Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Образовательные технологии
в профессиональном образовании

Милованова Елена Николаевна,
преподаватель
экономических дисциплин
Санкт-Петербургского государственногобюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Колледж «Императорский Александровский лицей»

Образовательные технологии позволяют создать условия для формирования социальных качеств личности: активности, самостоятельности, способности к адаптации в условиях информатизации, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры.

В профессиональном образовании технологии решают образовательные – изучение технических средств, эффективное использование компьютера и прикладных программ в учебной и профессиональной деятельности, педагогические – быстро и качественно овладеть изучаемым материалом; визуализировать его; обеспечить индивидуальные направления обучения и организационные – проведение компьютерного тестирования, вопросы.

Цель профессионального образования - формирование общих и профессиональных компетенций, готовность обучающихся самостоятельно работать с различными источниками, искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения профессиональных задач.

Взаимосвязанные составляющие образовательной технологии:
         - содержание, передаваемое обучающимся, для освоения предметных знаний и развития компетенций, хорошо структурированное и представленное в виде мультимедийных учебных материалов средствами коммуникации;
         - методы обучения – активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии учащихся, вовлечении их в учебный процесс;
         - современная информационная, технологическая, организационная и коммуникационная инфраструктура обучения, позволяющая эффективно использовать преимущества различных форм обучения.

В учебном процессе технические средства обучения активно используются, но они являются лишь вспомогательным дидактическим средством. Определяющая роль в традиционном обучении принадлежит преподавателю - интерпретатору знаний.

Общение преподавателя со студентом составляет основу передачи информации, важной особенностью которой является наличие оперативной обратной связи. В межличностных отношениях используется опосредованное общение с разделенной во времени обратной связью. Психологическая и информационная насыщенность опосредованного общения зависит от уровня технических средств, используемых при этом. Совершенные средства коммуникаций не дают эффекта непосредственного общения, традиционного метода обучения, основанного на диалоге преподавателя со студентом,

При наличии телекоммуникационного канала компьютер может брать на себя часть учебного процесса и выступать посредником между преподавателем и студентом, так как он обладает возможностями хранения и оперативной обработки информации, представленной в мультимедиа виде.

При доступе к удаленным базам данных - электронным библиотекам посредством сети Интернет, - возможность общения с любыми партнерами на электронных конференциях, возможность передачи любого объема информации в любом виде. Поэтому компьютер используют как дидактическое средство в традиционном процессе обучения, и с его помощью реализуют дистанционное обучение, не уступающее технологиям очного обучения.

Использование компьютерных средств позволяет получать первичную информацию не только от преподавателя, но и с помощью интерактивных обучающих программ, которые помогают студенту при определенной степени компетентности освоить учебный материал. Имея неограниченные пространственные и временные рамки получения информации, студент в процессе самостоятельной работы может находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации. Компьютер позволяет постоянно осуществлять различные формы самоконтроля, что повышает мотивацию познавательной деятельности и творческий характер обучения.

Обучение с применением компьютерных средств относится к классу интенсивных методов, использование гипертекстовых структур учебного материала позволяет создать открытую систему интенсивного обучения, когда студенту предоставляется возможность выбора. Обучение становится гибким, адаптируется под индивидуальные возможности студента, но проводится также в соответствии с учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.

Применение компьютерных средств позволяет использовать различные методы обучения, направленные  на поиск и принятие решений в результате самостоятельной творческой деятельности. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, активизации этой деятельности и повышению ее эффективности и качества.

Роль преподавателя по мере совершенствования технологий сводится к управлению учебным процессом, но это не принижает его влияния в познавательной деятельности и не вытесняет его из учебного процесса, не отменяет аудиторных часов.

Объем информации, предлагаемый обучающимся за определенный промежуток времени – учебное занятие, зависит от их индивидуальных особенностей. Опытные преподаватели интуитивно чувствуют уровень знаний аудитории, ее контактность, готовность к восприятию материала и соответственно корректируют ход занятия. У автоматизированных обучающих систем - нет обратной связи, компьютер не может чувствовать эмоциональное состояние человека. Восприятие новой информации имеет несколько фаз. Информация, перерабатываемая организмом за фиксированный промежуток времени, дает нагрузку на организм и зависит от особенностей каждого студента. Отсутствие информационной перегрузки позволяет достичь высокой эффективности процесса обучения.

Задачей профессионального образования является формирование личности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста студентов.

Деятельность педагога как условия обеспечения качества образования включает показатели владения современными технологиями, методическую работу и инновационную деятельность. Педагогическая технология включает разработку приёмов оптимизации образовательного процесса, повышающих образовательную эффективность, путём создания и использования приёмов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

Технология – это алгоритм процесса взаимодействия преподавателя и студентов, гарантирующий достижение поставленной цели.
         Технологии отличаются от методики обучения, т.к. они направлены на универсализацию подходов к изучению учебного материала, рекомендуют процесс выбора системы методов, организационных форм, методических приёмов и средств обучения с учётом индивидуальных особенностей студентов и управления обучением и ориентированы на результат.

Педагог владеет современными технологиями если: учит студентов определять границы своего знания, ставить проблему, учит осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями, создаёт условия для выстраивания студентом индивидуального плана изучения дисциплины или профессионального модуля, организует учебное сотрудничество студентов, учит студентов работе в группе, применяет информационные технологии в образовательном процессе.

Все профессиональные образовательные учреждения имеют информационные ресурсы, обеспеченные средствами удаленного доступа посредством Интернет, поэтому основным техническим средством обучения является компьютер, обучающие функции которого реализуются через компьютерные обучающие программы.

Процесс обучения строится на самостоятельной познавательной деятельности студента, это определяет роль преподавателя в учебном процессе. Личностное общение преподавателя и студента - неоценимое качество обучения и его никогда не заменит общение студента с компьютером. В этой педагогической ситуации определяющим является талант педагога.

Обучающие технологии обладают таким свойством как интерактивность и помогают общению преподавателя со студентами. Создание образовательных технологий требует от преподавателя определенных специальных знаний в области информационных технологий. Главным элементом в разработке учебных программ, практических занятий, презентаций является работа преподавателя, что позволяет передать занятиям педагогическую индивидуальность преподавателя, то есть то, что в традиционной педагогике является основой педагогической школы.

Роль преподавателя в информационной среде возрастает. Он руководит учебным процессом, консультирует студентов на всех этапах обучения и контролирует качество знаний.

Важна воспитательная функция преподавателя, ведь образование - сложный и многогранный процесс развития профессиональных и личностных качеств, а живое общение преподавателя и студента в процессе воспитания личности - основа существования человеческого общества.

Активный характер обучения, основанного на компьютерных технологиях, связан с самообразованием, которое невозможно без активного участия студента в учебном процессе, без внутренней мотивации, выраженной как желание учиться. В обучении необходима активная познавательная самостоятельная мыслительная деятельность, поэтому необходимо использовать технологии, которые способствуют умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике и для получения новых знаний.

Личностно-ориентированное обучение предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения в зависимости от психолого-педагогических свойств обучаемого. Повышение эффективности учебного процесса возможно при персонифицированном обучении на основе высоких технологий обучения, построенных на компьютерных средствах и технологиях.

Использование образовательных технологий, позволяет сформировать умение ориентироваться в современном мире, способствует развитию личности, умеющей разбираться в сложных жизненных ситуациях, повышает мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Для достижения образовательных и воспитательных целей необходимо, чтобы соблюдены были условия успешного обучения: мне интересно то, чему меня учат, тот, кто меня учит и как меня учат.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ