Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вариативный маршрут школьника на уроках

Барышева Жанна Евгеньевна
ГБОУСОШ №641

            Как правило, выбираемый учителем средней темп работы на уроке оказывается нормальным  лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый или медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе, особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитии.

            Так как  все учащиеся неодинаково развиваются, в классе появляются хорошисты и отстающие. К тому же на каждый урок приходят ученики, много пропустившие. Их тоже надо включать в работу. Поэтому организую уровневую дифференциацию на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении, при контроле ЗУН.         Выделяются три типа дифференцированных программ разной степени сложности. Между этими программами существует строгая преемственность, по каждой теме представлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать целую картину основных представлений.

            Какие задачи реализуются учителем на протяжении всего урока?

1.      Уменьшить отставание от уровня своих возможностей, повышая уровень сформированности ЗУН и содействия реализации учебных программ.

2.      Развивать логическое мышление, креативность.

3.      Создавать условия для развития интереса и способностей каждого ученика.

Учащиеся 1 группы получают трудные, но интересные задания. И они составляются так, чтобы ученики работали не механически, а при первичном закреплении могли делать обобщенные выводы.

Во 2 группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Такие учащиеся формируют вопросы перед изучением новой темы, делают вывод на уроке.

Группа 3  нуждается в постоянном контроле на всех этапах урока. В основном им предлагаются задания, которые восполняют пробелы в знаниях и облегчают усвоение нового материала. Слабые учащиеся перестают стесняться, понимают, что они тоже что-то могут, и это побуждает их к развитию.

Следовательно, создаются условия для преодоления и развития потенциальных возможностей. Но главное условие – каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять (учитель, конечно, подводит к этому пониманию), на каком уровне он осваивает учебный материал, поэтому вариативность учитывает не только интеллектуальные способности учащегося, но и его интересы, кроме того, у учеников появляется стремление к здоровому соперничеству. На этом этапе подготовки к восприятию нового материала включается дифференцированные задания, направленные на расширение имеющихся знаний, на формирование мотивации познавательного процесса.

Наблюдения и анализ показывают, что не все ученики сразу проявляют интерес к новому, включаются в активную работу. Некоторым дается необходимая индивидуальная помощь. Но главное условие: надо сразу обращать внимание на таких детей, иначе они так и останутся пассивными весь урок. Эти учащиеся получают задания, которые содержат материал, легко интегрируемый с темой урока, а остальным предлагается сформулировать вопросы по изученной теме. При изучении нового материала создается проблемная ситуация в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном ему уровне. Как правило, выслушивается каждый ученик. Большинство учащихся будут высказываться, зная, что их выслушают, подскажут, исправят в корректной форме. От этого тоже зависит успех урока. Избегается «дискомфортность» у слабых учащихся, связанная с ощущением своей «неполноценности», «слабости» по сравнению с другими детьми. На этапе закрепление всегда продумывается, какие приемы и навыки надо закреплять, какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении, как их разнообразить, в какой форме, каким учащимся предложить помощь. Закрепление организуется на трех уровнях, учитывая разный темп и качество усвоения программного материала.

Вариативность и дифференцированный подход в обучении – это важный принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях обучения в классах КО. Предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика и созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.

Комментарии  

0 #1 Барышева Жанна Евгеньевна 08.02.2016 12:37
#5 Барышева Жанна Евгеньевна 31.01.2016 23:12
Барышева Жанна Евгеньевна ГБОУ СОШ №641 Невского района «Инновационная деятельность современного учителя и инновационные продукты школы»

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. Сегодня в обществе происходит много перемен, и современному школьнику необходимо шагать в ногу с этими переменами. Традиционный педагог уходит и на смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей.

Инновация- это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы.
Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач.
Инновационные технологии, методы и формы.

Личностно ориентированные технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации.

Интегрированные занятия. Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.

Информационные технологии. К ним относятся компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер классы с поэтапным выполнением изделий.

Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем(«дерево решений», «мозговой штурм»).
Учение через обучение – метод обучения, при котором учащиеся с помощью учителя готовят и проводят урок.

Технология парного обучения – один из видов
педагогических технологий, при котором один ученик учит другого ученика. Коммуникация двух учеников происходит в форме диалога.

Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ