Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Патриотическое воспитание на уроках музыки

Кулакова Ирина Николаевна
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем   Уроки эстетического цикла всегда были и есть важными в целостном педагогическом процессе. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся. Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.Л. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молоде­жи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной дея­тельности. В своих работах В.А. Сухомлинский так­же указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту "трудно постижимую ценность" - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда по­является чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
 
Воспитательные средства  урока музыки
Развитие музыкальной культуры учащихся начальных классов при­обретает новое направление. Ведущую идею тематического содержания программы  можно сформулировать в двух аспектах:
§   во-первых, о месте музыки в жизни человека
§   во-вторых, о роли музыки в воспитании патриотизма.
 Раздел программы «Музыка моего народа» — имеет особое значение для патриотического воспитания учащихся. Любовь к Родине — многогранное чувство. Это и умение чувствовать красо­ту родной земли, и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, и гордость за достижения нашей нацио­нальной культуры.
Музыкальная грамотность — это способность воспринимать «музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и не­разрывно с жизнью связанное». Это  особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого.
 
Наиболее близкими и понятными ребятам композиторами в начальной школе становятся Чайковский, Бетховен и Шопен, Прокофьев, Дунаевский и Хачатурян. Яркие черты творчества этих композиторов глубоко запечатлеваются в сознании учащихся. Ра­зумеется, на этом первоначальном этапе развития их музыкаль­ной культуры названные композиторы должны быть представлены самыми характерными чертами, наиболее доступными детскому вос­приятию, составляющими «сердцевину» их творчества, хотя далеко не охватывающими все его грани.
Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзада­ча» школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотиз­ма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспи­тывая их нравственность и душевное благородство.  Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и   размышления   самих   учащихся,   направляемые   учителем, — все должно    помогать    постепенному    решению    этой    «сверхзадачи». «Слово учителя — ничем не заменимый инструмент воздей­ствия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу». Жизненного материала будет более чем достаточно, и учитель может свободно отбирать его в зависимости от собствен­ных знаний, собственных интересов и личного жизненного опыта. Так, изучая музыку, ребята уже с первого класса почувствуют и что они изучают жизнь, что музыка — это сама жизнь.
В художественно-эстетическом образовании и воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Поэтому главной задачей  на уроках музыки должно быть обогащение  детей знаниями о  музыке своей Родины.
В основу обучения учащихся младшего школьного возраста положены педагогические принципы:
§   Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
§   Интеграция различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.
§   Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Работа осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка.
В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются  учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:
§   Развитие творческой индивидуальности.
§   Эмоциональное развитие.
§   Воспитание эстетических, патриотических чувств.
§   Развитие музыкальных способностей.
§   Развитие духовной сферы.
§   Развитие самостоятельности, физическое развитие.
В ходе работы нередко можно сталкиваться с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Педагогу необходимо создать благоприятный психологический климат в классе, способствующих раскрепощению ребят.
На занятиях, посвященных устному народному творчеству, где через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети по темам: «Труд», «Дружба» подбирали пословицы, поговорки, составляли ребусы, кроссворды, придумывают мелодии песен и попевок.
При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке фольклорных праздников  происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Деятельность детей будет продуктивной, если будут определены ближние и дальние цели, на занятиях будет создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что явится своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют.
В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общееинтеллектуальное развитие, мировоззренческие,  нравственные и патриотические  убеждения.
 
Воспитание патриотизма на уроке музыки
Начало урока музыки, посвященного героико-патриотической тематике,  можно начать в серьезной и тор­жественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в этот момент, связана с дорогим сердцу каждого советского человека образом Родины.
Москва, Красная площадь. Бьют часы на Спасской башне Кремля. Бьют кремлевские куранты, отсчитывают время часы Спасской башни — свидетели истории нашей Родины. Они стали символом величия нашей страны. С боем часов Спасской башни Кремля начинается и кончается день нашей великой Родины.
Каждое утро и каждый вечер после боя курантов мы слышим по  радио Государственный Гимн России. Ребята, конечно, смогут сами рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучит Гимн — музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание, основанного на гуманистических ценностях своего народа.
Надо объяснить младшим  школьникам, что когда звучит Государственный Гимн, не только те, кто его исполняют, но и все, кто при его исполнении присутствуют, встают и слушают его стоя. Эта  музыка призвана объединить вест народ. В гимне отражены главные идеи – единства, нерушимости, свободы.
Текст школьники уже выучили на уроках , музыку слышали не раз при самых различных, но всегда торжествен­ных обстоятельствах. А также звучащая гимном жизни песня Островского «Пусть всегда будет  солнце!», помогавшая сплочению юных поколений всего мира «Гимн демократической  молодежи» Новикова.
Младших школьников нужно  познакомить с «Песней о тревожной  молодость»  А. Пахмутовой,  зовущей к тревогам жизненного пути; «Буенвальдский набат» Мурадели,  призывающий всех людей  мира не допустить  новой  войны, новых страданий и разрушений; Сергея Прокофьева «Нам нужен  мир» и поэтичнейшую песню о мире Исаака Дунаевского «Летите, голуби, летите», «Песня утра, весны и  мира» Д. Кабалевского, посвященная тем, кто погиб в борьбе с фашизмом.
«Песня о Родине» И. Дунаевского  рассказывает о нашей великой стране,  воспитывает любовь к отечеству.  Ученики почувствуют широкий, привольный характер припева, в котором преобладают черты песенности, и маршеобразный, мужественный характер запева. Причем песня начинается не с за­пева, как обычно, а с припева. В начале припева звучат интонации первой фразы: «Широка страна моя родная». Эти интонации и стали позывными, которые мы всегда слышим по радио и телевиде­нию перед важными сообщениями о событиях в жизни нашей стра­ны. Можно обратить внимание на разное звучание одной интонации в самой песне и в позывных (волевая, призывная, энергичная, маршевого характера, с острым пунктирным ритмом — и звучащая в высоком регистре, лишенная остроты пунктирного ритма и пото­му более песенная, сдержанная).
Еще одна песня, в которой мы также ощутим маршевость, но уже другого характера,— русская песня «Эй, ухнем!». Следует обратить внимание ребят на то, как настойчиво повторяющаяся интонация создает ощущение тяжелой поступи бурлаков, тянущих баржу.
Можно сказать, что когда-то, до революции, эту песню пели бурлаки, когда на веревках тащили против течения нагруженное судно. Рассказывая о непосильном труде бурлаков, можно про­честь строки Н. Некрасова:
Выдь на Волгу... Чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется,
То бурлаки идут бечевой.
Важно подвести ребят к мысли о том, что песня объединяла усилия людей, помогала им, подчиняя их движения единому ритму. Можно предложить учащимся представить себя в роли бурлаков и как бы тянуть воображаемый канат, ощущая тяжесть, сильное напряжение. После этого школьникам показать  картину И. Ре­пина «Бурлаки на Волге» и дать послушать грамзапись песни в исполнении Ф. И. Шаляпина, предварительно сказав несколько слов об этом великом русском певце, который сам родился на Вол­ге, хорошо знал жизнь простого народа, очень любил русские песни.
«Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» — еще один пример музыки «в народном духе». Решительная, призывная маршеобразная музыка 1-й части, сопровождаемая звучанием набатного колокола, контрастирует с певу­чей средней частью, в которой поочередно звучат женская и муж­ская группы хора.
Учитель должен  рассказать ребятам о том, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны.
Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Позднее С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.
Знакомство с музыкой Д. Шостаковича «Новороссийские куранты» также важно для патриотического воспитания школьников.
В городе-герое Новороссийске сооружен мемориал в честь его героических защитников в годы Великой Отечественной войны. Здесь каждый час звучит скорбная и торжественная музыка, побуждающая слушателей задуматься о вели­чии подвига советского народа.
Эмоционально-нравственной вершиной занятий должно стать слушание, а также участие в исполнении двух главных фрагментов из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: арии Ивана Сусанина и хора «Славься!». Затем можно дать классу послушать всю арию с большим речитативным вступлением и заключением. Следует вспомнить с ребятами, как развивается действие в опере после арии: враги убивают героя, но народ побеждает. Заключительный хор «Славься!» славит победу народа.
 
Сравним по контрасту эти сцены — гибель героя и радостное ликование победившего народа. В первой преобладают минорные краски, во второй — мажорные; сдержанные темпы и динамика придают арии суровость и мужественность, а в хоре звучание, наоборот, мощное, торжественное; арию исполняет бас с оркестром, а хор «Славься!» исполняется в сопровождении двух оркест­ров и даже колоколов, отчего музыка становится особенно радо­стной, праздничной, победной. Музыка обеих сцен пронизана русской песенностью, она написана в народном духе,  воспитывая чувство гордости своими героями,  историей, совершениями.
П.И.Чайковский для младших школьников, прежде всего, будет композитором, бес­конечно любившим русскую песню, русскую природу, русского че­ловека, композитором, воспевавшим свою Родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты, нежной мелодики с преоб­ладанием песенности.
Бетховен предстанет перед ними, прежде всего, как автор музыки сильной, мужественной, героической (даже в сочинениях лирических и скорбных). Она воспитывает в людях волю к преодолению жизненных трудностей, стремление к свободе и независимости.
Ф. Шопен войдет в сознание ребят как композитор, воплощав­ший в своей музыке красоту  народной песенности и танцевальности и в то же время глубокие переживания, связан­ные с борьбой угнетенного  народа за свободу (здесь музыка Шопена порой приближается по характеру к бетховенской).
Прокофьев будет воспринят ребятами сперва как композитор, в чьей музыке воплощен мир детства («Петя и волк», «Болтунья»), а позже как композитор, развивавший патриотические традиции глинкинского «Ивана Сусанина» (например,  кантата «Александр Невский»). Музы­кальный язык Прокофьева будет в сознании ребят связан с ощу­щением особой любви  к Родине, к отечеству, к появлению чувства гордости от того, что все это – твоя Родина.
Народная музыка — источ­ник постоянного обогащения музыки композиторов, как в прошлые времена, так и в наши дни. Если бы не было народной музыки, не появились бы многие произведения М. Глинки и С. Рахманинова, И. Дунаевского и Р. Щедрина.
 
Заключение
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей,  большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются ду­ховно-нравственные ценности нации.  Сущность  патриотического  воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
 
Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с  приобщением учащихся  к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система  должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и откры­тости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть  нечутким к трагедиям отечества и народа.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

 

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ