Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развивающие технологии обучения

Иванова Надежда Сергеевна ,
учитель истории и обществознания ГБОУ №320
Приморского района Санкт-Петербурга

Развивающее обучение – это специально организованное, в соответствии с законами психического развития школьников обучение. Результат – формирование человека, способного самостоятельно поставить задачи и найти оптимальные способы и средства их решения. Роль учителя – организовать мотивацию и активную деятельность ученика по овладению знаниями. Для этого учащиеся должны уметь слушать, читать, классифицировать, обобщать. Ученик должен владеть общеучебными умениями и навыками, тогда возможно овладеть структурой знаний по истории. Это факты, понятия, закономерности, причинно – следственные связи.

Метод развивающего обучения – метод постановки учебных задач. Задача предполагает поиск информации, перенос усвоенных знаний и умений – установите, объясните, найдите, определите, а вопрос предполагает ответ по тексту учебника – кто, что, когда, зачем. Таким образом, развивающая система – это знания + умения + учебная деятельность + система специальных знаний. Школьники должны уметь обозначить проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы, знать специфику эпох и вклад исторических деятелей, раскрывать содержание дискуссионных тем.

Способы поддержания работоспособности учащихся.

  1. Не задерживаться долго на одном и том же материале.
  2. Теоритический материал давать небольшими дозами.
  3. Чередовать трудный и легкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический.
  4. Чередовать методы и приемы работы: письменные и устные, графические и текстовые, вербальные и практические.
  5. Чередовать деятельность: самостоятельная работа учеников и рассказ учителя, беседы и чтение текста, релаксация.
  6. Исключить повторы ответов учеников.
  7. Исключить оценочные суждения: «правильно», «верно», т.к. срабатывает эффект законченности и думать далее нет смысла.
  8. Изменить привычную структуру урока. Исключить повторение темы пройденных уроков, пройденный материал должен включаться в новый урок через систему заданий и приемов сравнения, новую тему можно объявлять в разных вариантах и в конце урока.

 

Принципы развивающего обучения.

  1. Обучение ведется на высоком уровне трудности. Ставятся задачи, вызывающие учебные затруднения, для их решения требуются размышления, предположения, исследования.
  2. Знания даются не в готовом виде, ученик должен их добывать.
  3. Ведущая роль теоритических знаний. Любая тема представлена сначала в общем виде. На втором этапе исследования рассматриваются части целого. После изучения деталей на третьем этапе вводятся части изученного. Процесс познания выстраивается по спирали.
  4. Обучение проходит в быстром темпе.
  5. Школьники осознают процесс учения.  
  6. Каждый ученик может на уроке реализовать свой потенциал.

 

Результативность.

  1. Умение наблюдать.  
  2. Самостоятельное выделение общих признаков, классификация в группы.
  3. Высказывание рассуждений вслух.  
  4. Планирование мыслительных операций и проговаривание выполняемых действий. Отметки выставляются не за конечный результат, а за процесс его получения, ученика сравниваем с самим собой, вчерашним.

Содержание развития.

 В современной педагогике осуществляется переход от информационно – объяснительной технологии обучения к деятельностно – развивающей. Важны не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие творческого потенциала ученика. Мастерство учителя проявляется в умении ставить вопросы, побуждающие учеников мыслить самостоятельно. Выслушивая ответы, учитель не делает оценочных суждений, подхватывает правильную мысль направляет дальше поиск. Ученики приучаются слушать, говорить классу, выражать свое мнение: «Я думаю…», «Я хочу добавить…» и т. д. Помощь учителя не в подсказке, а в мастерстве ставить вопросы, использовании метода сравнения, наблюдении и  наглядности. Эти приемы помогают учащимся осмысливать, группировать, классифицировать, делать выводы, выявлять закономерности.

Основные подходы развивающего обучения.

  1. Исследовательский подход. Ученик в совместной деятельности с учителем создает знания, умения, навыки.
  2. Коммуникативный или дискуссионный подход. Ученик становится автором какой – либо точки зрения на определенную научную проблему. Формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
  3. Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.       

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ