Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проведение системного анализа
речевого общения на уроке

Молчан Елена Александровна

для исследования педагогической и коммуникативной техники учителя общеобразовательной школы предлагается система графической регистрации общения на уроке. Данная система дает возможность проанализировать конкретные коммуникативные акты с выделением их сильных и слабых сторон, провести детальное сравнение различных уроков по одной и той же теме. Регистрируя коммуникативную насыщенность занятий одним учителем, можно достаточно полно и объективно оценить арсенал его коммуникативных умений и навыков при необходимости скорректировать педагогическое общение. . В схему включены показатели оценки эффективности речевого педагогического общения, характерные для системы “учитель-ученик”, “учитель-ученический коллектив”. Заполняя таблицу, необходимо отмечать, какой используется прием, его продолжительность, а также насыщенность данного приема (например, словно обозначая нейтральную насыщенность синим, положительную - красным, негативную - черным цветом). Применение разработанной системы графической регистрации речевого общения учителей позволяет повысить их коммуникативную компетентность в таких направлениях: - умение ставить коммуникативные задачи, способные уже в начале урока мобилизовать и объединить весь класс; - анализу наиболее типичных ошибок в общении, причин их возникновения, их связь с личностными особенностями учителя; - отработка приемов выхода из ситуации затрудненного общения. Другими словами, “Протокол оценки” выступает в роли зеркала и позволяет, посмотрев на себя со стороны, оценить свои сильные и слабые стороны. Проанализировав их, педагог может, в частности, добиться сокращения количества запрещающих воздействий на учащихся; разнообразия применяемых коммуникативно-значимых средств воздействия; умения использовать те свои личностные возможности, которые способствуют решению данной учебно-воспитательной задачи: Вопросы для рассмотрения: 1. Как учитель вошел в класс, делал ли замечания по поводу доски, дисциплины, внешнего вида учащихся и т.д. 2. Как обращался к ученикам (по имени, фамилии, на“ты” или “вы”? ) 3. Удалось ли ему создать комфортную обстановку на уроке? Как он решил эту задачу? Примеры. 4. Каким образом учитель стимулировал активность класса? 5. Имели ли место реплики в адрес нерадивых учеников, неправильных ответов и т.д.? б. В какой плоскости строилось общение учителя и учеников (в горизонтальной или вертикальной)? 7. Допускались ли учителем резкие перемещения психологического пространства, порождающие нежелательную напряженность? 8. Как пространственно располагался учитель к школьнику (школьникам) на уроке (стоит над ним, сидит, все время у окна, смотрит на свои руки и т.д.)? 9. Была ли ощутима “дистанция”, которую держал учитель? В чем она проявилась? 10. Устанавливался ли личный контакт с каждым ребенком? Каким образом (жест, взгляд, улыбка, приветливое слово, просьба, вопрос, реплика, тактильный контакт, жест и т.д.)? 11. Какие функции выполняли мимика и пантомимика учителя (сопереживание, соучастие, презрение, брезгливость, досада, насмешка, ненависть и т.д.)? 12. Как можно охарактеризовать общение учителя с учащимися? Наблюдалось ли:- достоинство + уверенность в себе учителя и учащихся; -умение слушать и внимательно смотреть на партнера; -естественность и искренность ,вежливость по отношению к ученику и взаимно; -была ли ирония во взаимоотношениях; -была ли попытка говорить с партнером на его “языке”, не опускаясь до жаргона? 13. Потенциально ученик и хороший и плохой, злой и добрый. Все эти качества провоцируются окружающими обстоятельствами. Как строил свои взаимоотношения с учениками учитель на уроке, чтобы стимулировать доброе, гасить дурное? 14. Как проявлялось умение учителя выявлять и оглашать достоинства партнера, общаясь с ним при опоре на его положительные качества. Анализ информативно-речевого воздействия учителя на уроке 1. Каковы формы информативно-речевого воздействия учителя на уроке (рассказ, разъяснение, анализ и оценка явления (факта), лекция)? 2. Как можно охарактеризовать речь педагога (эмоциональная, бесстрастная)? 3. Чем достигалась эмоциональная окраска речи (мимика, жест, пластика, интонация, темпо-ритм и т.д.)? 4. Каково профессиональное звучание голоса (сила звука, гибкость, тембр, выносливость)?

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ