Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Открытый урок, внешкольное мероприятие

Шедевры живописи

Климонова Татьяна Вадимовна,
воспитатель ГПД ГБОУ
СОШ № 377 Санкт-Петербурга
Дорогие ребята!
Сегодня мы с Вами познакомимся с картинами двух величайших художников:
 Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти.
 Слайд 2. План презентации
  • 1.Слайд 1. Титульный лист.
  • 2.Слайд 2. План презентации.
  • 3. Слайд 3. Портрет Леонардо да Винчи.
  • 4. Слайд 4. Краткая биография художника.
  • 5. Слайд 5.  Текст к картине «Мадонна с цветком»
  • 6. Слайд 6. Картина «Мадонна с цветком».1478 год.
  • 7.Слайд 7. Лицо мадонны (фрагмент картины).
  • 8. Слайд 8. Лицо младенца.
  • 9. Слайд 9. Картина «Мадонна Литта»1490 год.
  • 10. Слайд 10.  Комментарий к картине.
  • 11. Слайд 11. Картина «Мадонна Литта».
  •  12. Слайд 12. Лицо мадонны (фрагмент картины).
  • 13. Слайд 13. Лицо младенца Христа.
  • 14. Слайд 14. Картина «Мона Лиза»  в раме 1503-1506  г.г.
  • 15. Слайд 15. «Мона Лиза» она  же «Джоконда».
  • 16. Слайд  16. Мона Лиза  портрет (фрагмент картины).
  • 17. Слайд 17. Леонардо да Винчи на склоне лет. Портрет.
  • 18. Слайд 18. Портрет Рафаэля Санти.
  • 19. Слайд 19.  Текст.
  • 20. Слайды 20-21.Картина «Мадонна Конестабиле»  1500-1502 гг.
  • 21. Слайд 21.  Картина «Мадонна Конестабиле».
  • 22. Слайды 22-23 Фрагменты картины. Лик мадонны.
  • 23. Слайд 24. Картина Рафаэля «Святое семейство» 1505 г.
  • 24. Слайды25-26. Фрагменты картины  «Святое семейство»/
  • 25. Слайды 27- 29. Картина Рафаэля «Сикстинская  Мадонна»  1513 год.
  • 26.  Слайды 30-31.  Фрагменты картины: Святой Сикст, ангелочки.
  • 27. Слайды 32-33. Фрагменты картины.
  • 28. Слайд 34. Заключение.
.
Слайды 3-4. Вот перед нами портрет итальянского художника, скульптора, архитектора, учёного, изобретателя  Леонардо да Винчи. Очень выразительное лицо, глаза.  Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции (Италия). Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто родом из городка Винчи. Умер художник 2 мая 1519 года, близ Амбуаза  (Франция.) в возрасте 67 лет.
Рисунки Леонардо имеют характерную черту. Так как художник был левшой, то он штриховал картины  не справа налево, а слева направо, эта отличительная черта помогала определять его работы.
Слайды 5 -6.  У нас в Эрмитаже хранятся две картины художника. Сейчас мы с Вами полюбуемся его картиной «Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа»  как её ещё у нас называют. Он написал  её в  26 лет,  1478 году. Вы представьте себе, ребята, в 1478 году, а у нас сейчас 2014 год, то есть 536  лет тому назад. «Мадонна с цветком»  относится к числу самых его ранних произведений. Центром композиции является цветок, вокруг которого сплелись три руки: к нему обращены взгляды матери и ребёнка, к нему сходятся все основные линии на картине. Крупный ребёнок с интересом рассматривает маленький скромный цветок. Так познаёт мир человек с первых лет жизни. Ребёнок - Христос, нагой, это целомудренная чистота, к которой должен стремиться каждый человек. Слайды 7 - 8. Мать дитя -  Мария, скромная простая женщина в непорочных одеждах. Платье свободными складками лежит на рукавах и коленях. Светлые длинные волосы убраны назад  и ниспадают крупными кудрями. Её лицо не столь красиво, как прекрасно в своей доброте и  любви. Большой лоб, ласковые глаза обращены на ребёнка. Ничто не может оторвать героев от увлекательного занятия. Взгляд наш прикован к двум фигурам. Эта картина полна целомудренного материнства.  На картине изображены земные реальные люди, но с помощью кисти и красок художник возвышает их. Раскованность поз, открытый взгляд героев, излучает свет и радость. Полотно доказывает нам, что человек должен стремиться к прекрасному, наполнять сердце и душу любовью, приближая себя этим к Богу.
Слайды 9 -13. И вторая картина Леонардо да Винчи, которой мы можем познакомиться в Санкт- Петербурге, в Эрмитаже «Мадонна Литта», написанная в 1490 году. Опустив глаза, мадонна любуется  ребёнком, лежащим у неё на руках. Прекрасно и выразительно лицо мадонны: в нём запечатлены тончайшие оттенки материнского чувства. С замечательным мастерством передал Леонардо нежное тельце младенца, золотистые завитки его волос, пристальный взгляд, обращённый к зрителю. Спокойный силуэт фигуры мадонны рельефно выделяется на тёмном фоне стены, симметрично расположённые по сторонам светлые проёмы окон создают иллюзию пространства. Произведение создаёт ощущение покоя,  гармонии и тишины.
Слайды 14-16. И вот перед нами одно из самых известных произведений живописи в мире, картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» она же «Джоконда». Мы можем её видеть в Париже, в Лувре (Франция).
Художник согласился написать для торговца  шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, его жены (ей было 24 года). Он писал его четыре года и оставил, не завершив. Эта картина написана в 1503-1506 годы. Размер картины 77х53 см, дерево, масло.
Джоконда или Мона Лиза
С картины смотрит..Кто она?
То тень лукавства, то каприза,
То грех, то святость в ней видна.
С улыбкой дивной, несравненной
Ты кажешься опять живой….
Полупечальной иль надменной,
Портрет Джоконды является  одним из лучших образцов портретного жанра. «Мона  Лиза» представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа. Её  фигура сопоставлена с видимой издалека огромной горы, и это сообщает образу необыкновенное величие. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие  волосы, видны сквозь накинутую на них прозрачную вуаль, падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута. Искусствоведы отмечают, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза была безмерно красива, и Леонардо всегда приглашал на сеансы кого – нибудь,  кто мог играть и петь или шутить, чтобы её лицо не выглядело усталым и скучным, что часто бывает, когда позируют для портрета. Напротив, очаровательнейшая улыбка играет на этом лице, и кажется, что оно -  творение Неба, а не рук человеческих, и что более всего удивительно -  оно полно жизни. Улыбка Джоконды говорит о глубоком знании художником строения человеческого лица, строгом учёте его выразительности, и при всём том она совершенно естественна. Но ценность картины как произведения искусства  не сводится к стандарту женской красоты. Целью художника было не изображение фотомодели, а создание живого и одухотворённого человеческого лица. Ни у одного из художников Возрождения невозможно найти настолько живого лица!
Но какими же живописными средствами достигнуто впечатление одухотворённости? Одним из таких приёмов является знаменитое леонардовское  сфумато, т.е. «дымка», «туман» или полутень, в которой на картинах Леонардо тонут все контурные линии. Cфумато - дымка между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. Еле уловимая дымка, размывающая и смягчающая силуэтные линии, и есть то выразительное средство, которое делает улыбку Джоконды столь мягкой – и столь таинственной. Её лицо пленяет женственностью и мудростью, не  возрастной, но женской, и это делает Джоконду  эталоном женственности ещё на долгие годы, ведь не зря говорят        « улыбка Джоконды». Улыбается она или нет? И чему? Получившийся эффект погружённости в свой внутренний мир и пленил эпоху, которая только -  только начала открывать для себя факт наличия индивидуального внутреннего мира! Леонардо был первым, кто покусился на «внутреннее». Сейчас ни один безумец не возьмётся за такое дело: нарисовать в портрете внутреннюю вселенную. Все знают, что «миссия  невыполнима» -  ведь вселенная  бесконечна!  И «Джоконда»  остаётся великой попыткой сотворить несотворимое, отсюда её пресловутая слава.
Слайды 18-19. Портрет Рафаэля Санти.
Вот  перед нами  знаменитый Рафаэль Санти  (1483-1520.)
Рафаэль родился в 1483 году в городе Урбино в Италии.
С 1503  по  1508   года  во Флоренции учится у Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создаёт 15 портретов своих знаменитых «Мадонн». Великий мастер, великий художник.  Умер  Рафаэль рано в возрасте 37 лет  в Риме  в 1520 году.
 
Слайд 20-23. Картина Рафаэля « Мадонна Конестабиле».
Эта ранняя картина написана между 1500 и 1502 гг., ею мы с Вами ребята можем полюбоваться в Эрмитаже. Юная мать задумчиво смотрит в книгу, к которой тянется ребёнок; её чистому лиричному образу вторит нежный весенний пейзаж. Картина восхитительна.
 
Слайды 24-26. Картина Рафаэля «Святое семейство».
И ещё одна картина, которой мы можем восхищаться в Эрмитаже  «Святое семейство»(1505). В ней Рафаэль достигает величавой простоты, гармонии. Иосиф, мадонна и младенец Иисус Христос. Великолепна композиция картины, лица задумчивы.
Слайд 27 -33. Картина Рафаэля «Сикстинская мадонна».
И вот перед нами  всемирно известная картина Рафаэля «Сикстинская мадонна», написанная в 1513 году. Огромное по размерам (256х196 см) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце        (Италия) по заказу папы Юлия II в 1513 году. Картина, затерянная в одном из храмов  провинициальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины 18 века, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Бенедикта ХIV разрешение вывезти её в Дрезден (Германия). Русские путешественники начинали гран-тур с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и  оттого получила в России оглушительную известность.  На картине изображена Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста П и Святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога. Фигуры образуют треугольник. Раскрытый по сторонам занавес подчёркивает геометрическую продуманность композиции. Это одно  первых произведений, в котором зритель незримо оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна  спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза. Особенность Рафаэлевской композиции в том, что по мере приближения к ней от входа, Мадонна, кажется, тоже движется вам навстречу. На удалённом расстоянии от ваших глаз  она читается в глубине кулис, заметно, что она «парит» в сверкающей ауре светоносного фона. При  приближении чётко проступают контуры фигуры, облако под ногами становится едва различимо, и мы читаем фигуру, отчего образ Богоматери с младенцем становится более чётким и ясным. Ребята, встаньте и медленно двигайтесь к экрану, возможно и вы поймаете это ощущение. Художник изобразил Марию во весь рост с младенцем Христом на руках. Раздвигающийся занавес вверху -  это мотив явления чуда.  Святой Сикст и Варвара поражены этим чудом. Мадонна спускается с небес к людям. Границей земного и небесного  миров является парапет, на который облокотились ангелочки. В «Сикстинской мадонне есть гибкое, всепроникающее движение, без которого в живописи трудно создать впечатление жизни.
Как же художнику удалось показать, что Мадонна сходит на Землю? Мадонна сходит на Землю, но она не торопится совершить своё снисхождение. В сущности, она остановилась, и лишь расположение ног  позволяет догадаться, что она только что сделала шаг. Взгляд её полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Обратите внимание на взгляд младенца. Спокойно сидящий на руках у мадонны младенец полон недетской серьёзности, взгляд пристальный и внимательный. Ветер колышет волосы ребёнка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно он видит и свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в   искусстве.
Вот и подошло к концу наше знакомство с картинами этих великих художников.
Слайд 34. И в  ЗАКЛЮЧЕНИЕ, МНЕ ХОЧЕТСЯ ПОЖЕЛАТЬ ВАМ, ребята, чтобы Вас не покидало никогда желание видеть и  познавать  прекрасное: новые картины, новые спектакли, интересные книги.
Цените и любите искусствоЖелаю Вам успехов на этом пути.
 
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ