Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль игры в жизни школьников

Пименова Жанна Анатольевна
Сегодня практически каждый учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения. это связано с тем, что приосходит изменение мышления учителя, ориентированного на эффективное решение образовательно-воспиттательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности учащихся. 
еред современным учителем истории стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке исторических событий, субъективггые и неоднозначные оценки исторических деятелей и хода истории. Возможность обсуждения этих вопросов дают нам нетрадиционные формы урока.
наиболее распространенной и активной формой учебного занятия, в ходе которого моделируется опредлнная ситуация прошлого, "оживают" и "действуют" исторические персоанаж - игра на уроке истории.
А. С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих работах обращался к вопросу о роли игры в жизни детей. «Вся его жизнь – игра,_ писал А.С. Макаренко. – У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».
Игра побуждает ребенка перевоплотиться в другого человека из прошлого. Он примеряет на себя далекий от его повседневной практики образю Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируетисторическую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре,становятся для каждого участиника личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять изучаемую эпоху.
Опыт создания исторических игр и их применение доказывают, что учебные игры являются хорошим помощником учителя.  Используя систему игр с учетом возрастных особенностей, прибегая к постепенному усложнению материала, учитель добивается прочных и осознанных знаний у своих учеников. Однако главной целью учителя должно быть сформирование понимания объективности и закономерности исторических событий, установление и осмысление логических связей между историческими процессами.
Познание мира через игру происходит в формах не похожих на обычный школьный урок:. Здесь фантазия и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между событиями, личностями. Важной особенностью является отсутствие необходимости, обязательности, а по желанию самих ребят происходит многократное повторение предметного материала в его различных формах и сочетаниях.
Против игры как простого средства развлечения выступал А.М. Горький. Он писал, что «игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Не следует забывать о том, что в основе учения лежит определенная программа и обусловленные требования, но в основу игры должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. Игры всегда ведутся по определенным правилам, в игре учащиеся должны мобилизовать свои знания, обращаться к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащать себя.
Без учителя, без его поддержки многие интересные начинания ребят могут оказаться трудными и неосуществимыми для них. однако учитель должен стать не только организатором игры, но и ее участником, так как отсылка ребят к игре не вызовет у учащихся особого энтузиазма. учитель должен положить начало творческой работе учащихся, умело ввести ребят в игру. это не значит, конечно, что учитель идет вразрез с хорошими замыслами ребят, что он "навязывает" игру вопреки желаниям детского коллектива.
По мере того как исторические игры становятся более или менее постоянным занятием ребят, учитель постепенно уходит на задний план. но в начале он и высший авторитет, и судья во время возникающих споров и разногласий, и обязательно активный рядовой участник игр. важно присутствие учителя, прекрасно владеющего предметом, в играх, ответы в которых многообразны и могут поставить в затруднительное положение недостаточно знающего ученика. 
к числу игр, в которых роль учителя велика, следует отнести ряд домино, в которых выжно не просто выставить ту или иную фишку в соотвествии с контрольным листом, а требуется и обоснование того или иного хода. Очень популрна игра "Кто помнит?" также невозможно заранее составить. это своеобразное состязание, в ходе которого события не систематзируются, а подбираются игроками по признаку связи с определенным местом. Учитель обуславливает время и задает всем один волпрос: "Кто помнит больше событий, связанных с историей города Киева в XI веке?". По истечении времени ведется подсчет очков.
Таким образом, учителю истории необходимо делать игры вместе с ребятами, помогать в выборе типа игры, в подборе иллюстративного и текстового материала, но и обязательно быть участником этих игр самому. 
Степень соответсвия игрвой ситуации исторической реальностизависит от уровня проработки технолигии игры, Предлагаю простых правил хорошей игры.
ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ РОЛЕВОЙ ИГРЫ:
1. Внимательно изучи рекомендованную ичителем литературу и проанализируй ее, выбери необходимый результат.
2. Просмотри иллюстративный материал по теме, обрати внимание на внешний облик людей и окружающие предметы обстановки и быта.
3. Представь образ человке, чью роль тебе предстоит исполнять, надели чертами характера.
4. Зная принадлежность данного пресоанажа к определенной общественной группе и определенному периоду, попытайся понять, что могло его волновать и какие чувства мог испытывать этот человек.
5. Сопоставив образ и внутренний мир своего героя, составь небольшой рассказ от его имени.
6. Для придания рассказу большей достоверности включи общеупотребляемые слова и выражения того времни.
7. Предположи, какие вопросы могут возникнуть у других участников игры к твоему герою и попытайся подготовить ответы.
ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ЛЮБОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИГРЫ:
1. Осознай, в чем состоити задача игровой ситуации.
2. Выбери свою роль, исходя из своего опыта, способностей, характера и интнрнсов.
3. Тщательно готовься к игре.
4. Внимателно прислушивайся к выступлениям других игроков, не перебивай, адекватно реагируй на них.
5. Соблюда1 правила игры.
6. Участвуй в подведении итогов игры и поставь себе оценку.
7. Оцени игру с точки зрения соответсвия исторической реальности.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ