Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вариативный маршрут школьника на уроках

Барышева Жанна Евгеньевна
ГБОУСОШ №641

            Как правило, выбираемый учителем средней темп работы на уроке оказывается нормальным  лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый или медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе, особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитии.

            Так как  все учащиеся неодинаково развиваются, в классе появляются хорошисты и отстающие. К тому же на каждый урок приходят ученики, много пропустившие. Их тоже надо включать в работу. Поэтому организую уровневую дифференциацию на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении, при контроле ЗУН.         Выделяются три типа дифференцированных программ разной степени сложности. Между этими программами существует строгая преемственность, по каждой теме представлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать целую картину основных представлений.

            Какие задачи реализуются учителем на протяжении всего урока?

1.      Уменьшить отставание от уровня своих возможностей, повышая уровень сформированности ЗУН и содействия реализации учебных программ.

2.      Развивать логическое мышление, креативность.

3.      Создавать условия для развития интереса и способностей каждого ученика.

Учащиеся 1 группы получают трудные, но интересные задания. И они составляются так, чтобы ученики работали не механически, а при первичном закреплении могли делать обобщенные выводы.

Во 2 группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Такие учащиеся формируют вопросы перед изучением новой темы, делают вывод на уроке.

Группа 3  нуждается в постоянном контроле на всех этапах урока. В основном им предлагаются задания, которые восполняют пробелы в знаниях и облегчают усвоение нового материала. Слабые учащиеся перестают стесняться, понимают, что они тоже что-то могут, и это побуждает их к развитию.

Следовательно, создаются условия для преодоления и развития потенциальных возможностей. Но главное условие – каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять (учитель, конечно, подводит к этому пониманию), на каком уровне он осваивает учебный материал, поэтому вариативность учитывает не только интеллектуальные способности учащегося, но и его интересы, кроме того, у учеников появляется стремление к здоровому соперничеству. На этом этапе подготовки к восприятию нового материала включается дифференцированные задания, направленные на расширение имеющихся знаний, на формирование мотивации познавательного процесса.

Наблюдения и анализ показывают, что не все ученики сразу проявляют интерес к новому, включаются в активную работу. Некоторым дается необходимая индивидуальная помощь. Но главное условие: надо сразу обращать внимание на таких детей, иначе они так и останутся пассивными весь урок. Эти учащиеся получают задания, которые содержат материал, легко интегрируемый с темой урока, а остальным предлагается сформулировать вопросы по изученной теме. При изучении нового материала создается проблемная ситуация в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном ему уровне. Как правило, выслушивается каждый ученик. Большинство учащихся будут высказываться, зная, что их выслушают, подскажут, исправят в корректной форме. От этого тоже зависит успех урока. Избегается «дискомфортность» у слабых учащихся, связанная с ощущением своей «неполноценности», «слабости» по сравнению с другими детьми. На этапе закрепление всегда продумывается, какие приемы и навыки надо закреплять, какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении, как их разнообразить, в какой форме, каким учащимся предложить помощь. Закрепление организуется на трех уровнях, учитывая разный темп и качество усвоения программного материала.

Вариативность и дифференцированный подход в обучении – это важный принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях обучения в классах КО. Предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика и созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.