Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Статья

Развитие познавательного интереса обучающихся
через внеклассную работу по химии

Кулакова Татьяна Викторовна
учитель химии ГБОУ СОШ № 512
Невского района Санкт-Петербурга

Постановка проблемы и ее актуальность:
  • пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к химии;
  • расширение и углубление представлений обучающихся о практическом значении химии;
  • разностороннее развитие личности.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого обучающегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Под внеклассной работой по химии понимаются необязательные систематические  мероприятия обучающихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа по химии является составной частью учебно-воспитательного процесса. Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности. (1)
Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеклассная  работа облегчает индивидуальный подход к обучающимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности.
Замечательный педагог  В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого - то и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками». Внеклассная  работа объединяет обучающихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. (2)
Развитие познавательного интереса  обучающихся при изучении химии - одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе. Ещё Д.И. Менделеев отмечал, что без эмоций нет учения.
Развитию познавательного интереса способствуют различные интеллектуальные игры, тематические вечера, олимпиады, кружковая работа, предметные декады, современные информационные технологии, которые углубляют знания учебного материала, пробуждают интерес к предмету, развитию мышления, пытливости, любознательности, расширению кругозора.
В нашей школе постоянно проходят декада или месячник естественных наук (химия, физика, география, биология), где участвуют обучающиеся 5-11-х классов.
Цели подобного мероприятия:
- повышение интереса к химии;
- выявление наиболее способных обучающихся к химии.
В план проведения декады или месячника включаются следующие мероприятия:
- олимпиады по предметам: химия, физика, биология, география;
- устный журнал «М.В. Ломоносов – самородок науки»;
- презентация предметов естественных наук для 8-11 классов;
- праздник осени для 5-6 классов;
- фотоконкурс «Мои любимые домашние животные» для 5-8-х классов;
- экскурсии в музей гигиены (9 класс), музей Арктики и Антарктики (8 класс), музей железнодорожного транспорта (9 класс);
- зоологический КВН для 7-х классов;
-  интегрированная интеллектуальная игра «Созвездие естественных наук» (химия, биология, физика, география) для 9-11-х классов
и многое другое.(2)
Внеклассная работа по предмету должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность.  
Значимость внеклассных мероприятий
  • повышают интерес к предмету;
  • усиливают работу мысли;
  • воспитывают чувство ответственности и коллективизма;
  • дают возможность проявлять себя в нестандартных ситуациях;
  • вызывают желание нестандартно думать, изобретать, разобраться самостоятельно в трудных вопросах;
  • сплачивают детские коллективы.(3)
Привитие интереса к предмету – длительный процесс. Работа учителя по организации повышения учебной деятельности школьников должна строиться с учётом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развития творческих, познавательных способностей обучающихся.
Литература
1. Внеклассная работа по химии: методические разработки.- М:МГПИ им. Ленина.1991.
2.Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. – Петрозаводск, «Карелия», 1984
3. Сонин Л. Увлекательная химия. – М. Просвещение. 1989

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ