Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Поэтические перекрестки: поэзия революции.
100-летию Октябрьской революции 1917 г. посвящается…

Артемьева Светлана Геннадьевна


1.                  Введение

 Революции 1917г., одна из самых дискуссионных тем во всей отечественной историографии.

В феврале 1917 года в России произошла революция, результатом которой стало свержение царизма. Между февралем и октябрем 1917 г. прошло немного времени, однако, этот период был наполнен острыми политическими спорами, быстро меняющейся обстановкой, изменением в соотношении политических сил.
Февральская революция знаменовала собой лишь начальный этап в демократическом преобразовании страны. В России предстояло выбрать и конституционно закрепить новую форму правления, сформировать единые и стабильные государственные структуры, разрешить обострившиеся национальные противоречия, определить отношение к войне и, наконец, решить аграрный вопрос.
Выбор путей общественного развития обусловливался раскладом политических сил, сложным взаимоотношением партий, правительственных организаций и их лидеров.
Вот уже многие десятилетия предметом дискуссий является вопрос об отношении к Октябрьской революции. Был ли неизбежен Октябрь? Носила ли Октябрьская революция общенародный характер? Ускорила или замедлила она развитие нашей страны? Является ли революционный путь перспективным? Как отразилась Октябрьская революция на судьбах всего человечества?
Ответы на эти вопросы требуют знания хода событий и вдумчивого подхода к его оценке.

2.      Место проведения занятия, оснащение

Занятие (внеаудиторное мероприятие)  проводится в актовом зале.

Оборудование:  мультимедиа проектор, презентация «Россия в 1917 году».

3.      Продолжительность: 1,5 часа.

4.      Вид занятия: внеаудиторное мероприятие, литературно-музыкальная композиция, исследовательская деятельность. 

Методы:   словесный, текстовый, наглядный, творческий, частично поисковый уровень работы учащихся.
5.Цели и задачи  внеаудиторного мероприятия:
  • Образовательные: пополнить знания учащихся о российском обществе накануне революции, выявить  причины падения монархии в России рассмотреть события февральской революции и октябрьского переворота 1917 года.
  • Развивающие: развивать когнитивную сферу образовательной деятельности учащихся, продолжать формировать у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи. 
  • Воспитательные: воспитание глубокого уважения к истории Отечества и чувства патриотизма.
6.Основные понятия урока: революция, Февральская революция, Октябрьский  переворот, Советы, демонстрация, забастовка, манифест, монархия, Временное правительство, двоевластие, политический кризис.
 
7.План внеаудиторного мероприятия:
I. Организационный момент
II. Вступительное слово. Актуализация темы.
III. Литературно-музыкальная композиция.
IV. Рефлексия. Опрос учащихся.
 
8.Ход  внеаудиторного мероприятия

 
  1. Вступительное слово. Актуализация темы.
 
Учитель 1.
 
Приветствие.
 
Сегодня мы проводим мероприятие, посвященное 100-летию Октябрьской революции 1917 года.
Как вы думаете, для чего мы торжественно отмечаем эту дату? Что мы должны узнать на этом мероприятии? Мы сегодня будем говорить о революции. Что такое революция? Понятие «революция» несет в себе негативный или позитивный оттенок?
Давайте разберемся в этой теме вместе, почувствуем дух той эпохи, проникнемся настроением революционных событий. Внимательной смотрите и слушайте все, что будет происходить на сцене. В конце обсудим и подведем итоги.
 
Звучит «Марсельеза».
Учитель 1: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (отрывок)
Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…
 
Удивительным был 1917 год в нашей истории, наполненный бурными политическими событиями. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в исторический тупик, а «в лучшее завтра». Об изменении жизни к лучшему, о прекращении войны, о благополучии в доме и стабильности в обществе мечтали все. Мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов.
В ходе этого мероприятия  нам предстоит познакомиться с этими  историческими событиями, услышать голоса  из прошлого и самим оценить значение происшедшего. Вам предстоит  быть не просто учащимися, а исследователями данной проблемы. Необходимо выяснить:
- положение в стране накануне Октября 1917 года;
- причины революции;
- ход революции и её политические итоги;
- Февральская и Октябрьская революции  глазами современников, писателей, поэтов  и историков. Попробуйте понять основную проблему того периода. О чем мечтали люди, к чему стремились?
 
Учитель 2:
 
«Ураган времени - революция, 
корабль бытия 
пляшет на волнах, 
летит в грозовой мрак. 
Трещат и падают устои, 
рвутся в клочья паруса сознания…»
 
Так, с одной стороны, невольно воскрешая образы библейского потопа, апокалипсической катастрофы, а с другой стороны, картину сотворения мира, рождения света из тьмы и тверди посреди воды, написал летописец этих дней Алексей Николаевич Толстой в 1922 году. Что это – предисловие, громкий эпиграф к эпохе, сложное нравственное обязательство? Трудно сказать. Но образ революции – корабля, впечатляющая картина неизведанного мучительного пути в грозовом мраке, среди “рева племени”, бездн оказались не просто символическими, но и пророческими. 
Сегодня вы услышите стихи и песни о революции. Подумайте, каков эмоциональный настрой поэтических отрывков?  Какие общие мотивы звучат во всех произведениях?
 
Учитель 1:
Прежде чем перейти к рассмотрению событий 1917 года вспомним, что такое социальная революция вообще.
Под социальной революцией понимают глубокий насильственный переворот в жизни общества, приводящий к переходу государственной власти от одного класса к другому. Иными словами, революция – это смена общественных элит.
Что представляла собой Россия перед революцией? В начале XX века наша страна была огромной империей с самодержавной формой правления, крупнейшей в Европе армией и статусом великой державы. По темпам промышленного роста и по экспорту хлеба Россия занимала первое место в мире. Казалось еще немного и империя догонит развитые капиталистические страны и сможет решить вековую проблему экономической отсталости…
Однако этим надеждам не суждено было осуществиться. Экономические успехи царской России имели свою обратную неприглядную сторону, которая сводила на нет положительные результаты. Достаточно сказать, что продажа за границу огромных объемов зерна обеспечивалась страшной ценой хронического недоедания крестьян и самой высокой в Европе детской смертности, а промышленный подъем был совершен за счет широкого привлечения иностранного капитала, что в свою очередь вело к экономическому закабалению страны Западом.
Трагическим следствием экономической зависимости России от Запада стало ее участие в Первой мировой войны. Россия должна была принять на себя основную тяжесть боевых действий с Германией и тем самым минимизировать потери Англии и Франции. Фактически России в войне была уготована бесчеловечная роль пушечного мяса, согласившись на которую царский режим вынес себе смертный приговор. В течение двух с половиной лет русские солдаты проливали свою кровь за чужие интересы, отрабатывая долги царского правительства перед европейскими «союзниками», а в начале 1917 года терпение народа закончилось. В стране началась революция. 
 
Учитель 2:
 
Эпиграфом к мероприятию будет древнекитайская пословица «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». Так как именно история, события и процессы прошлых времен дают молодому настоящему поколению опыт жизни. Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое. Знание истории помогает понять современность, избежать ошибок прошлого, создать прогноз на будущее. Исторические события дают ответ на самые насущные вопросы современности. На этих примерах люди учатся жить, воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.
 
 
II.Литературно-музыкальная композиция.
 
Ведущий 1:                             
 
                                       Роковая страна, ледяная,
                                          Проклятая железной судьбой –
                                          Мать Россия, о Родина злая,
                                          Кто же так подшутил над тобой?
 
Эти строки из стихотворения «Родина» поэта Андрея Белого передают острые переживания всех мыслящих людей России за судьбу своей родины в начале 20 века.
 
Вальс «Амурские волны» (3 пары).
Выходят Ведущие.
Ведущий 1:
Блистательные балы, размеренный образ жизни элиты российского общества были прерваны Первой мировой войной, обернувшейся для нашей страны небывалой катастрофой.
Ведущий 2:
В начале войны в 1914 году воздух был пропитан воодушевленными, патриотическими мыслями, чувством единения власти и народа. Солдаты шли в атаку со словами «За Веру, Царя и Отечество!».
 
Звучит песня «Когда мы были на войне».
 
Видео с трагической музыкой.
 
Чтец 1:
Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца – взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.
В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда... В закатной дали
Были дымные тучи в крови.
 
Чтец 2:
И, садясь, запевали Варяга одни,
А другие – не в лад – Ермака,
И кричали ура, и шутили они,
И тихонько крестилась рука.
 
Чтец 3:
Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,
Раскачнувшись, фонарь замигал,
И под черною тучей веселый горнист
Заиграл к отправленью сигнал.
И военною славой заплакал рожок,
Наполняя тревогой сердца.
 
Чтец 4:
Не меня храни, родная,
В роковом бою,
Ты храни, не покидая,
Родину мою.
Дай ей славу, дай ей силу —
Вот моя мольба.
Я ж без ропота в могилу
Лягу, коль судьба.
 
Ведущий 1:
 
«Мне на плечи кидается век-волкодав», - сказал в одном из своих стихотворений поэт Осип Мандельштам и был пророчески прав.
 
Ведущий 2:
 
 20 век ознаменовался в России тремя революциями: в 1905 году («Кровавое воскресенье») и двумя в 1917 году, столетие которых мы отмечаем сегодня,  в 2017 году.
 
Ведущий 1:
 
 Конец 19 – начало 20 века в России – это период мощного кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Вот что написал в своих «Дневниках» Михаил Пришвин 30 марта 1917 года.
 
Чтец.
 
Михаил Пришвин (слайд): 
 
«Приближенные царские давно уже, как карамельку, иссосали царя и оставили народу только бумажку. Но все государство шло так, будто царь где-то есть. Та часть народа, которая призывала к верности царю, сама ни во что не верила. Не было времени, и можно было узнать его скорость лишь в быстрой смене министров и росте цен. В тишине безвременья каждый давно уже стал отворачиваться от забот государственных и жил интересом личным: все грабили. Это привело к недостатку продуктов в городах и армии. Недостаток хлеба вызвал бунт…»
 
Чтец. 
Марина Цветаева (слайд):
 
                                   Мракобесие. - Смерч. - Содом.
                                   Берегите Гнездо и Дом.
                                   Долг и Верность спустив с цепи,
                                   Человек молодой - не спи!
                                   В воротах, как Благая Весть,
                                   Белым стражем да встанет - Честь.
                                    Обведите свои дом - межой,
                                    Да не внидет в него - Чужой.
                                    Берегите от злобы волн
                                    Садик сына и дедов холм.
                                    Под ударами злой судьбы - 
                                    Выше - прадедовы дубы.
 
Звучит «Варшавянка».
 
 
Ведущий 1:
 
 1917 год с его двумя революциями – Февральской и Октябрьской – на многие десятилетия определил путь, по которому будет развиваться отечественная история и культура. Через произведения русской литературы можно услышать голоса ушедшей эпохи, стать участником споров, которые велись во всех слоях российского общества.
 
Ведущий 2:
 
 Все началось с хлебного кризиса. В конце февраля 1917 года из-за снежных заносов был сорван график грузовых перевозок хлеба и пошли слухи о скором переходе на карточки на хлеб. У хлебных лавок образовались очереди, потом начались беспорядки. 21 февраля толпа с лозунгом «Хлеба, хлеба!» начала громить булочные лавки.
 
 
Чтец. 
Сергей Есенин (слайд):
 
                                     Он был сыном простого рабочего,
                                      И повесть о нем очень короткая.
                                      Только и было в нем, что волосы как ночь
                                      Да глаза голубые, кроткие.

                                     Жил Мартин, и никто о нем не ведал.
                                     Грустно стучали дни, словно дождь по железу.
                                     И только иногда за скудным обедом
                                     Учил его отец распевать  «Марсельезу».

                                     "Вырастешь, - говорил он, - поймешь...
                                       Разгадаешь, отчего мы так нищи!"
                                       И глухо дрожал его щербатый нож
                                       Над черствой горбушкой насущной пищи.

                                       Но вот под тесовым
                                       Окном -
                                       Два ветра взмахнули
                                       Крылом;

                                      То с вешнею полымью
                                      Вод
                                      Взметнулся российский
                                      Народ...
 
 
Ведущий 1:
 
 Вот что написала Зинаида Гиппиус в своем дневнике.
 
Чтец.
 
Зинаида Гиппиус  (слайд): 
 
«23 февраля 1917года: «Сегодня беспорядки. Никто, конечно, в точности ничего не знает… до сих пор никакой картины организованного выступления не наблюдается, но очень похоже, что это обыкновенный голодный бунтик, какие случаются в Германии. Правда, параллелей нельзя проводить, ибо здесь надо учитывать громадный факт саморазложения правительства… как в воде, да еще мутной, мы глядим и не видим, в каком расстоянии мы от краха. Он неизбежен».
 
Звучит «Интернационал».
 
Чтец.
Александр  Блок  (слайд):
 
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.
 
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.
 
Есть немота - то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.
 
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье,-
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят царствие твое!
 
Ведущий 1:
 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходившую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!». В ней участвовали более 300 тыс. человек.
 
Ведущий 2:
 Император Николай II из Ставки в Могилёве отправил телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки!».
 
Сценка (слайд):
Николай II сидит за письменным столом читает (на лице задумчивость, голос медленный, растерянный) телеграмму Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко
 
«Положение серьёзное. В столице – анархия. Правительство парализовано. На улицах беспорядочная стрельба. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя… Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца»… Ответ(пишет): «Повелеваю распустить Государственную Думу!».
 
Чтец.
Осип Мандельштам (слайд):
 
Век мой, зверь мой, кто сумеет
                                   Заглянуть в твои зрачки
                                   И своею кровью склеит
                                   Двух столетий позвонки?
                                   Кровь - строительница хлещет
                                   Горлом из земных вещей,
                                   Захребетник лишь трепещет
                                   На пороге новых дней…
                                   Кровь - строительница хлещет
                                   Горлом из земных вещей
                                   И горящей рыбой плещет
                                   В берег теплый хрящ морей.
                                   И с высокой сетки птичьей,
                                   От лазурных влажных глыб
                                   Льется, льется безразличье
                                   На смертельный твой ушиб.
 
 
 
Ведущий 1:
 27 февраля. Восставшие захватили Арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, освободили из тюрем политических и уголовных заключённых. Овладели Зимним дворцом.
Ведущий 2:
 28 февраля. Пало Адмиралтейство. Царские министры арестованы.
 
Чтец 1:
Революция — это ревы улиц,
это топот толп, прочтенный вслух.
Только в революцию можно стать под пули,
грудью их отвеяв, словно пух.

Чтец 2:
Революция — это души настежь! 
Сердце сбило всех обид замки, 
и в пустые ребра, как очей ни застишь, 
небо набивает синевы комки. 

Чтец 3:
Революция — это праздник праздных, 
тем, кто не у дел был — даль привет: 
только в революцию за дело казни, 
за безделье ж казней нет! 

Ведущий 1:
 28 февраля Николай II выехал из ставки в Царское село, ночью 1 марта ему сообщили, что железнодорожные пути заняты восставшими войсками.
Ведущий 2:
 «Обстановка по-видимому, не допускает иного решения» - ответило высшее военное командование на вопрос об отречении Николая II. Император был потрясён. 2 марта он подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила.
На слайде Манифест  об отречении Николая II.
Чтец:
Настежь, настежь
Царские врата!
Сгасла, схлынула чернота.
Чистым жаром
Горит алтарь.
— Христос Воскресе,
Вчерашний царь!
Пал без славы
Орел двуглавый.
— Царь! — Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз —
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.
 
Ваши судьи —
Гроза и вал!
Царь! Не люди —
Вас Бог взыскал.
 
Звучит песня А. Вертинского «То, что я должен сказать…»
 
Ведущий 1:
 3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.
Ведущий 2:
 Монархия пала. Николай II и его семья вначале находились под арестом в Царском Селе, в августе 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск. В стране установилось двоевластии: Временное правительство во главе с князем Львовым и Совет рабочих и солдатских депутатов.
Чтец.
Гимн свободной России — вариант гимна России, предложенный после Февральской революции композитором А. Т. Гречаниновым на слова К. Бальмонта:
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Могучая держава, безбрежный океан!
Борцам за волю слава, развеявшим туман!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Леса, поля, и нивы, и степи, и моря,
Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
 
Чтец
Валерий Брюсов (слайд):
   
Воплощены сны вековые
                                   Всех лучших, всех живых сердец.
                                   Преображенная Россия
                                   Свободной стала наконец!
 
 
 Ведущий 1
 
 Встреченная с энтузиазмом Февральская революция 1917 года хоть и покончила в России с абсолютной монархией, очень скоро разочаровала революционно настроенные «низовые слои» — армию, рабочих и крестьян, которые ожидали от неё завершения войны, передачи земли крестьянам, облегчения условий труда для рабочих и демократического устройства власти. 
 
Ведущий 2
 
 В стране сложилась мощная система Советов рабочих и солдатских депутатов, ставшая альтернативой органам Временного правительства. 
 
Ведущий 1
 
Временное правительство в июле 1917 года проводит массовые аресты депутатов Петроградского Совета, и в это же время в Петрограде проходят демонстрации под лозунгом «Вся власть — Советам!»
 
Ведущий 2
 
 Большевики взяли курс на вооружённое восстание в августе 1917 года. События развивались стремительно.
 
Ведущий 1
 
 16 октября ЦК большевиков принял решение о подготовке восстания
 
 
Ведущий 2  
 
В 10 часов утра 25 октября Военно-революционный комитет выпустил воззвание, в котором сообщал, что вся «государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». В 21:00 холостой выстрел орудия крейсера Балтийского флота «Аврора» подал сигнал к началу штурма Зимнего дворца, и в 2 часа ночи 26 октября Временное правительство было арестовано.
 
Звук пушки.
Чтец.
Сергей Есенин:
                                         Небо — как колокол,
                                        Месяц — язык,
                                        Мать моя родина,
                                        Я — большевик. 

                                         Ради вселенского
                                        Братства людей
                                        Радуюсь песней я
                                        Смерти твоей. 

                                       Крепкий и сильный,
                                       На гибель твою
                                       В колокол синий
                                       Я месяцем бью. 

                                       Братья-миряне,
                                       Вам моя песнь.
                                       Слышу в тумане я
                                       Светлую весть. 
 
Ведущий 2:
 
К  революционным событиям 1917 года отношение было неоднозначное и противоречивое: от «Моя революция, пошел в Смольный» В Маяковского до «Окаянных дней» И.Бунина. Вот как к ним отнесся поэт Александр Блок.
 
Чтец.
Александр Блок:
 
 «Переворот 25 октября … встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции...  ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно  раздавался у меня в ушах».  
 
Ведущий 1:
 
 Маяковский тоже восторженно отнесся к революции, и это отношение  красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. «Ода революции» - знаковое в этом отношении стихотворение.
 
Звучит песня  «Смело мы в бой пойдем за власть Советов…»
 
Чтец.
Владимир Маяковский (слайд):
 
Тебе,
                                   освистанная,
                                   осмеянная батареями,
                                   тебе,
                                   изъязвленная злословием штыков,
                                   восторженно возношу
                                   над руганью реемой
                                   оды торжественное
                                   «О!»
                                   О, звериная!
                                   О, детская!
                                   О, копеечная!
                                   О, великая!
                                   Каким названьем тебя еще звали?
                                   Как обернешься еще, двуликая?
 
 
       Кто вы?
                                          Мы
                                          разносчики новой веры,
                                          красоте задающей железный тон.
                                          Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
                                          в небеса шарахаем железобетон.
                                          победители,
                                          шествуем по свету
                                          сквозь рев стариков злючий.
                                          И всем,
                      

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ