Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

(тезисы к вебинару «Современные образовательные технологии» 19.11.2012г.)

Матвеева Наталия Владиславовна, учитель английского языка

ГБОУ лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

         Кто-то очень мудрый сказал: «Новое – это хорошо забытое старое». И так как в каждой шутке есть доля правды, так и в каждом изречении можно найти крупицу истины. Крупица – это ещё не вся истина. Мы живём в современном мире, и хотим мы этого или нет, прогресс наступает нам на пятки и требует современного подхода во всем и ко всему. В том числе и к образовательному процессу, следовательно,  и к образовательным технологиям. Хотелось бы только разобраться и понять, что есть новое, актуальное и полезное, а  где не стоит переусердствовать, дабы не получить результат отторжения из-за чрезмерной насыщенности, пресыщения.

         Когда говорят, что сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащегося, сразу возникает вопрос: «А что 10, 20 лет назад было не очень важно?». Позвольте не согласиться. «Человеку разумному», хотим мы этого или нет, с самого момента появления и становления, как личности свойственна тяга к познанию и развитию. Не всем индивидуумам, возразят скептики. Не принимается. Всем. Просто в разных областях, в разном объёме. Кто-то мечтает открыть новый физический закон, кому-то интересны звёзды, а кто-то мечтает найти пути собственного обогащения. Особенно подвижны в этом смысле дети. Они любопытны от природы.  В задачу же педагога-профессионала входит грамотно и аккуратно направить в нужное русло познавательный интерес ребёнка. И вот тут-то действительно помогут современные образовательные технологии, если педагог ими владеет и знает, когда и какие технологии уместно применять.

В настоящее время в педагогический, и не только,  лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Мы слышим о необходимости внедрения новых образовательных технологий с экранов телевизора, на семинарах, совещаниях. Мы читаем об этом на страницах различных изданий. Однако в самом   понимании и употреблении понятия «педагогические технологии» до сих пор  существуют большие разночтения. Мне ближе всего понятие, которое дал доктор педагогических наук, профессор; член- корреспондент АПН (РАО),В.М.Монахов.                              « Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».  В этом определении чётко прослеживается идея автора о совместной деятельности ученика и учителя и подчёркивается необходимость комфортной обстановки. Полагаю, автор не имел в виду, наличие мягких диванов, ковров и прочих «удобств». Хотя, почему бы и нет? Мы с вами хорошо знаем,  что нам, взрослым людям что-то нравится делать, а что-то нет,  и даже понимаем почему. Понятие «комфортные условия» включает в себя комфорт внутренний, когда ты готов получать импульсы м извне в сочетании с внешним. Право дело, обучать современных детей в полуподвальных помещениях, имея под рукой лишь мел и доску, было бы непростительно. Практически каждый из современных детей имеет дома компьютер, доступ к интернету, а значит и к огромному валу информации. Так что хотим мы того, или нет, включать в современный образовательный процесс технику придётся. Только делать это надо дозировано, уместно и по делу.

Теперь о самих технологиях. Не буду утомлять Вас их перечнем. Их можно найти повсюду. И некоторые из них нам хорошо знакомы, как я утверждала в самом начале статьи. Разве мы с вами, проработавшие в школах более 10,20 и даже 30 лет не использовали такие технологии, как опережающее обучение, ситуативные игры, диалоговое обучение, исследовательская проектная деятельность, проблемное обучения, постановка и решение творческих задач и пр. Мне, как учителю английского языка уже давно знакомо и близко понятие интерактивное обучение, а уж работа в парах, диалоги, группы – так  без этого уже и не помню когда обходилась на уроках. Разве что, когда только начинала работать, и уча училась сама. Просто мы называли их раньше  по-другому. Но цель, как была, так и остаётся во все «педагогические» времена едина: постараться сделать так, чтобы ребёнок был включён в процесс обучения, чтобы ему было комфортно получать, перерабатывать информацию, делиться полученными знаниями, стремиться к самосовершенствованию и самопознанию.

Может сложиться впечатление, что я ностальгирую по «старой» школе, и отвергаю всё  новое, включая современные образовательные технологии,  что несёт с собой ФГОС. Это не так. Просто я предлагаю, используя новые методы, технологии, подходы, не вычёркивать, не забывать традиционные классические подходы. В конце концов, учителя, мел и доску никто не отменял,  и заменить в ближайшем будущем не сможет. Не знаю, как у вас, а вот у меня, и по моим многолетним наблюдениям за детьми у них, у наших детей, всё, или, очень многое зависит от личности учителя, педагога. Есть личность – будет интерес. Так что  предлагаю «с водой не вылить и ребёнка». Конечно, надо использовать новые современные образовательные технологии, ведь прогресс не стоит на месте и время не повернуть вспять. Но прежде, чем разрабатывать конкретные уроки с использованием той или иной технологии, стоит, на мой взгляд,  задумываться: с какой целью я это делаю, почему применяю именно эту технологию, какой КПД ожидаю. Потому что это современно, модно и требуется по ФГОС, для отчёта, какой, мол я молодец, работаю в соответствии с современными тенденциями,  или данная технология уместна на данном уроке, как наиболее эффективная. Нам ещё многому предстоит учиться:  и использованию современных образовательных технологий, и корректировке своих взглядов на отношения ученик-учитель, и умению ориентироваться в современной окружающей образовательной среде. Этот процесс должен стать обоюдным: обучая детей, надо учиться вместе  с ними, а многому и у них. И главное, на мой взгляд, не надо бояться новых понятий, слов и пр. Пусть всё идёт своим чередом, и обязательно встанет на свои места: новое-это почти всегда хорошо забытое старое. Кто-то уже изобрёл до нас и для нас велосипед. А вот усовершенствовать его, дать ему новую жизнь – это наша забота. Это ведь и про новые образовательные стандарты и технологии, не согласны? Предлагаю обсудить.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ