Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Загадка как средство развития речи и мышления «Особого ребенка»

Паутова Галина Константиновна

За время работы в классе-группе «Особый ребенок» я столкнулась с большими трудностями усвоения программного материала, развития речи: ребята быстро утомляются и все усваивается с большим трудом.

Анализируя свою работу, я отметила. Что на уроках ребятам очень нравится играть, игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, дает возможность неоднократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Для стимулирования развития речи и мышления учащихся, воспитание интереса к слову я попробовала использовать загадки.

Любая загадка – логическое упражнение, в котором требуется угадать предмет по отдельным его признакам.

Опыт моей работы с 1 «И» по 9 «И» класс показал,  что использование загадок в учебном процессе может явиться эффективным средством обучения. Загадки я использую на уроках ознакомления с окружающим миром, трудового обучения и т. д. Большое внимание уделяю загадке при работе на уроках по развитию речи детей, формируя у них внятную, интонационно правильную речь.

Работа с загадкой начиналась с третьего класса. Я подбирала простые загадки, опираясь на знакомый детям словарный материал. Например, при повторении названий овощей, когда определяли основные их признаки по форме, цвету, вкусу, когда изучали животных. Например, предлагалась загадка:

«На суку растут шары, посинели от жары». (Слива)

«Раскололся тесный домик на две половинки, и посыпались в ладони бусинки-дробинки». (Горох)

«Мягкие лапки, а в лапках царапки». (Кошка)

«Иголки лежали, лежали и под куст убежали». (Еж)

При отгадывании загадок важно, чтобы дети осмыслили, как они догадались, какие слова помогли им отгадать загадку.

Постоянно учу детей строить правильно предложение, чему тоже помогают загадки. Например, такие:

- Кто зимой холодной

  Ходит злой, голодный?

- Кто всех пугается,

  Под кустом спасается?

Загадки помогают разобраться, как строится вопросительное предложение. Так, предлагается составить словосочетания с отгадками: волк (какой?); заяц (что делает?)….А затем и предложения, используя эти словосочетания.

Для закрепления понятия один (ед. число) и много (мн. число) использую загадки:

- Клейкие почки, зеленые листочки

  У какого дерева? (Береза)

 

Для тренировки в определении рода в 8 классе использовала загадки:

«Девочка Аленушка посадила зернышко,

Летом выросло на грядке золотое солнышко». (Подсолнух)

 

«Из-за тучки выплываю,

Тускло землю освещаю

Скучно, скучно, мне одной,

А зовут меня…» (Луной)

 

«Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?». (Весной)

 

Читаю загадку:

«На лесной опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый ядовитый…». (Мухомор)

 

Сначала выясняю смысл загадки, после этого находим слова, отвечающие на вопросы:  какой?, какая?, какое?, а затем словосочетания. Опушка (какая?) лесная. Бор (какой?) темный. Для закрепления понятия о согласовании могут быть предложены загадки, где следует дописать окончания,  например: «на зелен…тонк.. ножке бел.. шарик у дорожки. Ветерок пробежал и развеял бел.. шар».

Дети рисуют отгадку (одуванчик) и отвечают на вопросы:

- На ножке (какой?) зеленой,  тонкой.

- Шарик (какой?) белый.

Чтобы у ребят обогатился словарь, и расширились представления о признаках предметов, подбираю загадки сходные по смыслу:

- Широкая, глубокая по полю пролегла,

  В жару прохладу принесла.

- Узкий,  в голубой рубашке, бегу по дну.

Зарисовывают отгадки (река, ручей). Работа с загадками значительно пополняет словарь учащихся.

- Стоял на белой ножке, теперь лежит в лукошке.

Работа с загадкой помогает усваивать и материал на уроках ознакомления с окружающим миром, для закрепления названий птиц, насекомых, продуктов, животных, овощей и т. п.

- Хвост оборвет, другой наживет. (Ящерица)

- На шесте дворец, во дворе певец. (Скворец)

- В душе живет да орешки грызет. (Белка)

Усвоению временных понятий на уроках ознакомления с окружающим миром помогли загадки:

- Что за птицы пролетают

   По семерке в каждой стае?

   Вереницею летят, не воротятся назад. (Дни недели)

-Двенадцать братьев друг за другом ходят,

 Друг друга не обходят. (Месяцы)

Дети обогащают свой словарь такими загадками:

Отгадайте-ка, ребятки

Что за цифра – акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет. (Цифра 9)

Использование загадок создает благоприятные условия для более прочного усвоения материала и обогащает словарный запас учащихся.

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ