Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Использование современных образовательных технологий
на уроках географии

(из опыта работы)

                                                                                       Исакова Татьяна Ивановна,
учитель географии ГБОУ СОШ №217
Красносельского района Санкт-Петербурга

              Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика, достижению вышеозначенных результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, к основным из которых относятся доминирующие целевые установки школы и конкретные цели текущего учебного процесса.

             Понятия «образовательный процесс», «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляются несколько более широкими, чем понятия «педагогический процесс», «педагогическая технология», ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Педагогика традиционно охватывает обучение и воспитание, а образование – ещё и развитие ребёнка.                               

                     Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

             Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности; он позволяет:

  • с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
  • анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
  • комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
  • обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
  • уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
  • оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем

     Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

                  Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят, по существу, лишь о том, что это качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики.

Краткое описание образовательной технологии можно представить в следующей структуре

  • Название технологии,
  • Целевые ориентации технологии.
  • Содержание УВП.
  • Процессуальная характеристика (методические особенности).
  • Учебно-методическое обеспечение.

Применяя педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки , добиваясь более качественных результатов.

 

                                    Используемые технологии

1.Технология критического мышления.

 

        Основу   технологии      развития  критического мышления  составляет базовая модель,    включающая три стадии: «Вызов – осмысление –  рефлексия». Такое построение    учебного  процесса  помогает  учащимся  самим определить цели и   задачи    обучения,     осуществить    активный   поиск    новой информации, проанализировать     ее    и    соотнести   с собственными  знаниями.

    Таким образом,    происходит  целостное осмысление и «присвоение»    нового      знания,    формирование    собственного отношения к изучаемому   материалу.                Анализ содержания учебного материала по географии позволяет сделать вывод о том, что приемами развития критического мышления школьников могут выступать:

  • представление информации в кластерах;
  • верные и неверные утверждения;
  • «мозговая атака»;
  • графические приемы

 Примеры данной технологии используемой мной на уроках :

1.Приём: «Кластер» – графический систематизатор, схема.

2.Приём «верные и неверные утверждения»

      например: тема «Ветер»

  • ветер это перемещение воздуха в вертикальном направлении
  • ветер это перемещение воздуха в горизонтальном направлении
  • ветер это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлении

     3. Приём Синквейн- используется на стадии рефлексии.

Река     

  • Широкая, глубокая
  • Течёт, переносит, затопляет         
  • Из далека долго, течёт река Волга          
  • Поток           

 

 

 

  2..ИКТ –технологии.

      В своей педагогической деятельности я все чаще обращаюсь к информационно-коммуникативным технологиям. Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и  представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

  1. - повышает мотивацию учащихся к учению;
  2. - активизирует познавательную деятельность;
  3. - развивает мышление и творческие способности ребёнка;        
  4. - формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Эти технологии становятся хорошим помощником учителю  –  географу, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках географии:

 

1.Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

2.Работа в  Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;

3.Работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

4.Использование Интернета и медиаресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации и т.д.)

          Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.

          Результатом использования ИКТ на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.

Примеры разработанных мною заданий :

Зарубежная Азия 11 класс

  • Итоговое задание по теме "Страны Азии"
    Выберите одну из стран зарубежной Азии, которую Вы хотели бы посетить.
    Подберите интересный материал об этой стране. Опишите её, словно по личным впечатлениям.
    Ответ оформите в формате 2-3 слайдов(в подзаголовке слайда укажите класс и свою      фамилию)
    Слайды вставьте в совместную презентацию. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

Задание для 6 класса "Круговорот воды"

              Большой и малый круговорот воды в природе.

  • Задание.
    Перейди по ссылке, просмотри анимационный ролик, запиши краткие ответы на следующие            вопросы:
    1)       Что      происходит   над      океаном?
    2)       Что      происходит   над      сушей?
    3) Чем отличается малый круговорот от большого?
    4) Что произойдёт, если вдруг круговорот воды на Земле остановится? 

 

3. Игровая технология.

            Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

           В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;                                                            
  • в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.

          Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста.

           Приведу примеры некоторых игровых моментов.

      1.  При изучении темы  «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

  1. 59 с.ш. 11 в.д.                  Осло
  2. 35 с.ш. 51 в.д.                  Тегеран
  3. 13 ю.ш.  76 з.д                 Лима
  4. 52 с.ш. 105 в.д.                 Иркутск
  5. с.ш.  115 в.д.                     Чита
  6.  42 с.ш 78 з.д.                   Нью-Йорк
  7. 46 с.ш. 75 з.д.                    Оттава

2. Приём   «Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.                                                                                                                                               

2.Приём «Геоалфавит».

1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты.          Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства.        Париж.

4. Какая река протекает в Южной Америке?        Парана

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка.        Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете?              Пиренейский.                                                                           

7. Какую вы знаете горную страну?        Памир.

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”?               Папани

    4. Приём Третий лишний» или «Белая ворона»

          Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например.  Коала,  утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

    5. Приём «Отыщи на карте «

                Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий

     6. Приём «Да и нет»

            Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что  «это» находится в Азии. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования  мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

4. Технология модульного обучения.

        Технология модульного обучения предполагает разнообразие методов и форм обучения. Это позволяет учителю открыть и успешно использовать свою методическую копилку. И чем активнее были поиски учителя в области методики, тем богаче копилка. Здесь должны быть познания различных моделей обучения. Использование интегративной технологии модульного обучения может быть проблематично, так как необходимы:

  • Личная мотивация учителя;
  • Отбор и эффективное сочетание между собой методов, приемов и форм работы на уроке;
  • Дифференцированный подход в постановке вопросов и заданий;
  • Сформированность общеучебных умений и навыков, умение учащихся работать самостоятельно;
  • Соблюдение регламента времени;
  • Материально – техническая база школы;
  • Умение самого учителя работать с компьютером;
  • Дополнительное время для учителя;
  • Группа педагогов-единомышленников.

        Однако практика показывает, что учащихся нужно целенаправленно готовить, учить добывать знания самостоятельно с 5 -6 класса, при изучении природоведения и

начального курса географии. Уже 5-6 классах ребенок должен почувствовать вкус успеха от собственного труда. Надо научить детей не столько запоминать, сколько  уметь находить нужную информацию и применять ее.

      Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

           Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.

Пример  разработанного  урока ( Фрагмент ) :

 

Тема урока: Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий.

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ - 0

Интегрирующая цель урока:

          По окончанию работы над учебными элементами вы должны

-знать:

  • крупные речные системы страны, их бассейны , питание и режим;
  • понятия: «речной сток», «падение реки», «уклон реки», «половодье», «межень», «паводок»;

- уметь:

  • определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны;
  • определять падение и рельеф реки;
  • определять влияние климата и рельефа на  реки;
  • показывать на карте крупные реки и их бассейны;
  • работать с различными источниками географической информации;
  • осуществлять контроль и взаимоконтроль;
  • соотносить результаты своей работы с заданными целями.

 

Ознакомиться с целями урока.

Используйте для усвоения модуля учебник, карты атласа.

УЭ-1

Входной контроль.

Цель: определить уровень готовности к работе.

I.Вставить термины соответствующие определениям.

  1. _____ -это поток воды. Текущей в углублении. называемом руслом.
  2. _______ -это река со всеми притоками и притоками притоков.
  3. _______ - это углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.
  4. ________ -это территория с которой стекают в реку подземные и поверхностные воды.
  5. ________- это граница между бассейнами реки.
  6. ________ - это река впадающая в реку.
  7. ________- это место впадения реки в море, озеро или другую реку.
  8. _______- это место, где река берёт своё начало.

II.Самоконтроль: проверьте правильность выполнения задания по ключу.

8 правильных ответов - оценка «5»

6-7 правильных ответов – оценка «4»

4-5 правильных ответов  - оценка «3»

Менее 4 правильных ответов – оценка «2» .

Поставь оценку в квадрате.

 

 

Письменно.

 

 5. Технология проблемного обучения.

      Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

         Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Я использую проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.

Примеры проблемных вопросов.

  1. В какой параллели нашей больше всего учеников, в какой меньше? Почему?
  2. Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?
  3. Почему белые медведи не едят пингвинов?

  4  Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода?А почему же облака плавают          по воздуху и не падают?

  5.Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300     мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?

6 Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым.  А в Канарском течении  температура воды +22Но оно является холодным. Почему?                                                         

   7.В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т   кокса и 4т. коксующего угля.                 Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на размещение металлургических заводов?

            Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.

           Работая с детьми, я находилась в поиске таких  приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.  Используемые мною  инновационные методы, позволяют добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, помогают формировать УУД.                               

    Технологии  являются личностно-ориентированными и позволяют решать широкий спектр образовательных задач.  Задачи, которые решают рассмотренные и используемые нами технологии тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате использования элементов используемых технологий будут формироваться такие УУД.

 

Список используемой литературы.

 

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Дрофа ,2003г

2.Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа,      2006.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.

4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.

5.Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г.      Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

6.   Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. // Советская педагогика, 1991 г .,   № 10, стр. 88-93

7..  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М., 1998. 

8.«Современные образовательные технологии». М: КноРус,2009

9. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе - Мн.,    Новая школа, 2001г.

 

 

 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ