Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с помощью игры

Щемелева Лариса Анатольевна
воспитатель ГБОУ школа № 502
Кировского рйона Санкт-Петербурга 
 
       Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
       Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
       В тех случаях, когда нарушение в психическом развитии затрудняет ребенку освоение навыков общения, родителям и педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Необходимо следить за тем, что умственный отсталый научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть его к общению, и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, и внимание к тому, что он пытается выразить, и реакция на эти попытки.       
       При обучении общению умственно отсталого ребенка  следует воспитывать:
       -организованность и выдержку, подавляя желание «А я хочу!» отвлечением, убеждением или игнорированием его требований;
       -умение адекватно вести себя дома и в общественных местах;
       -умение выполнять правила поведения на улице;
       -умение критически относиться к своим поступкам.
       Рассмотрим пять главных направлений работы по развитию навыков общения у детей с умственной отсталостью:
       -Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
       -Развитие восприятия речи
       -Развитие умения подражать
       -Развитие умения соблюдать очередность
       -Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.
       В связи с тем, что у таких детей внимание неустойчиво, они отличаются подвижностью и  впечатлительностью,  им нужна частая смена заданий.  В качестве своеобразного отдыха можно использовать различные игры: дидактические, творческие, сюжетно-ролевые. Они направлены на развитие у детей внимания, памяти, произвольных движений, эмоций. Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях - со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, - они вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
       Например игра «Веселые колокольчики» дает возможность детям убедиться в широких возможностях пальцев своих рук через прочувствование мышечных ощущений.
       Ход игры. Педагог рассматривает на своей руке пальцы, говоря:
       -Это большой палец, а этот меньше, а вот совсем маленький – мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья.
       Послушайте потешку про эти пальчики. (Дети вслед за педагогом поочередно загибают пальчики рук.)
1 вариант:
Пальчик – мальчик,
Где ты был?
С этим братцем –
В лес ходил,
(Дети загибают первый пальчик.)
С этим братцем –
Щи варил,
(Дети загибают второй пальчик.)
С этим братцем –
Кашу ел,
(Дети загибают третий пальчик.)
С этим братцем
Песни пел !
(Дети загибают четвертый пальчик.)
Пел, пел и уснул.
(Все пальцы сжаты в кулак.)
2 вариант:
Педагог, поочередно загибая пальчики, говорит:
Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – лег в кровать!
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик – уж заснул.
       Остался один большой палец. Обращаясь к нему, педагог говорит:
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
       После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку, педагог весело заканчивает:
Встали пальчики! Ура!
В детский сад идти пора.
          Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики»
       Цель. Игра учит детей средствами пантомимы изображать себя - свою внешность, движения.
       Дидактический материал – колпачки  гномиков с колокольчиками.
       Ход игры. Педагог обращается к детям: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с маленькими волшебными человечками и будем с ними играть. Этих человечков зовут  гномики.
       Они такие маленькие, как и вы . Бывают еще меньше . Покажите мне, какие они маленькие. (Педагог показывает рукой какую-то высоту от пола, а детей просит показать еще меньшую высоту.) Вот какие маленькие бывают гномики.
       Еще у них длинная-предлинная борода, покажите какая.(Дети показывают на себе, какая у них длинная борода.)
       На ногах у гномиков деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат деревянные каблучки? (Дети топают ножками.)
       А на головах у гномиков забавные колпачки с колокольчиками, которые звенят: «Динь-динь». (Дети надевают шапочки и качают головками).
       Живут гномики  в лесной пещере. Они любят со своим дедушкой играть в хлопушки. Давайте поиграем.
       Я – дедушка, когда я буду хлопать в ладоши, вы будете ко мне шагать. А если я запою «ля-ля-ля», вы станете прыгать. Попробуем?
       Еще гномики любят  ходить гуськом, друг за другом: пяточку к носочку, пяточку к носочку. Чем быстрее я буду хлопать, тем быстрее идут гуськом гномики. Начали! (Педагог 3-4 раза меняет ритм хлопков.)
       А теперь возьмемся за руки, кто-то ухватится за дедушку, и побежим за дедушкой играть в «ниточку с иголочкой». Куда  дедушка, туда и вы. Только руки не опускайте, не то ниточка порвется. (Дети бегают за педагогом по комнате, обходя разные препятствия: стол, стул, коврик, игрушку, то замедляя, то ускоряя темп.)
       Развитию навыков общения способствует любая игра. Чаще играйте с детьми. Это научит их быть более внимательными к чувствам и желаниям других людей.
 
Литература:
 Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения» Издательство «Детство-пресс» СПб, 1988г.
 Л.М. Шипицина, «Навыки общения» Санкт-Петербург, 2001г., 1988г.
О.А. Белобрыкина «Речь и общение» Издательство «Академия равития»,           г. Ярославль, 1998г.