Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике

Умники и умницы

Пашкович Нина Юрьевна,
учитель математики, МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа» № 73 г. Кирова

При проведении викторины учащиеся 9 класса не смогли назвать женщин – учёных математиков. Возникла необходимость познакомить учеников с жизнью и творчеством С. В. Ковалевской и провести интеллектуальную игру.

Цель: развивать у детей интерес к предмету «математика», развивать логическое мышление, смекалку, находчивость, сообразительность, умение делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения. Оборудование: ПК, проектор, экран. Портреты учёных математиков. Три игровых дорожки для участников. Карточки с вопросами, ордена для отборочного тура, плакаты для оформления, парты для команд, стол для жюри, стулья; карточки с заданиями, бланки для оценивания конкурсов (для жюри)

Правила игры: Всем хорошо знакома игра «Умники и умницы». Правила игры простые. В первом туре в игре «умники и умницы» играют учащиеся 9 классов. Во время игры все отвечают на вопросы. Три учащихся, набравших большее количество жетонов (орденов), получают право прохождения во второй тур игры. Во втором туре участникам для определения дорожки предлагается изложить свое мнение «Для чего нужно знать автобиографии известных математиков» в течение 30 секунд. Команда, которая, по - мнению жюри, была лучшей, получает право на выбор дорожки. Затем участники отвечают на вопросы игры. На красной дорожке не допускаются не правильные ответы (участник не правильно ответивший на вопрос прекращает игру). На желтой дорожке допускаются один неправильный ответ (команда два раза не правильно ответившая на вопрос прекращает игру) На зеленой дорожке допускаются два не правильных ответа (команда два раза не правильно ответившая на вопрос, прекращает игру). Победителем считается команда (её участник), прошедшая первой по своей дорожке.

Ход игры: Ведущий приветствует присутствующих и объявляет о начале игры: «Умники и умницы» и знакомит с правилами игры.

Ведущий: Уважаемые гости! Вы пришли сегодня на интеллектуальную встречу умников и умниц под девизом «Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального». (Дидро Д.)

Принимать участие в нашей игре может каждый сидящий в зале девятиклассник. Для этого необходимо правильно отвечать на вопросы, которые будут сегодня заданы. Каждый, кто правильно ответит на вопрос, получит орден. Команда участников, ставшая победителем, разыгрывает финал. И прежде чем начать соревнования, я хочу сказать словами Луи Пастера: «Счастливая случайность выпадает на долю подготовленных умов!» Так пусть же в нашей игре победит сильнейший!!!!

1 тур – отборочный:

Ведущий: За каждый правильный ответ вы получите орден умника или умницы! Вопросы отборочного тура

1. Назовите дату и место рождения С.В. Ковалевской? (Родилась: 15 января 1850 г., Москва).

2. Кем был отец С.В. Ковалевской (военное звание)? (Генерал-лейтенант артиллерии в отставке).

3. Когда состоялось первое знакомство С.В. Ковалевской с математикой, в каком возрасте? (В 8 лет, по обоям на стене).

4. Чьи лекции, какого раздела математики были на этих обоях? (М.В. Остроградского, «Математический анализ)

5. В каком возрасте С.В. Ковалевская стала заниматься математикой систематически? (в 15 лет)

6. Почему С.В. Ковалевская была вынуждена уехать за границу? (В России женщинам было запрещено учиться в университетах и высших школах)

7. На какой шаг решилась С.В. Ковалевская, чтобы уехать за границу? (Фиктивный брак с молодым учёным-биологом В.О. Ковалевским)

8. В каком году и куда уезжают супруги? (1869г.,В Германию)

9. Под чьим руководством С.В. Ковалевская занимается высшей математикой и с какого года? (Немецкий ученый К. Вейерштрасса,1870 г.)

10. Разрешали ли в Берлинском университете С.В. Ковалевской посещать лекции? (Нет, лекции носили частный характер.)

11. Сколько первых работ С.В. Ковалевской и куда предоставил К. Вейерштрасса ? (Три работы в Геттингенский университет )

12. Зачем были предоставлены эти работы и сколько нужно было предоставить всего работ? (для получения доктора философии, достаточно было одной работы.)

13. Как назывались работы С.В. Ковалевской? (1.«К теории дифференциальных уравнений в частных производных». 2. «Продолжение исследований Лапласа о структуре колец Сатурна» 3. «Труднейшие теоремы математического анализа»)

14. Чьи это слова: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе?» (С.В. Ковалевская).

Ведущий: Перед нами три победителя первого тура. (Представить победителей) Сейчас между ними будут разыграны дорожки.

Конкурс «Оратор». Каждый участник в течение 30 секунд должен ответить на вопрос: «Для чего нужно знать биографии известных математиков». Жюри, выберет участника - кому предоставляется возможность выбора первой дорожки, кому второй, а кому третьей (поясняя свое решение).

Пока участники готовятся, вопросы к зрителям:

Объяснялки

1. Запомнить их невозможно. 2. По ним считают. 3. Их полно в справочнике. (Формулы).

 

1. Бывает на номере углового дома. 2. Этим стреляют из ружья. 3. Ее выстукивают на барабане. (Дробь).

 

1. У круга их нет. 2. Проходит из угла в угол. 3. В ромбе они пересекаются под прямым углом. (Диагональ).

 

1. Она нужна, чтобы не говорить глупостей. 2. Когда одно вытекает из другого. 3. Бывает математическая, бывает и женская. (Логика).

 

1. У кого высшее образование, у тех он есть. 2. На генеральских погонах в старой армии. 3. Косой квадрат. (Ромб).

 

1. Одни художники их соблюдают, а другие нарочно искажают. 2. Когда строишь дом, ее нужно поддерживать. 3. Равные отношения. (Пропорция).

 

1. У одних она нормальная, а у других ненормальная. 2. На работе у человека их много. 3. Иногда мы строим ее график. (Функция).

 

2 тур. Выступление «Оратор» и решение жюри.

Ведущий: Перед вами 3 дорожки. Напоминаю, что

1. На красной дорожке нельзя ошибаться ни разу.

2. На желтой дорожке можно ошибаться один раз.

3. На зеленой дорожке можно ошибаться два раза.

( Дорожки можно выделить на полу цветной бумагой)

Ведущий: Дорожки выбраны. Вопросы участникам второго тура

1. Какая оценка была присуждена С.В. Ковалевской за её работы? («С высшей похвалой»).

2. Куда и на сколько лет переезжает С.В. Ковалевская из Германии? (Петербург, на 6 лет (не занимается математикой в это время).

3. В каком году и где запретили С.В. Ковалевской сдачу экзаменов (и каких экзаменов)? (1880г., Москва, университет, сдачу магистерских экзаменов).

4. Где ещё ожидала неудача С.В. Ковалевскую? (В Париже, не получила место профессора, на Высших женских курсах).

5. Когда и в каком заведении С.В. Ковалевская начинает работать? (1883г., Швейцария, в Стокгольмском университете, где через год становится профессором).

6. Сколько лет работала и сколько курсов лекций прочитала С.В. Ковалевская в Швейцарии? (8 лет, 12 курсов лекций).

7. В какой ещё деятельности проявила свои способности С.В. Ковалевская? (В литературе).

8. Какая работа была написана С.В. Ковалевской в 1888г.? («Задача о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки»).

9. Какой наградой была отмечена эта работа? (Премия Парижской академии наук - премия Бордена, причем сумма премии была увеличена ввиду высокого качества работы).

10. Когда и по чьему настоянию была принята С.В. Ковалевская в члены Петербургской академии? (П.Л. Чебышева, членом-корреспондентом.).

11. Где и когда умерла С.В. Ковалевская, и какая мечта её не сбылась? (Умерла: 10 февраля 1891 г., Стокгольм, Швеция, мечта о научной работе).

 

Награждение победителя игры «Умники и умницы».

 

Используемые материалы:

  • http://www.wisdoms.ru/
  • Ковалевская Софья Васильевна // Кварнер — Конгур. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 12).
  • Ковалевская, Софья Васильевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Малинин В. В. Софья Ковалевская — женщина-математик. Её жизнь и учёная деятельность. — ЦИТ СГГА, 2004.
  • Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 с.
  • «Математики, механики» — биографический справочник. М., 1983.
  • Полубаринова-Кочина П. Я. Софья Васильевна Ковалевская. 1850-1891: Её жизнь и деятельность. — М.: Гостехиздат, 1955. — 100 с. — (Люди русской науки).

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ