Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Помощь в адаптации обучающихся при переходе в среднее звено

Вечеря Арина Римовна
В настоящее время проблема школьной адаптации является одной из наиболее актуальных, ведь от того, как она пройдет, зависит формирование психологического, физического состояние человека, а также его мировосприятие. Проходя стажировку в начальной школе по профессии педагог-психолог, я проводила тест на определение межличностных отношений в группе – социометрию по Марено и выявила значительные проблемы в социальной адаптации учащихся. Для того чтобы картина изменилась в положительную сторону и в будущем у детей не возникало проблем при обучении и взаимодействии с окружающими, необходимо своевременно выявлять проблемные группы и помогать обучающимся для начала улучшать свое положение в конкретной социальной группе, а потом за ее пределами. Таким образом можно помочь детям найти себя и свое место в обществе, уменьшить создание неформальных организаций в будущем, которые негативно воздействуют на личность, а также сократить количество людей с асоциальным поведением.
Стоит заметить, что адаптация во многом зависит от условий, в которых происходит обучение детей, а успеваемость обучающихся напрямую связана с успешным процессом адаптации. Именно поэтому школа играет важнейшую роль в становлении ребенка как личности, она воспроизводит основные закономерности и модели социальных взаимоотношений, и одной из главных задач любых школ должно стать создание благоприятных условий обучения школьников и взаимодействия индивидов друг с другом.
На сегодняшний день, остро встает вопрос, как помочь детям младшего школьного возраста адаптироваться к новым условиям учебного заведения при переходе в новый корпус средней школы (из четвертого в пятый класс). Данный процесс является стрессовой ситуацией для каждого школьника, так как ученикам приходится выходить из привычной зоны комфорта в новую малоизвестную группу и среду.
Чтобы помочь детям быстрее проходить адаптацию и понизить уровень тревоги были подготовлены дополнительные внеклассные мероприятия. В них входили уроки-встречи с пятиклассниками и преподавателями-предметниками, которые планируют работать в пятых классах. Каждый педагог приготовил презентации о своем предмете, а ученики приготовили фото-экскурсию по школе, а также рассказали о своих впечатлениях обучения в пятом классе. Благодаря встречам с преподавателями, дети начали понимать разницу между обучением в четвертом и пятом классах, а также у них появилось какое-то понимание о некоторых предметах, которые вводятся в школьный курс. Знакомство с обучающимися пятых классов помогло ученикам обрести новых друзей, которые помогут быстрее адаптироваться в условиях нового корпуса школы и найти свое место в социуме.
Для более точного решения проблемы связанной с социальной адаптацией я провела дополнительные тестирования, которые помогли не только выявить определенные группы проблемных обучающихся и разбить их на отдельные подгруппы для более эффективной деятельности, но и подготовить отдельный план работы с каждой группой. Опросник Карла Густова Юнга позволил определить типологические особенности личности - экстраверсия и интроверсия. С помощью теста Айзенка удалось выявить тип темперамента, который учитывался при формировании групп экстравертов и интровертов. Важно понимать, что экстраверты и интроверты сильно различаются между собой, поэтому такое разделение обучающихся позволило работе стать более продуктивной и предлагаемой информации усвоиться значительно лучше.
После проведенной работы детям была предложена анкета, определяющая психологическую готовность к переходу в среднее звено, в которой ученики смогли отразить свои переживания. Проанализировав данную анкету, я смогла выявить, что у обучающихся четвертых классов понизился уровень тревожности, они стали более уверенными в себе, а совместная деятельность в группах, помогла детям улучшить свое положение в малых социальных группах и преодолеть коммуникативные барьеры. По моему мнению, данная разработка могла бы использоваться в школах города Санкт-Петербурга, так как она показывает положительную динамику психологического развития детей и помогает успешно проходить адаптацию в пятых классах.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ