Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технологии современного урока.
Интеллектуальные карты

Филатова Наталия Николаевна,
преподаватель химии,
Колледж судостроения и прикладных технологий

 

В условиях современного мира на нас ежедневно обрушивается массивный поток данных, которые нужно упорядочить, сгруппировать, запомнить и применить в действии. Современный ученик – не исключение, а скорее – наиболее яркий пример человека, ежедневно имеющего дело с большими массивами важной разнородной информации. Как сориентироваться в этом потоке? Какой способ обработки данных применить? Одним из инструментов структурирования информации на сегодняшний день являются «Интеллектуальные карты».

Диаграмма связей (ассоциативная карта, интеллектуальная карта) (англ. Mind map) — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Психолог Тони Бьюзен, разрабатывавший данный метод развития памяти и мышления в 70х годах ХХ века, не был первым, кто таким образом подошел к структурированию информации, но он стал основоположником современного вида диаграмм связей.

Интеллект–карты представляют собой разветвленную структуру, выстроенную по принципу «дерева». В центральной части схемы расположено ключевое понятие, основная идея. От центра в несколько «ветвей», расходятся слова, идеи, задачи или другие понятия, характеризующие основное. Каждая из «ветвей», в свою очередь, распадается на несколько более мелких и т.д. Таким образом, руководствуясь принципами «от общего, к частному», «от центра, к периферии», можно изобразить графически практически любую информацию. А применяя ассоциативное мышление – постоянно пополнять объемы данных.

В образовательном процессе данный метод можно использовать для решения таких задач, как например: подача нового материала с пошаговым изучением ключевых понятий; визуализация и систематизация информации на разных этапах изучения; закрепление материала в процессе обучения и мотивация для мыслительной деятельности; контроль по итогам прохождения материала.

Выделим основные достоинства интеллект-карты:

  • акцент на главном: основной идее и ключевых понятиях;
  • наглядность развития ключевых понятий и взаимосвязей между ними;
  • развитие самостоятельной познавательной деятельности;
  • коммуникативные навыки при работе в группах;
  • легкость обновления и дополнения информации при поступлении новых данных;
  • эффективный расход времени при освоении нового материала;
  • развитие ассоциативного мышления, благодаря которому информация легко запоминается и восстанавливается в памяти;
  • нетрадиционный, интересный способ подачи (закрепления) материала.

 

Поскольку состав обучающихся в классе не может быть однородным, то преподаватель старается найти максимально индивидуальных подход к каждому ученику. Данная методика работы с материалом подходит при работе с людьми разного типа мышления - и творческого, и рационального. При этом люди с творческим подходом не ограничены соблюдением жестких рамок, что позволяет им свободно генерировать идеи. Рационалисты же выстраивают иерархию фактических данных. И те и другие используют ассоциативные ряды, которые способствуют более качественному усвоению информации. А поскольку интеллект-карты объединяют в себе и факты, и изображения, и цвета, и символы, то можно говорить про комплексный подход к изучению материала, рассмотрение проблемы с разных сторон.

Составлять интеллект-карты можно и в процессе урока, и в качестве домашнего задания. Уровни сложности карт и способы их создания могут быть различны – от рисунка на обычной бумаге цветными карандашами, до построения сложносвязанных схем при помощи современных компьютерных технологий.

Во всех случаях, при составлении диаграмм связей необходимо учитывать несколько ключевых моментов:

  • центральное, ключевое понятие (образ), максимально отражает образ всей проблемы;
  • слова на ключевых ветвях должны быть максимально емкими и образными, второстепенные ветви не должны быть перегружены;
  • изначально продумать схему построения карты, разработать ее стиль и придерживаться их на протяжении всего построения;
  • визуализировать информацию при помощи цветовых блоков, символов и картинок, т.е. задействовать разнообразную «визуальную декорацию»;
  • контролировать содержание,  стараясь избегать повторений.

В целом, интеллект–карты – это удобная техника визуализации мышления и эффективный способ работы с данными. В процессе построения подобных диаграмм происходит не только систематизация знаний и их запоминание, но и интеллектуальная работа мозга – генерация идей, поиск связей и принятие решений. Что отвечает сразу двум задачам обучения – самостоятельности в организации учебной деятельности и побуждению интереса к процессу обучения.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ