуту резко отделяется добро от зла, чистота от подлости, героизм от предательства. И очень важно, что писатели подводят своих героев к правильному выбору, проведя их через сложные испытания, показывая их духовную стойкость, силу воли. Лучшие страницы военной прозы сильны гуманистическим началом.

         Воспитание уважительного отношения учащихся к воинской культуре отечества на уроках литературы включает в себя систему педагогических условий, среди которых важное место занимает работа с учащимися по осознанию сущности ключевых понятий воинской культуры «патриотизм», «отечество», «воинский долг», «воинская честь». Важным на уроках литературы является создание педагогическими средствами атмосферы эмоционального переживания и сопереживания литературным героям, оценки их поступков с нравственных позиций,  практикооориентированный способ подачи материала. 

     Такие понятия, как «патриотизм», «отечество», «воинский долг», «воинская честь», должны быть не только освоены учащимися на когнитивном уровне, но и пережиты на эмоциональном уровне. Эмоциональная сторона усвоения понятий проявляется «в отношении к знаниям, к их приобретению, к их передаче, к их использованию, в отношении к поступкам, при оценке приобретаемых знаний» [3].

     Работа с понятиями «патриотизм», «отечество», «воинский долг», «воинская честь»  направлена на обогащение личного опыта учащихся, на интериоризацию ценностей, связанных с идеей защиты отечества.  Уточнение и углубление этих понятий осуществляется за счет истолкования терминов, выделения их главных составляющих.  

      Одним из способов подачи материала являются свободные дискуссии. В качестве диагностических приемов используются задания объяснить значение понятий «патриотизм», «отечество», «воинский долг», «воинская честь»,  сочинения, сообщения и доклады, рефераты учащихся.

     Рассмотрим современное литературное образование с точки зрения его наполнения военно-патриотическим компонентом. Изучение типовых программ и учебников позволило осуществить отбор учебного материала, направленного на военно-патриотическое воспитание  учащихся.

        В таблице 1 мы представляем военно-патриотический компонент     программ по литературе (базовый уровень) в 5-11 классах под редакцией В.Я.Коровиной  2009 года издания [1]. 

                                                                                          Таблица  1

Военно-патриотический компонент литературного образования в  5 – 11 классах

 

класс

раздел

тема

поурочные темы

вид урока

понятийный аппарат

5

Фольклор. Русские народные сказки






 

 

Древнерусская литература





Литература Х1Х века
























Литература ХХ века










 

 

Произведения для самостоя- тельного чтения:

1.Волшебная богатырская   сказка героического содержания.

 «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»,

«Солдатская шинель».

 

2.»Повесть временных лет».

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»


3.И.А.Крылов «Волк на псарне».



4.М.Ю.Лермонтов «Бородино»












5.Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». 




6. Поэты ХХ века о Великой Отечественной войне.

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»;

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». 



К.Рылеев «Иван Сусанин»,

Л. Толстой «Севастопольские рассказы» (на выбор)

Тема мирного труда и защиты родной земли.






 

 

Подвиги героев во имя мира на родной земле.



 

 

отражение историч.собы-тий 1812 г.


Поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 г. Изображение Бородинского сражения глазами солдата, участника битвы.


Бессмыслен-ность и жестокость национальной вражды


Прославление героизма и самоотвержен-ности людей в годы войны. Тема памяти.

обучение чтению,

беседа







обучение чтению,

беседа




рассказ учителя, обучение чтению

рассказ учителя, беседа,

обучение чтению









урок развития речи




рассказ учителя, беседа












 

героизм, патриотизм, защита родной земли







героизм, патриотизм, защита родной земли



 

 

патриотизм, защита родной земли


героизм, патриотизм, истоки победы,  народный подвиг, редут, драгун  







война, гуманизм





мужество,  подвиг,   победа

6

Древнерус-ская литература








Литература ХХ века











Произведе-ния для самостоя-тельного чтения.

1.«Повесть временных лет».   «Сказание о белгородском киселе».






2. Поэты ХХ века о Великой Отечественной войне.

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»,   Д.С.Самойлов «Сороковые»



Д.Давыдов «Партизан»,
А.Лиханов «Последние холода».

Ум, находчивость, патриотизм русских. Осуждение вероломства, призыв к отпору врагам.


Прославление героизма и самоотверженности людей в годы войны. Тема памяти.    

рассказ учителя, обучение чтению 







урок развития речи

находчивость, патриотизм,  богатырская сила русского человека, дружинник





чувство любви к Родине, ответствен-ности за нее в годы жестоких испытаний

7

Устное народное творчество








Русская литература Х1Х века

















Литература ХХ века

1.Былины об Илье Муромце и богатырях.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».





2. А.С.Пушкин «Полтава» («Полтавский бой»).


3. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».









4.На дорогах войны. Стихотво-рения поэтов – участников войны:   А.Ахматовой,  К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. 

Тема защиты родной земли. Образ Святой Руси. Образ богатырей. 






Прославление мужества и отваги русских солдат.

Прославление боевого  товарищества, осуждение предатель-ства, героизм,

самоотвер-женность



Прославление героизма и самоотвер-женности людей в годы войны. Тема памяти.

урок внеклас-сного чтения






рассказ учителя, беседа




рассказ учителя, беседа







 урок внеклассного чтения

героизм, патриотизм, Святая Русь, бескорыстное служение Родине и народу, чувство собственного достоинства

 

героизм, патриотизм, мужество, отвага


патриотизм, мужество, отвага, героизм, самоотвер-женность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли

героизм,   патриотизм, самоотвер-женность

8

Древнерус-ская литература







Русская литература Х1Х века




Литература и время. Век ХХ.

























Произведе-ния для самостоя-тельного чтения.

1. «Житие Александра Невского».







2.А.С.Пушкин «Капитанская дочка»




3.А.Т.Твардов-

ский «Василий Теркин».





4.А.П.Платонов «Возвращение».







5.Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Е.Винокуров, М.Исаковский, Б.Окуджава, А.Фатьянов, Л.Ошанин, В.Высоцкий



К.Ф.Рылеев «Я ль буду в роковое время…», «Иван Сусанин»

Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги  А.Невского.

Нравствен-ный рост «добродушного армейца  Гринева».


Тема служения Родине. Прославление «русского чудо-человека».

Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.


Прославление героизма и самоотвер-женности воинов, защищающих свою Родину.

рассказ учителя, беседа,

практикум






рассказ учителя, беседа




рассказ учителя, беседа





урок внеклас-сного чтения





урок  развития речи

патриотизм, мужество, отвага, подвиг самопожерт-вования





совесть, воинский долг, честь, воинская честь, достоинство

жизнестой-кость, оптимизм и другие черты русского националь-ного характера, «большая» и «малая» родина, война, гуманизм




героизм, патриотизм, мужество, отвага, победа

  9

Древнерус-ская литература













Литература  ХХ века.





















Произведе-ния для самостоя-тельного чтения.

1. «Слово о полку Игореве».














2. М.Шолохов «Судьба человека».



3.А.Т.Твардов-ский «Я убит подо Ржевом».






4.Песни о войне.

А.А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»,

К.М.Симонов «Жди меня и я вернусь».



Повести о Великой Отечественной войне Г.Я.Бакла-нова,

Ю.В.Бондарева,

В.В.Быкова

 Изображение русской земли и судеб русских людей. Призыв к единению, к подчинению всех стремлений человека  интересам единства Родины.


Судьба Родины и судьба человека.


Прославление героизма и самоотвер-женности воинов, защищающих свою Родину


Прославление героизма и самоотвер-женности воинов, защищающих свою Родину

лекция,

беседа,

практикум












беседа,

практикум




беседа








урок внеклас-сного чтения

героизм, защита родной земли,

единение












героизм  простого человека, воина, труженика

подвиг, патриотизм, героизм, воинский долг,

воинская честь


 подвиг, патриотизм, героизм, воинский долг,

воинская честь,

самоотверженность

10

Русская литература Х1Х века

1.М.Ю.Лермонтов

«Валерик», «Сон».




2.Л.Н.Толстой «Война и мир».





3. Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы».

Тема жизни и смерти.





Картины войны 1812 г. 





Народ и война.

практикум 






лекция,

беседа,

практикум




урок внеклас-сного чтения

подвиг, мужество, воинский долг, воинская честь

героизм, патриотизм ложный,   патриотизм истинный


героизм, патриотизм, мужество, отвага

11

1.Литера-тура рубежа веков.



Литература  ХХ века.








































Произве-дения для самосто-ятельного чтения

1.А.И.Куприн «Поединок»





2. Тема Гражданской войны.

М.Шолохов,

И.Бабель, А.Веселый, А.Фадеев, И.Шмелев,

Д.Фурманов


3.Литература периода Великой Отечественной войны (поэзия, проза, драматургия).

Лирика А.Ахматовой, О.Берггольц, А.Суркова, В.Инбер, П.Антакольский.

Драматургия К.Симонова, Л.Леонова, Е.Шварца.

Проза А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, В.Гроссмана и др.


3.Военная тема в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева и др.



В.П.Астафьев «Где-то гремит война»

Проблема самопознания личности. Нравственное становление. 


Трагизм восприятия войны








Правда о человеке на войне. Реалии и романтика в описании войны.















Новое осмысление военной темы.

лекция,

беседа





семинар










лекция,

беседа


















семинар

воинский долг, воинская честь, достоинство


долг, честь, достоинство,

проблема нравственного выбора






героизм, патриотизм, мужество, отвага, проблема нравственного выбора в экстремальных условиях  











героизм, патриотизм, мужество, отвага, проблема нравствен-ного выбора в  трагической ситуации войны

      

       Из таблицы видно, что в базовых программах в целом уделяется внимание военно-патриотическому воспитанию,  однако программы по литературе (особенно в старших классах) недостаточно, на наш взгляд,  насыщены темой Афганской и Кавказской войны. Хотя, как показало наше исследование, старшеклассники проявляют достаточный интерес к   произведениям современных писателей о жизни российской армии.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1.Барышников Е.И. Воспитательные системы образовательных учреждений. – СПб, 2003. – 145 с.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. 6-е издание, переработанное. Москва, «Просвещение», 2009. – 253 с.

3. Рувинский Л.И.Нравственное воспитание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 184 с.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ