Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сийдра Надежда Владимировна


учитель математики, заместитель директора по УР ГБОУ школа № 217


"Здоровьесберегающие технологии в обучении учащихся-инофонов"

«Ребенку, как и всякому человеку вообще,

противен и несносен тот труд, в котором он не видит никакой цели»

Д. Писарев.

                Приток огромного числа мигрантов в Россию – от 11 до 13 млн. человек в год – реалия современности. С 2005 года Россия занимает 2 место в мире по числу мигрантов. Поэтому вопрос обучения  детей мигрантов  стоит сегодня на повестке дня школ. В нашей школе обучается 59 таких детей.  Заказ общества состоит в том, чтобы все его граждане были способны самостоятельно решать жизненные задачи, активно действовать, адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни и вносить вклад в потребительскую картину общества. Дети-инофоны постоянно находятся в состоянии стресса, т.к. они попали в общество носителей другого языка, вероисповедания, нравов и обычаев. Они испытывают повышенную психологическую и физическую нагрузку, что безусловно, связано с большим риском для здоровья. В связи с этим, на повестке дня стоит вопрос применения инновационных здоровьесберегающих технологий. Работа направлена на осознание учеником себя деятельной личностью, осознанно принимающей решения, способной воспринять весь объем предлагаемой информации. Выбор планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, моделей обучения, критериев индивидуален для каждого ученика. Методическая тема школы: «Организация работы по охране жизни и здоровья учащихся как составная часть гуманизации учебного процесса», включает в себя организацию образования детей-инофонов, с целью получения максимальных положительных результатов с минимальными потерями. Учитель математики испытывает особые трудности в осуществлении этого подхода, т.к. учащиеся мигранты часто плохо владеют русским языком, имеют слабую подготовку по предмету.

  Поэтому характер и содержание технологий -  обучающие и воспитывающие, а управление познавательной деятельностью – направленный контроль (индивидуальный) , автоматизированный (с помощью учебных средств) и рассеянный (фронтальный)[1].

Управление познавательной деятельностью:

 - направленный контроль (индивидуальный)

- автоматизированный (с помощью учебных средств)

- рассеянный (фронтальный)

Форма организации обучения:

 - классно-урочная система

- групповые способы

- компьютерное

- дифференцированное

                Цель работы определяет выбор технологий. Отношение педагогов к ребенку   должно быть личностно-ориентированным и гуманно-личностным.

                Методы обучения (в основном):

- объяснительно-иллюстративные

- развивающего обучения

- коммуникативные

- игровые

                Такие же принципы работы применяем к учащимся компенсирующих классов и переведенных решением МПК из классов коррекции 7 вида в обычные общеобразовательные .

                Для детей-инофонов из всех моделей обучения рационально выбрать:

- личностно-ориентированное обучение

- игровое обучение

- обучение в группах (в т.ч. малых группах и  парах)

- адаптивное обучение

                По доминирующей целевой направленности следует выделять технологии:

 - предметно-ориентированные

- интерактивные (игровые, рефлексивные)

- новые информационные (аудио-, видеотехника, ИКТ).

                Выбор технологий всегда должен быть педагогически и психологически обоснован, поэтому  неоценим совместная  работа учителя и   психолога. Например, адаптивная технология направлена на обучение учащихся приемам самостоятельной работы и самоконтроля. На уроках математики в каждой теме в процессе отработки умение выполнять задания учащиеся должны самостоятельно проработать и решить пакет заданий, что дается через адаптацию урока к индивидуальным особенностям ученика, что способствует их умственному развитию [5]. Процесс подбора заданий требует от учителя дополнительной существенной затраты труда, но компенсируется положительными результатами усвоения учащимися материала, особенно, если работа ведется в парах или малых группах. Учитель-организатор и участник работы. Контроль осуществляется на основе взаимопроверки и предусматривает самостоятельную работу и самоконтроль. По таксометрии Б. Блума [2] педагогические цели можно обозначить:

- знание (запоминает и воспроизводит)→понимание (объясняет, преобразует) →применение (применяет, определяет) →анализ (выявляет, определяет) →синтез (пишет, составляет план) →оценка (оценивает выводы и значимость).

Реализация этой цепочки требует большого педмастерства. Рассматривая инновационное обучение как альтернативу традиционному, главную задачу можно определить, как гармоничное развитие личности, что является здоровьесберегающим обучением.

                Следует отметить роль дистанционного и индивидуального обучения. Школа оснащена дополнительным оборудованием для их осуществления. Эта работа позволяет увеличить объем знаний учащихся об окружающем  мире, учебных  предметах.

                Информационно-коммуникативные технологии оптимизируют труд учителя и ученика, разгружают от лишних временных и психологических затрат. У педагога появляется дополнительное время для общения с каждым учеником. Развитие электронного обучения меняет педагогические условия обучения, воспитания и развития учащихся: техники чтения, речевых показателей, моделей поведения. Учитель становится тьютором и консультантом.  Принцип природосообразности – один из основных в обучении детей-инофонов. Уместно вспомнить о гендерной педагогике, что особенно актуально для этой группы детей с учетом их вероисповедания, полового воспитания, специфики восприятия информации мальчиками и девочками.

                Широко применяется технология обучающей релаксации, что является составной частью технологии развития целостного мышления. Для развития памяти и грамотности можно использовать различные приемы:

-мнемоника – запоминание путем образования логических и структурных ассоциаций.

-эйдотехника- запоминание путем образного представления необходимой информации.

                Примеры:

 - рифмовки, составление фразы из первых букв запоминаемого слова (например. планеты солнечной системы , падежи русского языка),

- звукоподражание – запоминание слов, имитирующих звуки окружающей действительности средствами языка( например, «Правило ослика»),

- опорные графические таблицы – мнемотаблицы ( подбор картинок на изучаемые предложения и  правила),

- рисование текста.

-запоминание подготовленных блок-схем

- создание плана-конспекта в рисунках

- запоминание через образное восприятие (слово или группа слов ассоциируются через форму, цвет, вкус и т.д.)                                                                                                                                                             -нахождение закономерностей, опирающихся на пространственное воображение и др.[3]

                Приемов много, но все они направлены на активизацию умственной деятельности учащихся через включение зрительных, слуховых образов и т.д. Интересен метод контрольных вопросов. Всем учителям известен знаменитый список вопросов для решения математических задач  венгерского математика Дьорда Пойа (1887-1985) . Он утверждал: «  Лучше всего… помогать ученику естественно. Учитель должен уметь поставить себя на место ученика, понять как думает ученик, и так задать вопрос, чтобы ученик мог самостоятельно до него додуматься. В этом состоит высшее искусство учителя»[4].

                Этапы работы:

- понять предложенную задачу

-найти путь от неизвестного к данным

- реализовать найденную идею решения

- проверить и оценить решение критически.

                Этот метод дает простор для широкого спектра приемов, которые могут создавать учителя. Он особенно эффективен в работе   с учащимися инофонами, т.к. они должны решить 2 задачи: понять вопрос ( с учетом знания языка), а затем подойти к его решению. Неоценима роль наглядности в моделях, бумажном и электронном вариантах. Очень важно осуществлять коллективный подход, когда ученик получает помощь от одноклассников, использует их опыт и предложения. Работа в малых и больших группах позволяет проводить конференции, учебную полемику. «Ролевая игра» позволяет формировать модели поведения:

- развитие речевых навыков и умений моделирования общения учащихся в различных речевых ситуациях.

- формирование навыков поведения в межличностных ситуациях.

Таким образом, умелое использование методов и приемов обучения учащихся- инофонов позволяет особое внимание уделять снятию напряжения в обучении, созданию комфортных условий для каждого ученика. Применение здоровьесберегающих технологий в обучении детей-мигрантов является здоровьесберегающим и для учителя, т.к. правильно  организованный учебный процесс позволяет оптимально проводить занятия без лишних затрат психического и физического здоровья участников. Обучение не должно приводить к развитию гипоэргоза- хронической энергонедостаточности, а побуждать детей к поиску и освоению новых познавательных вершин развитию стремления к обучению.

«Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими».

                                                                                              Р. Эмерсон (американский поэт и философ).

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ