Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Применение техники оценивания «Карта понятий»

Шапирова Дауреш Нурболатовна
ГБС(К)ОУ  С(К)ОШ  №7
Красносельского района Санкт-Петербурга

Цель: выявить влияние    техники « Карта понятий» формирующего оценивания на процесс преподавания

  1. 1. Реализация задач исследования:

Характеристика класса: Уровень обученности школьников: в 7а  классе обучается 9 учеников, из них  средний уровень – 5 ребенка,  низкий уровень – 4 детей.

Описание техники оценивания

Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:

 

  • проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;

 

  • проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;

 

  • оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.

 

Помимо этого, учителя  часто используют карту понятий для собственной подготовки к занятиям либо как графический органайзер во время урока, а также для того, чтобы подтолкнуть учеников к рефлексии своих знаний. Составление карты понятий может стать хорошим основанием для совместной работы в группах сотрудничества, расширяющей пространство понимания предмета для каждого из партнеров (рис. 1).

 

 

 

 

Концептуальные карты

 

 

проверяют

 

 

могут использоваться для

 

 

 

 

 

 

Ментальную

 

 

это

 

 

 

 

 

 

 

 

 

структуру

 

Двумерные

Внутриклассного

 

долговременной

 

оценивания

 

 

диаграммы

 

памяти

 

 

 

 

 

 

 

раскрывающего

 

 

 

 

 

 

 

предположительно

 

содержащие

 

 

построенную на

 

 

 

Обоз-

Структуру

 

 

Понятия

 

знаний

 

 

 

наченные

 

Соотнесении

 

 

 

учеников

 

которые строят

линки

 

 

 

 

 

 

и то

 

формирующем

 

 

которые строят

 

 

 

 

 

 

 

связан-

 

 

осо-

Как

 

Иерархию

 

 

беннно

преподава-

 

ные в

 

 

 

кластеров

 

Пропозиции

ние меняет

 

 

структуру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование техники «Карта понятий» с целью обучения  курса физики.

Перед практикой  обучения и воспитания в современной школе стоят задачи реализации личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов в образовании. Обновляющейся школе требуются технологии обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы исследовательские, рефлексивные умения, формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Одной из таких технологий, на мой взгляд, является техника «Карта понятий», в основе которой лежитисследование, насколько хорошо ученики понимают то, как связаны понятия внутри данного предмета и какова природа возникающих у них ошибочных понятий, а также как процесс понимания развивается с течением времени.

  • Техника « Карта понятий»-  это техника универсальная и применима на любой ступени обучения при любом предметном содержании, что позволяет заменить традиционный урок объяснения нового материала уроком поиска и открытия новых знаний.
  • Техника « Карта понятий»-  ставит задачи создания условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, ставит задачи стимулирования активности учащихся в сочетании с предоставлением им свободы в изучении конкретного учебного материала.
  • Учитель, таким образом, становится «проводником» в мир знаний: экспертом и консультантом при изучении теоретического материала.

Данная техника использовалась мною в7 классе, в  разделе  «Давление в твердых телах, жидкостях и газах» . В каждом разделе и на итоговом обобщающем уроке.

Анализ работы

Начиная работать с данной методикой, следует сфокусиро-ваться преимущественно на качественных аспектах карт, выполненных учениками, отражающих точность и глубину их знаний. Учитель может задать себе следующие вопросы:

 

Зафиксированы ли наиболее важные понятия?

 

 

 

 

  • Соответствуют ли линки между понятиями, представленными на карте, научному знанию?

 

  • Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений?

 

  • Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия?

 

  • Как выполненные учениками карты меняются через не-сколько дней или недель?

 

Если преподаватель и ученики приобрели опыт работы с карта-ми, можно попробовать применить для их количественного оценивания одну или несколько оценочных рубрик (рис. 2.3). В наиболее распространенной схеме оценивания 1 балл дается за каждую корректную связь между двумя соседними понятиями; 5 баллов – за каждый правильно установленный иерархический уровень, 10 – за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты (сквозной линк) и 1 балл – за каждый пример.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Помогают ученикам сфокусировать внимание на «широкой панораме» предмета, поэтому они уделяют значительно больше времени концептуальному пониманию, а не механическому заучиванию.

 

  • Помогают школьникам и учителю устанавливать существенные связи между понятиями.

 

  • Обеспечивают ученикам доступную и простую возможность представить графически свои знания и таким образом поделиться ими с соучениками и преподавателями.

 

  • Переносят акцент с инертных статических знаний к контекстно-обусловленным, от изолированных фактов – к связанным понятиям, включенным в единую теоретическую рамку.

 

  • Помимо того, что они выполняют роль средства оценивания, помогают детям научиться учиться, а также служат средством для совершенствования курса и являются графическими органайзерами до его начала, по ходу и после завершения.

 

Тем не менее у этого метода есть и негативные аспекты:

 

  • Сравнивать карты, выполненные разными учениками, довольно трудно.

 

  • Оценивание карт может потребовать значительного времени.

 

  • При оценке карт надо пользоваться проверенными схемами.

 

  • Ученики, имеющую привычку к механическому заучиванию

 

и   вербальным знаниям, испытывают очень серьезные трудности, сталкиваясь с картированием.

 

  • Картирование – это сложное когнитивное задание, требующее подготовки и упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ