Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «АКАДЕМИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

РУССКАЯ РЕЧЬ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВУЮЩИХСЯ ИНОСТРАНЦЕВ: ОСНОВЫ ЛЕКСИКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА (являющаяся составной частью программы изучения русского языка на базовом, то есть первом сертификационном уровне)

 

КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ: слушатели краткосрочных и двухгодичных курсов АНО ДПО «Академия инновационных технологий», являющиеся выпускниками национальных средних школ стран СНГ, изучавшими русский язык как иностранный согласно государственным стандартам образования стран, гражданами которых они являются (Туркменистан, Казахстан, Киргизия и Армения)

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 16 – 19 лет

 

КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ: 40

 

РАЗРАБОТЧИК: Федоренко Сергей Александрович, преподаватель АНО ДПО «Академия инновационных технологий», г. Санкт-Петербург

 

 

 

                                    

                                    САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

                                                    2013 г.

 

                                            СОДЕРЖАНИЕ:

I.                  Пояснительная записка

II.               Примерное содержание программы

III.           Требования к результатам обучения

IV.            Тематическое планирование

V.               Примерное поурочное тематическое планирование

VI.            Ресурсное обеспечение

    А. Рекомендуемая литература для слушателей

    Б. Рекомендуемая литература для преподавателей

 

I.                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   Данная учебная программа адресована тем, кто окончил национальные школы государств СНГ и изучал там русский язык как иностранный в течение 5-10 лет в зависимости от особенностей национальных стандартов образования государств, где проходило обучение. Она адресована тем, кто, приехав в Россию, хочет достойно овладеть русской устной и письменной речью. В ходе прохождения этой программы слушатели научатся вести беседы, писать изложения и сочинения на свободную тему, по художественному произведению или картине, составлять рецензии и отзывы. Программа позволит слушателям видеть образные средства языка и использовать их в своей речи.

   Считаем необходимым отметить, что программа адресована, прежде всего выпускникам школ не всех стран СНГ, а прежде всего Туркменистана, Казахстана, Киргизии и Армении. Дело в том, что имеющийся  в этих странах уровень школьной подготовки по русскому языку позволяет выпускникам из этих стран успешно освоить данную программу. Уровень же подготовки по русскому языку их ровесников из Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана оставляет желать лучшего. Вчерашние школьники этих стран имеют явно недостаточные знания в области морфологии, пунктуации, лексики, фразеологии и, даже в русской графике и фонетике. Переход на латинскую графику в этих странах ещё более оторвал их молодёжь от русского языка.

   В странах СНГ, таких как Украина и Белоруссия, уровень подготовки по русскому языку значительно ближе к российскому, чем в других странах СНГ. Это объясняется тем, что русский язык является вторым государственным в Белоруссии и языком регионального общения в Восточной и Южной Украине.

   Достижение первого сертификационного  уровня владения русским языком позволяет иностранцу удовлетворять основные коммуникативные потребности при общении с носителями языка в социально-бытовой и социально-культурной сферах.

Предполагается, что для достижения 1 сертификационного уровня общего владения русским языком при условии владения языком на базовом уровне ориентировочно требуется 160-180 учебных часов. При обучении с нуля необходимо примерно 440-460 часов.

Сертификат 1 уровнясвидетельствует о возможности осуществления профессиональной деятельности в коллективах, где рабочим языком является русский. Достижение 1 уровня является также обязательным для поступления в высшие учебные заведения РФ.

   Задачи курса:

Помочь выпускникам школ стран СНГ, где русский язык изучался как неродной, овладеть практической стилистикой  русской устной и письменной речи в пределах, позволяющих им стилистически грамотно выстраивать беседу в социально-культурной сфере, писать отзывы и рецензии, изложения и сочинения на свободную тему, по произведению искусства или художественной литературы.

I.                  ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

1.     Лексика и фразеология русского языка

   Понятие о лексике и лексикологии. Лексика (от греческого leksikos– словесный) как термин для обозначения словарного состава языка. Лексикология (греч. Leksis– слово + logos– учение) как раздел науки о языке.

   Лексическая система русского языка.   Лексические группы, составляющие номинативную систему языка. Парадигматические отношения в группах слов.

   Поиск нужного слова. Смысловая точность речи.

   Слово в лексической системе. Сущность слова как лексической единицы. Дифференциальные признаки, свойственные большинству лексических единиц.

   Лексическое значение слова и понятие. Типы лексических значений слов. Слова многозначные и однозначные. Способы переноса значений слова.

   Лексическая омонимия. Омонимы в русском языке. Разграничение омонимии и многозначности. Использование омонимов в речи.

   Речевая недостаточность. Речевая избыточность. Синонимы (гр. synonymos– одноименный) в русской речи. Типы синонимов. Использование синонимов в речи.

   Антонимы (гр. Anti– против + onyma– имя) в русском языке. Использование антонимов в речи.

   Паронимы (гр. Para– около + onyma– имя) в русском языке. Отношение паронимов к антонимам, синонимам, омонимам. Использование паронимов в речи.

   Исконно русская лексика. Индоевропоизмы. Общеславянские слова. Восточнославянская (древнерусская) лексика. Заимствования из неславянских языков. Экзотизмы и варваризмы. Иноязычные вкрапления в русскую лексику. Отношение к заимствованным словам.

   Понятие об активном и пассивном словарном запасе. Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов. Лексика ограниченной сферы употребления. Значение диалектизмов в русском языке.

   Стилистическое использование терминов. Терминологическая и профессиональная лексика.

   Жаргонная и арготическая лексика.

   Стилистическое расслоение русской лексики. Стилистическая окраска слова. Функционально-стилевая закреплённость слов. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Использование в речи стилистически окрашенной лексики. Стилистическое использование оценочной лексики.

   Фразеология (греч. Phrasis– выражение + logos– учение). Понятие фразеологического сочетания слов.  Понятие о фразеологической системе. Синонимия фразеологизмов. Стилистическое расслоение русской фразеологии. Использование фразеологизмов в речи.

2.      Основные типы словарей.

   Лексикография. Основные типы словарей: энциклопедические и филологические (лингвистические). Толковые словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и словари трудностей.

       Исторические и этимологические словари. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера – самый обширный из словарей данного типа.

   Орфографические и орфоэпические словари.   Орфографический словарь Д.Н. Ушакова.

   Ономастические словари. Словарь русских личных имён Н.А.  Петровского. Словарь иностранных слов. Словари языка писателей и словари эпитетов. Словари сокращений и словари лингвистических терминов.

3.     Русская речь. Текст. Стили речи.

   Речь. Текст. Признаки текста. Единство стиля как один из главных признаков текста.  Мини-тексты как особая разновидность текста.

   Темы текстов: широкие и узкие. Творительный сравнения: повторение изученного в школе.

   Простой и сложный план к тексту. Особенности сложного плана.

Сравнение, метафора, эпитет. Эпиграф к тексту. Цепочка сравнений в тексте. Олицетворение.

   Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Стили речи. Книжные стили. Официально-деловой стиль.

   Типы речи. Повествование. Рассказ как одна из разновидностей повествовательного типа речи, в которых обычно речь идёт об одном, но важном событии в жизни героя. Строение (композиция) рассказа. Вступление и заключение.

   Метафора. Цепочка метафор в тексте.

   Как создавать киносценарий? Основная мысль (или идея) киносценария. Составные части киносценария: ремарка, монолог, диалог или отдельные реплики действующих лиц. Пояснительные надписи и закадровый текст. План изображения: общий, крупный.

   Описание как тип речи.   Описание природы. Описание зимней природы в рассказах русских писателей. Композиция описания. Общая характеристика предмета описания или впечатления от него. Признаки предмета описания. Общая оценка предмета описания.

Описание помещения: краткое и подробное. Описание одежды, костюма.

Рассказ на основе картины, включающей описание. Жанровые картины. Описание картины.

    Рассуждение в различных стилях речи. Средства связи частей рассуждения. Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение.

   Алгоритм работы по подготовке к изложению (или перессказу, близкому к тексту). Как работать над черновиком изложения и сочинения. Алгоритм работы над сочинением.

 

II.               ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

 

В результате обучения слушатели должны знать / понимать в областистилистики и лексики:

·        термины и понятия из областей лексики, фразеологии, стилистики русского языка;

·        алгоритм работы по подготовке к написанию сочинения:

·        порядок написания киносценария;

·        стили речи;

·        фразеологическую систему языка;

                           иметь представление о:

·        жаргонной и арготической лексике;

·        активном и пассивном словарном запасе языка;

·        устаревших словах (архаизмах), неологизмах, варваризмах;

                           уметь:

·        достигать коммуникативных целей в актуальных для него ситуациях общения;

·        осуществлять речевое общение в рамках актуальной для данного уровня тематики;

·         создавать    речевой    продукт,    качественные    параметры которого соответствуют норме современной русской речи;

·        составлять планы и черновики к изложениям и сочинениям;

·        писать изложения и сочинения;

·        давать описания природы, помещений, одежды;

·        пользоваться всеми видами и типами словарей;

·        представлять рассуждения в различных стилях речи;

·        составлять простые и сложные планы к тексту;

·        подбирать эпиграф к тексту;

·        составлять документы в официально-деловом стиле;

·        представлять рассуждения в различных стилях речи;

·        писать короткий рассказ по жанровой картине;

·        пользоваться синонимами в устной и письменной речи;

·        использовать фразеологизмы в устной и письменной речи;

·        пользоваться в разговоре стилистически окрашенной лексикой.

 

III.            ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМА

КОЛ-ВО АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ

КОЛ-ВО ЧАСОВ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Лексика и фразеология русского языка

15

-

Словари русского языка

4

1

Текст. Речь. Стиль.

8

12

 

ВСЕГО:  40 часов

 

 

IV.            ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ урока

Тема урока

 

1

Лексическая система русского языка

 

2

Слово в лексической системе. Лексическая сочетаемость слов.

 

3

Омонимы в русском языке. Использование омонимов в речи.

 

4

Синонимы в русском языке. Использование синонимов в речи.

 

5

Речевая недостаточность.  Речевая избыточность.

 

6

Антонимы в русском языке.  Использование антонимов в речи.

 

7

Паронимы в русском языке. Отношение паронимов  к  омонимам, синонимам и антонимам.

 

Исконно русская лексика и заимствования.

 

9

Активный и пассивный словарный запас.

 

10

Стилистическое использование устаревших и новых слов.

 

11

Стилистическое использование терминов. Терминологическая и профессиональная лексика.

 

12

Жаргонная и арготическая лексика.

 

13

Стилистическое расслоение русской лексики.

 

14

Стилистическое использование оценочной лексики.

 

15

Фразеология. Фразеологическое сочетание слов.

16

Основные типы словарей.

17

Толковые словари. Грамматические словари. Словари сочетаемости. Словари трудностей русского языка.

18

Исторические и этимологические словари.

19

Фразеологические словари. Орфографические словари.

20

Работа с разными типами словарей. Практическое занятие.

21

Текст. Признаки текста. Составление мини-текстов. Практическое занятие.

22

Темы текстов. Планы к текстам. Практическое занятие.

23

Сравнение, метафора, эпитет.

 

24

Лексические средства связи предложений в тексте.

 

25

Стили речи. Составление документов в официально-деловом стиле. Практическое занятие.

 

26

Типы речи. Рассказ как одна из разновидностей повествовательного типа речи.       

 

27

Метафора. Цепочка метафор в тексте.

 

28

Как создавать киносценарий.

 

29

Написание отдельных составных частей киносценария.Практическое занятие (Творческая работа).

 

30

Описание как тип речи.

 

31

Написание рассказа на основе картины. Практическое занятие (Творческая работа).

 

32 

Рассуждение в различных стилях речи.

 

33

Работа над изложением и сочинением.

 

34

Написание изложения.Практическое занятие.

 

35

Написание сочинения. Творческая работа.

 

36

Работа над типичными ошибками при написании изложений и сочинений.

 

37

Ознакомление с возможными вариантами тестов первого сертификационного уровня по разделу «Лексика. Стилистика. Грамматика».

 

38

Практическая тренировочная работа с тестами по разделу «Лексика. Стилистика. Грамматика».

 

39

Работа над типичными ошибками при выполнении тестирования.

 

40

Зачёт в виде тестирования или письменной контрольной работы.

     

 

V.               РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

А.  РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.: Айрис-пресс, 2005.

2.Добротина И. Русский язык. Теория, тренинги, решения. Библиотечка «Учительской газеты». Готовимся к ЕГЭ с лучшими учителями России. М.: Учительская газета, Комсомольская правда, 2013.

3.Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цанукевич В.В. Современный русский язык. М.: Высшая школа, 1971.

4.Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. Учебник для образовательных учреждений. 6 класс. М.: Дрофа, 2010.

5.Грамматика русского языка. М.: Издательство АН СССР, 1960.

6.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Любое издание.

7.Фасмер М.Р. Этимологический словарь русского языка. Любое издание.

8.«1С: Репетитор 2,1. Русский язык как иностранный». ЗАО «1С», 2005. Балыхина Т.М., Румянцева Н.М., Царёва Н.Ю.

Б.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

1. Ахманова О.Г. Очерки по общей и русской лексикологии. М., 1957.

2. Галкина-Федорук Е.М. Слово и понятие. М., 1956.

3. Калинин А.В. Лексика русского языка. М., 1966.

4. Левковская К.А. Теория слова, принципы её построения и аспекты изучения лексического материала. М., 1962.

5. Шахматов А.А.  Синтаксис русского языка. Издание второе. Л., 1941.

6. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка.М., 1964.

7. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М., 1959.

8. Толковый словарь русского языка. Любое издание.

9. Фасмер М.Р. Этимологический словарь русского языка. Любое издание.

10. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. М., 1967.

11. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1961.

12. «1С: Репетитор 2,1. Русский язык как иностранный». ЗАО «1С», 2005. Балыхина Т.М., Румянцева Н.М., Царёва Н.Ю.

В. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

1. Персональный компьютер с мультимедийным проектором для преподавателя.

2. Ноутбуки по числу учащихся.

3. Программное обеспечение - «1С: Репетитор 2,1. Русский язык как иностранный». ЗАО «1С», 2005. Балыхина Т.М., Румянцева Н.М., Царёва Н.Ю.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ