Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Организация проведения образовательного путешествия с применением ИКТ-технологий

Лебедева Ирина Александровна,
учитель биологии ГБОУ гимназии №155
Санкт-Петербурга

Проблема проектирования образовательной среды, способствующей росту и творческому развитию личности в процессе освоения мира культуры является одной из актуальных проблем современной педагогической науки.

В педагогической практике актуальной остается проблема низкой мотивации учащихся к учебе, отсутствие должного интереса к истории своей Родины и как следствие слабые знания по истории.

Приобщение личности к историко-культурному наследию в образовательном процессе через организацию образовательных путешествий при определенных условиях может стать фактором, влияющим на качество образовательной деятельности, обеспечивая благоприятную атмосферу для самопознания и самореализации человека.

Многолетней традицией ГБОУ гимназии №155 является проведение в январе каждого года педагогической декады «Ученик в образовательной системе г. Санкт – Петербурга». Все внеурочные мероприятия с классами педагоги проводят в формате образовательных путешествий.

В данной статье попытаемся разобраться, что такое образовательное путешествие, в чем его отличие от экскурсии, чем определяется успех образовательного путешествия? Что необходимо учесть педагогу при организации путешествия и в чем  его значение для обучения, развития и воспитания учеников?

Образовательное путешествие – форма проектной деятельности, обеспечивающая дополнительные возможности для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных и других компетенций учащихся (2,3).

Это эффективный способ познания  мира культуры и уникальный инструмент развивающего обучения, направленный на раскрытие творческого потенциала личности.

Целью образовательного путешествия является освоение учащимися определенных закономерностей культуры, активное постижение историко-культурного, социального опыта цивилизации.

Идеальным объектом для образовательного путешествия является Город как социоккультурный феномен, являющийся частью культуры и одним из самых ярких способов ее воплощения (1). Он обладает разновременностью и позволяет проследить развитие многих культурных процессов во времени, погрузиться в историю, природу, науку и культуру, мир людей и идей, его составляющих.

Образовательное путешествие имеет несколько принципиальных отличий от экскурсии (4):

Успех в проведении образовательного путешествия зависит от продуманности плана, от опыта, умения и находчивости руководителя путешествия. Путешествие необходимо проектировать в содружестве нескольких педагогов.

Реализуя модель образовательного путешествия, педагогу необходимо:

  1. сочетать разнообразные вопросы школьников на едином маршруте, не утратив при этом возможности «встречи каждого с культурой»;
  2. помочь каждому ученику подойти разными путями к исследованию выбранной им темы;
  3. объединить разобщенных вопросами школьников в исследовательские команды, сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи;
  4. сделать так, чтобы личные интересы школьников сложились в культурно значимые вопросы;
  5. помнить, что учитель является ведущим и помощником, а ученик исследователем.

План проведения образовательного путешествия включает три этапа – замысел, поиск и представление.

Пошаговые действия по подготовке путешествия могут быть следующими:

Каждому ученику выдается планшет «Вопрос – Маршрут – Материал»:

 

Индивидуальный образовательный вопрос

 

Точки маршрута

Источник/ материал

До путешествия

На маршруте

 

 

 

 

 

Организация образовательных путешествий для учащихся на наш взгляд имеет важное образовательное и воспитательное значение, поскольку:

- способствует самоопределению учащихся;

- развивает ответственность и самостоятельность гимназиста;

- способствует развитию навыков ориентации в пространстве и получении опыта освоения нового незнакомого пространства за счет самостоятельного выполнения  исследовательских заданий;

- формирует субъективное отношение к себе, другой культуре, окружающей действительности за счет обмена впечатлениями, выражения собственных мыслей и идей;

- способствует развитию навыков коммуникативного общения в группе;

- развивает навык получения, обработки и анализа информации, полученной из разных источников;

- расширяет границы культурного самосознания (за счет интерактивного формата ряда путешествий).

 

Литература:

1. Аксельрод В. И. Город как предмет школьного краеведения (О методическом наследии И. М. Гревса и Н. П. Анциферова) [Электронный ресурс] - http://www.institute-spb.standardsite.ru 
2. Ванюшкина Л. М. Внеаудиторное образование – путь в новое образовательное пространство: Монография. – СПб.: ЗАО «Лита», 2003. - 224 с. 
3. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры: Монография. - СПб.: СПб АППО, 2012. - 176 с. 
4. Морозова А. Школьные экскурсии, их значение и организация [Электронный ресурс] http://www.schoolnano.ru