Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Работа с семьей и родителями

Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?

Безбородова Светлана Александровна
Аннотация
В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция  педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных условий взаимодействия школы и семьи.
 
 
Ключевые слова: семья, воспитание, социальный институт, взаимодействие школы и семьи, университет педагогических знаний.
 
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему миру, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Одним из основных условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Взаимоотношения определяют: взаимопонимание, уважение, поддержка.
Родителей в силу социально — экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него  людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится о нём столько.  И  вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать его семья. Таким образом, социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.
Наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество и таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. Поэтому большую роль в воспитании личности ребёнка играет образовательное учреждение. Способствовать созданию социально — благополучной среды для каждого обучающегося — главная задача социального педагога образовательного учреждения.
Для организации более тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи  «Семь-Я», я являюсь его руководителем.
            Учитывая факт отдалённости от культурных центров, этнические и культурные особенности региона, отсутствие в полной мере досуговых центров, наше образовательное учреждение также является и культурным центром  микрорайона.
В  рамках клуба проводятся мероприятия как для родителей с целью повышения психолого - педагогических знаний (консультации, беседы за круглым столом, тренинги), так и совместные мероприятия  родителей и детей.
Работа с родителями включает в себя следующие направления
  1. Умеем сами, научим наших детей.
  2. Здоровье и труд – нацию спасут.
  3. Забота
  4. Школа родителей: «Учи других – сам поймешь».
  5. «Отдыхай – время даром не теряй».
Работа по всем направлениям ведется через систему взаимодополняющих мероприятий, направленных на установление  гармоничных отношений образовательного учреждения, родителей и жителей  микрорайона.
В школе проводятся мероприятия ко Дню матери, Дню пожилого человека, Дню инвалида, спортивные соревнования: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты»,  конкурсы:  кулинарного искусства и «Славлю руки матери моей».
В каждой школе и каждом классе выделяется часть родителей, которые очень серьезно относятся к обучению и воспитанию своих детей. Как правило, это неработающие мамы и ближайшие родственники, целиком сконцентрированные на развитии ребенка.
Некоторые зарубежные исследователи напрямую связывают заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой с их реальным участием в обучении своих детей, в реализации своей «учительской» функции. Но много ли у нас таких примеров? К сожалению, пока нет. Возможно, с развитием альтернативных форм образования (экстернат, домашнее обучение) все больше родителей не против освоить эту роль и «разгрузить» учителя-предметника. Например, наличие у «продвинутых» родителей компьютера с выходом в Интернет позволит им оказывать существенную информационно-методическую поддержку учителям, расширяя поле образовательной базы для своих детей.
Обучение родителей целесообразно начинать с того момента, когда, поступая в первый класс, ребенок переходит определенный социальный рубеж и взрослые полны решимости дать ему достойное образование: у них появляется много вопросов по поводу выполнения домашних заданий, и они очень доброжелательно относятся к школе. Важно не упустить этот момент!
С целью повышения уровня знаний родителей по вопросам педагогики, психологии и воспитания мною проводятся занятия  родительского всеобуча «Университет педагогических знаний». Темы занятий оговариваются с классными руководителями с учётом   вопросов, возникающих в воспитательном процессе и  вызывающие  затруднения в их решении у родителей.  Заседания родительского всеобуча организуются один раз в четверть, эти занятия помогают вооружить родителей необходимыми знаниями, по основам педагогической культуры, знакомят родителей с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста детей. Для проведения занятий  используются следующие формы работы: лекции, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, семинары (приложение 1).
Основной обязанностью социального педагога является работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении, цель которой - принятие профилактических  мер по устранению конфликтных ситуаций, возникающих в семье и оказание психологической и социальной поддержки.
В профилактической работе с семьёй использую следующие принципы:
ü  взаимодействия,
ü  личностного - ориентированного подхода,
ü  позитивного восприятия и принятия личности,
ü  конфиденциальности.
Вся работа осуществляется в тесном взаимодействии с классными руководителями
и педагогами-психологами, осуществляется патронаж семей, контроль за обучением и посещением школы  обучающимися, вовлечение во внеурочную деятельность обучающихся и родителей для участия в мероприятиях. Постоянно поддерживается связь со структурами города: отделением по делам несовершеннолетних при ОМВД, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, управлением образования, отделом опеки и попечительства, Центром диагностики и консультирования, со специалистами городской поликлиники.
            В нашем городе реабилитационную работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении организуют следующие инстанции: муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдел по делам несовершеннолетних при отделе министерства внутренних дел города и образовательные учреждения.
В результате проведения профилактической работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении количество семей данной категории ежегодно уменьшается  Снятие с учета семей связано с  прекращением отрицательного влияния на детей, оздоровления обстановки в семье, а так же в связи с выездом за пределы города и  окончанием школы. 
Воспитание, которое позволяет ребенку в школе пережить успех, интересно провести досуг, проявить самостоятельность и гражданскую позицию, воспитание, при котором родители и их образ жизни являются образцом для подражания, при котором подросток чувствует свою востребованность и значимость – является основой профилактической работы.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ