Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 


Методическая разработка

Использование инновационной игровой технологии
в развитие математических представлений детей
младшего дошкольного возраста

Валова Виктория Юрьевна
воспитатель ГБДОУ №104
Невского района Санкт-Петербурга

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в процессе обучения в данном курсе, являются базой для выполнения заданий в следующих возрастных группах.

Учитывая тот факт, что в настоящее время педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в свою работу инновационные образовательные технологии, в данном курсе используется такая инновационная технология, как игровая.

Применение данной технологии обусловлено тем, что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитуюсенсорику, реализующуюся во время действий ребенка с разнообразными предметами, а ведущей деятельностью младших дошкольников является игровая.

Именно поэтому использование инновационной игровой технологии является эффективным способом реализации задач по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста и полностью соответствует поставленной цели развития личности, реализуя тем самым государственные стандарты дошкольного образования.

В данном курсе инновационная игровая технология используется в качестве как самостоятельной образовательной технологии, так и в качестве непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных игр. Игровая технология построена как целостное образование и обхватывает ту часть образовательного процесса как развитие математических представлений младших дошкольников. В нее включены последовательно игры и игровые упражнения, направленные на развития зрительной и словестной памяти, на формирование концентрации и расширения объема внимания, на развитие восприятия и воображения, на формирование умения абстрагироваться, развитие умственных умений, таких как: обобщение, сериация, сравнение, анализа и синтеза, счета и количественных представлений.

В арсенале игровой технологии присутствуют игры, способствующие обогащению бытового словаря, связной речи, игры, развивающие наблюдательность, укрепляющие волю и развивающие вариативное мышление.

Так же в данном курсе используется игроваятехнология развивающих игр как часть общей инновационной игровой технологии. В нее включены игры, такие как: предметные развивающие игры Б.П. Никитина, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера и тому подобные. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, рамок и вкладышей Монтессори. Развивающие игры, как элемент игровой технологии, дают возможность объединять один из основных принципов обучения «От простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям. Используемые развивающие игры разнообразны по своему содержанию, они не терпят принуждения и в процессе образовательной деятельности создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Каждая игра или игровое упражнение, являющиеся элементом инновационной игровой технологии, сами по себе имеют методическую, дидактическую и психологическую цели, но объединяя несколько игр в одну образовательную систему, что является необходимым критерием инновационной игровой технологии, я объединяю их одним содержанием, сюжетом и персонажем. Это дает возможность в данном курсе выйти на качественно новый уровень воздействия на детей в процессе образовательной деятельности. Одним словом, использование игровой технологии дает мне возможность так организовать процесс образовательной деятельности, что она представляет собой систему специально подобранных развивающих, дидактических, познавательных игр и упражнений, которые во всем своем разнообразии исходят из общей идеи, обладают характерными особенностями и строятся, в основном, на действии детей с разнообразными предметами. Это дает возможность детям приобрести свой опыт освоения математических премудростей.

Образовательная деятельность в форме игры в данном курсе интересна, занимательна, но не развлекательна. Игры, входящие в состав инновационной игровой технологии обладают существенным признаком - четко поставленной образовательной целью, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игры, элементы, используемые в инновационной игровой технологии, придают образовательной задаче конкретный, актуальный смысл, что позволяет сделать более доступным решение сложных задач и способствует становлению осознанной, познавательной мотивацииу детей дошкольного возраста.

Реализация игровой технологии, в процессе образовательной деятельности, в данном курсе происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой ситуации, образовательная деятельность подчинена правилам игры, материалы используются в качестве её средства, а в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешно выполненное задание связывается с игровым результатом.

Таким образом, использование игровой технологии на данном возрастном этапе, является введением детей в специально организованную ситуацию, которая образует в их восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Для реализации такого подхода структура инновационной игровой технологии, используемой в данном курсе, соответствует структуре инновационных образовательных технологий. Она обладает целеполаганием, планированием, реализацией цели, а так же анализом результатов, содержит четко обозначенную пошаговую систему игровых заданий и различных игр, что дает мне возможность уверенно сказать, что используя данную инновационную игровую технологию, я получаю гарантированный уровень усвоения детьми знаний по математическому развитию.


 

II.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

 

Цель: использование инновационной игровой технологии как метода и формы эффективной организации образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию математических представлений.

Основные задачи:

1.Обучение ребенка доступным ему видом моделирования и формирования на этой основе математических представлений ( «число», «величина», «геометрическая фигура»).

2.Формирование общих приемов умственной деятельности ( классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, конкретизация, аномалия).

3.Формирование и развитие пространственного мышления.

4.Формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления.

5.Формирование простейших графических умений и навыков.

6.Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

7.Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

8.Формирование общеучебных умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

 

Структура занятий имеет следующий вид:

1.Введение в игровую ситуацию.

2.Актуализация и затруднения в игровой ситуации.

3.Открытие детьми нового знания.

4.Включение нового знания в систему знаний ребенка.

5.Итог занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД

Непосредственно образовательная деятельность один раз в неделю.

 

Тема

Цель

Игры и упражнения

Октябрь

1

Много, мало, один

Формировать умение составлять группы отдельных предметов

Д/и “Медведь и пчелки”, “Цветочная поляна”, “Возьми лодочку”

2

Круг, квадрат

Познакомить детей с квадратом, различать и называть круг, квадрат

Д/и “Найди свой домик”

Р/и Логические блоки Дьенеша

Д/и “Наведи порядок”

3

Круг, квадрат (закрепление)

Формировать умение различать и называть круг и квадрат. Классифицировать предметы по признаку формы. Создавать образы на основе характерных признаков

Д/и “Цветные автомобили”

вкладыши Монтессори

Р/и Логические блоки Дьенеша

Д/и “Подбери картинку”

 

4

Много, мало, один (закрепление)

Упражнять составление групп отдельных предметов, находить сходство между ними, различать и называть формы предметов

Д/и “Зоопарк”, “Поезд”, “Соберем букет”

Ноябрь

1

Круг, квадрат, треугольник

Познакомить детей с треугольником. Формировать умение различать его, обследовать осязательно-зрительным путем, классифицировать фигуры по цвету и названию

Д/и “Найди такую же фигуру”, “Что изменилось?”, “Догадайся что я вижу”

2

Круг, квадрат, треугольник (закрепление)

Формировать умение различать и называть геометрические фигуры

Д/и “Чудесный мешочек”, “Отгадай”, “Геометрическое лото”

Р/и Логические блоки Дьенеша

3

Столько…сколько

Формировать умение сравнивать одну группу предметов с другой, различать равенство и не равенство

Счетные палочки Кюизенера

Д/и “Бабочки и цветы”, “Воробушки и автомобиль”

4

Столько…сколько поровну

Формировать умение сравнивать количество предметов в двух группах использую слова: столько…сколько, поровну, много, мало, один

Д/и “Накормим зайчиков”, “Зайцы на лужайке”, “Что изменилось?”

Декабрь

1

Ориентировка в пространстве

Закреплять умение находить предметы в пространстве. Упражнять в сравнение двух групп предметов

Д/и “Строим дом”, “Забор”, “Куда спряталась мышка?”

2

Сравнение предметов по длине

Формировать умение сравнивать предметы по длине, рассказывать о результатах сравнения

Д/и “На прогулке”, “Дорожки”

Счетные палочки Кюизенера

Р/и “Сложи узор”

 

3

Сравнение предметов по длине (закрепление)

Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ориентироваться в пространстве

Д/и “Шарфы”, “Куда пойдешь, то и найдешь”, “Угадай, что загадали?”

4

День-ночь

Формировать умение различать части суток, сравнивать предметы по длине

Д/и “Мы шагаем”, “Что длиннее?”, “День-ночь”

Январь

1

Круг, квадрат, треугольник

Формировать умение называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, различать один-много

Д/и “Поезд”, “Волшебный мешочек”, “Геометрическое лото”

2

Сравнение предметов по ширине

Формировать умение сравнивать два предмета по ширине. Различать и называть геометрические фигуры

Д/и “Ручеёк”, “Пройди по мостику”, “Одеяло”

3

Сравнение предметов по ширине (закрепление)

Закреплять умение сравнивать два предмета по ширине, обозначать словами результат сравнения

Д/и “Два бассейна”, “Едим в гости”, “На другой берег”

4

Время: утро, вечер, день, ночь

Формировать умение называть временные отрезки

Д/и “Где больше?”, “Назови пропущенное слово”, “Найди предмет”

Февраль

1

Сравнение двух групп предметов

Формировать умение сравнивать количество предметов (равное и не равное)

Д/и “Найди свою варежку”, “Скорый поезд”, “Чего не хватает?”

2

Сравнение предметов по ширине (закрепление)

Упражнять детей в сравнение предметов по ширине, умение ориентироваться во времени и пространстве

Д/и “Скажи, куда мы положили?”, “Собери цепочку”, “Скатай ленту”

3

Сравнение двух групп предметов (закрепление)

Формировать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов

Д/и “Будь внимательным”, “Зайчики и волк”, “Чего не хватает?”

4

Сравнение двух групп предметов (закрепление)

Формировать умение сравнивать две группы предметов по величине, ориентироваться во времени

Д/и “Ищи и найдешь”, “Зеркало”, “Скажи наоборот”

Р/и Логические блоки Дьенеша

 

Март

1

Геометрические фигуры. Освоение последовательности действий

Закреплять умение группировать геометрические фигуры по форме. Развивать воображение, память

Д/и “Поведи дорожки”, “Чем это может быть?”, “Разложи правильно”

2

Сравнение предметов по характерным признакам

Развивать аналитические способности. Умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине

Р/и Логические блоки Дьенеша

Д/и “Что изменилось?”, “Чем похожи, чем отличаются?”

Р/и “Уголки”

3

Равенство и не равенство групп предметов. Сравнение предметов по высоте

Формировать умение различать равенство и не равенство групп предметов. Умение сравнивать предметы по высоте

Д/и “Собери ягодки”, “Продолжи ряд”, “Помоги достать”

4

Сравнение предметов по длине и ширине

Формировать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине и ширине

Д/и “У кого хвост длиннее”,

“Веселый гном”, “Купим пуговицы”

Апрель

1

Геометрические фигуры

Формировать умение распознавать, называть, узнавать геометрические фигуры, находить сходства и различия

Д/и “Находить сходства и различия”, “Чем похожи, чем отличаются?, “Подбери пару”, “Волшебный мешочек”

2

Нахождение предметов с заданными свойствами

Формировать умение выделять основные признаки предметов. Освоение приемов мнемотехники

Д/и “Геометрическое лото”

Р/и “Счетные палочки”

3

Ориентировка на плоскости

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги

Д/и “Кто быстрее пройдет свой лабиринт”, “Что сначала, что потом?”, “Справа как слева”

4

Ориентировка в пространстве

Формировать умение ориентироваться в пространстве, выделение характерного признака предмета

Д/и “На что похоже?”, “Заплатки”

Май

1

Группировка предмета по двум признакам. Счет

Формировать умение выделять основные признаки предметов, умение пересчитывать предметы в пределах трех

Д/и “Найди столько же”, “Кто быстрее соберет бусы”, “Волшебные дорожки”

2

Количественное представление

Развивать умение считать и отсчитывать предметы в пределах трех. Развивать умение выделять несколько признаков

Д/и “Собери цепочку”, “Игра с обручем”, “Огоньки”

3

Классификация множеств

Формировать умение классифицировать множество по двум свойствам

Р/и Логические блоки Дьенеша

Д/и “Геометрическая мозаика”, “Чудесный мешочек”

 

4

Геометрические тела

Формировать умение различать шар и куб. Развивать умение анализировать предметы по признакам. Считать предметы

Д/и “Прокати до ворот”, “Найди лишнюю фигуру”, “Разложи правильно”

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ