Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов

Найдется нужный словарь 

Наши помощники: энциклопедии, словари, справочники
Корнеева Ксения Леонидовна,
ГБОУ школа № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга
  1. Введение……………………………………………………3
  2. Основная часть…………………………………………….5
  3. Заключение………………………………………………..12
  4. Литература………………………………………………...13
  5. Приложение 1. Презентация
  6. Приложение 2. Фотография Книжной выставки
  1. 
Сегодня в целях улучшения качества образования необходимо научить ребенка правильно и  быстро ориентироваться в информационных потоках. Умение пользоваться различной справочной литературой открывает новые возможности, расширяет возможности ученика. Умение пользоваться словарями и справочниками развивает культуру речи, увеличивает словарный запас.
Не случайно в России появился даже День словаря, который ежегодно отмечается 22 ноября.
Отдельный праздник – стремление повысить общую словарную культуру. С появлением интернета любые справочники – доступны в сети. Но продвинутых пользователей словарями – все меньше.
Наш язык подвижен, всегда меняется. В эпоху информации – особенно интенсивно. Эксперты фиксируют: читая русскую классику, школьники просто не понимают смысла – слишком много непонятных слов. Для представителей старшего поколения – недоступно содержание многих медийных текстов. Важная задача современных словарей – переводить с русского на русский. Ведь разные группы общества на самом деле давно говорят – на разных русских языках.
Словари содействуют укреплению языковых традиций и помогают в деле изучения русского языка -  считает министр просвещения Ольга Васильева
Ориентироваться в мире справочников – отдельный навык, который необходимо привить и постоянно развивать у учащихся.
Задачи:
             1. Образовательная : расширить представление о словарях, справочниках. Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
             2. Развивающая : развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
             3. Воспитательная :  прививать интерес к справочной литературе.
В процессе урока дети смогут понять, почему необходимо пользоваться справочной литературой, познакомятся с их классификацией.
Учащиеся смогут ознакомиться со справочным фондом библиотеки, с классификацией справочных изданий, в доступной форме с такими понятиями, как "энциклопедия", "словарь", "справочник".
Для урока были отобраны наиболее яркие примеры справочной литературы, такие словари, которыми пользоваться есть необходимость и умение правильно ориентироваться что, где и как искать острая необходимость.
К концу урока учащиеся научатся правильно находить источники информации для удовлетворения своего справочного запроса. Будут иметь четкое представление, в каком из словарей необходимо вести поиск для получения ответа на свои вопросы.
Научить пользоваться такой литературой – наша задача.  
Основная часть.  
Слова – образы;
словарь – это Вселенная в алфавитном порядке.
Собственно говоря, словарь есть книга
в самом широком значении слова.
Все другие книги содержатся в ней:
суть лишь в том, чтобы извлекать их из неё 
 Франсуа Вольтер 
Сегодня у нас с вами не обычный  урок. Говорить на уроке будем о таких книгах, из которых мы с вами узнаем новое, получаем объяснение непонятному,  уточняем что-либо. (Слайд 1).
Кроме художественной литературы есть книги о природе, искусстве, науке и технике, истории. Все эти книги помогут вам в освоении курса школьных наук. Но, пожалуй, самое большое место по значимости отводится справочным изданиям. Когда у вас возникает какой-либо вопрос по той или иной теме, предмету, вы сразу обращаетесь к энциклопедиям, словарям, справочникам в печатном или электронном виде. Какие справочные издания вы знаете?
 Это - энциклопедии, словари и справочники.  Энциклопедии, словари, справочники – одно из великих изобретений человечества.
 А вы знаете, что означает слово «энциклопедия»? Мы настолько привыкли к этому слову, что произносим его, не задумываясь. Слово «Энциклопедия» – пришло к нам из греческого языка. А перевести его можно как «обучение по всему кругу знаний».
 Назвать имя изобретателя энциклопедии никто не может. Но первые энциклопедии появились еще в Древнем Египте. До нас они не дошли, но сохранились сведения, что существовали папирусные свитки-справочники. Самая древняя энциклопедия, дошедшая до наших дней, была создана в Древнем Риме. Она состояла из 37 томов и называлась «Естественная история». В неё вошли статьи по географии, биологии, медицине, астрономии и другим естественным наукам.
В России тоже всегда  уделяли большое внимание справочным изданиям. Первые «словари непонятных слов» «неудоборазумеваемых речей», появились на Руси еще в XIII веке , что означало начало складывания справочно-энциклопедической литературы. В отличие от Западной Европы, где присутствовали два типа справочно-энциклопедической литературы — энциклопедии и глоссарии, в Древней Руси и России существовали только словари. Энциклопедические элементы в изложении впервые замечены в некоторых статьях «Изборника» Святослава 1073 года. Известны также два новгородских словаря: «Речь Жидовского языка преложена на роускоую и в Псалтири и в Пармие и в прочих книгах» (1282) и «Толкование неудоб познаваемым в писаных речем, понеже положены суть речи в книгах от начальных преводник ово Словенскы, и ина Сербски, и другая Болгарски и Греческы, их же неудоволишаяся преложити на Русскый» (1431). Подобный тип литературы существовал до конца XVI века.(Слайд 2).
В XVIII веке появились энциклопедические словари по географии, истории, медицине. В наше время издается огромное количество справочной литературы. В том числе и для вас, юные читатели. Вероятно, вы сами можете назвать многие из них. Вопрос. Какие энциклопедии вы знаете?
«Аванта+», «Что такое? Кто такой?», «Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Что? Как? Почему?», «Я познаю мир», Школьная энциклопедия «Руссика».
Энциклопедии могут быть как обо всем, в ней могут быть собраны знания по всем отраслям науки. И тогда они называются универсальные. Например, Большая Российская  энциклопедия.(Слайд 4).
А может быть посвящена одно только отрасли знания, тогда она будет называться отраслевой энциклопедией. Например, Химическая энциклопедия, Медицинская энциклопедия. (Слайд 5,6).
 
Признаки энциклопедии:
– полнота информации по данной теме
– системность изложения в каждой отрасли знаний
– научность, т.е.изложение установленных наукой и практикой фактов
– фактологическая точность
– лаконичность и популярность изложения
– наличие справочного аппарата
По структуре энциклопедии делятся на АЛФАВИТНЫЕ и СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ; по объему информации (условно) на: БОЛЬШИЕ (несколько десятков томов), МАЛЫЕ (10–12т) , КРАТКИЕ (4–6т) и ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ (одно и трехтомные).
Существуют правила пользования энциклопедией:
  1. Статьи в энциклопедиях расположены в алфавитном порядке.
Если точно знаешь написание разыскиваемого слова, то ничего удобнее нет.
  1. Алфавитное расположение подтверждается ключевыми словами на корешке каждого тома. Это еще больше сокращает время поиска, т.к. берете тот том, который вам нужен.
  2. На каждой странице энциклопедии ключевое слово. Оно тоже экономит время поиска, т. к. не нужно просматривать все словарные статьи, а достаточно посмотреть на ключевое слово и вы видите сразу первое и последнее слово на странице
  3. В биографических статьях после фамилии и имени даются даты рождения и смерти.
  4. Для облегчения нахождения необходимых сведений в энциклопедиях  применяется  система ссылок (курсив в скобках). Это означает, что в энциклопедии имеется отдельная статья под таким названием. 
  5. В конце каждого тома есть справочный аппарат (только к данному тому), список карт, иллюстраций. 
  6. У алфавитного расположения есть и свои трудности. Названия многих статей состоят из нескольких слов.
Откройте энциклопедии и рассмотрите внимательно их.
Давайте поговорим еще об одном виде справочной литературы – о словаре. А что это такое – словарь? Как вы думаете?
 Словарь – это сборник слов в алфавитном порядке, с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. Словарей существует великое множество. Для начала познакомимся со словарями, которые есть в нашей школьной библиотеке. А начнем мы знакомство с толковых словарей.
Основу современных словарей составили толковые словари русского литературного языка. Словарями словарей называют толковые словари. Почему их называют толковыми? (Ответы детей) Правильно. Словари поясняющие, «толкующие» слова, называются толковыми. Пожалуй, самый знаменитый словарь русского языка собрал и выпустил Владимир Иванович Даль. (Слайд 7).
47 лет посвятил В. И. Даль своему главному труду – собиранию слов и составлению словаря – «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь был впервые издан в 1863–1866 годах. Владимир Иванович собрал за свою жизнь более 200 000 слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей в линейку. Но Даль еще и объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу, приводил примеры.
 Даль фактически собрал воедино всё устное богатство русского народа – сотни тысяч слов народно-разговорного языка и десятки тысяч разнообразных пословиц, поговорок, загадок.
В советское время создано ещё два словаря, отражающие современное состояние нашего языка: 4-х томный «Толковый словарь русского языка» Ушакова и «Словарь русского языка» Ожегова.
Он вышел в свет впервые в 1949 году. (Слайд 8).  Словарь быстро завоевал признание. При жизни автора словарь переиздавался 6 раз. Он содержит 80 000 слов и фразеологических выражений.
Все слова в этих двух словарях расположены в алфавитном порядке: при этом учитывается не только первая буква, но и последующие.
Еще один вид словарей, которые  объясняют происхождение того или иного слова и дают его значение – словари иностранных слов.
Вот вы знаете откуда к нам пришло слово ДИВАН? (Диван из персидского языка и означает совещательный орган в султанской Турции, а второе значение – вид мягкой мебели).
А найдите значение слова ТЕАТР ( род искусства, особенностью которго является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (представление чего-либо нового, недавно появившегося).
Ребята, а как вы думаете, каким словарем необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение словосочетаний? Это фразеологический словарь. (Слайд 9).
В нем мы найдем с вами объяснение каких-либо словосочетаний: Повесить нос (огорчиться, расстроиться), Держать в ежовых рукавицах(очень строго и сурово обходиться с кем-либо).
Попробуйте сами найти значение таких выражений : Как мышь на крупу надулся (так говорят о том, кто имеет обиженный, надутый вид), Попасть впросак (по своей оплошности очутиться в неприятном положении), Как свинья в апельсинах разбираться (не разбираться в чем-либо, не иметь ни малейшего представления).(Слайд 10).
Хорошо! Молодцы! А теперь скажите мне, какой словарь вам чаще попадает в руки, выручает вас на уроке русского языка? Конечно, это орфографический словарь русского языка. (Слайд 11). Открыв его, мы узнаем как правильно написать то или иное слово. Найдите как правильно написать такие слова – ознаменовать, дефис, фейерверк, хрестоматия.
А если на уроках русского языка вам дадут  задание разобрать слово по составу. С этим не всегда легко справиться. Тогда на помощь к вам придет «Словообразовательный словарь». (Слайд 12,13).
И в конце урока  нам осталось познакомиться со справочниками. Справочники – это издания, которые содержат краткие и точные сведения по какому-либо предмету, Поэтому справочники обычно бывают тематическими. Для вас вышла целая серия современных учебных пособий под общим названием «Справочник школьника». (Слайд 14). У нас в библиотеке есть издания: «Справочник по физике», «Справочник по химии », «Зеленые страницы». (Слайд 15).  и др. Эти книги охватывают материал по школьной программе. Материал расположен в алфавитном порядке, а для упрощения поиска необходимой информацией можно воспользоваться «Предметным указателем».
Чтобы закрепить материал давайте немного поработаем с энциклопедиями . Найдите:
  1. Что такое МИНЕРАЛОГИЯ? Что она изучает, когда возникла?
  2. Что такое ПРОСТЕЙШИЕ? Состав и места обитания.
  3. Когда жил и чем прославился ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ?
  4. ЧЕРНАЯ ДЫРА. Что это и какая наука из изучает?( Слайд 16)
А теперь в каких словарях вы найдете:
  1. Кто такой костюмер? (Словарь иностранных слов)
  2. Что означает слово реплика? (Словарь иностранных слов)(Слайд 17)
  3. Кто такой кондуктор? (Толковый словарь)
  4. Значение слова прок. (Толковый словарь) (Слайд 18)
  5. Объясните выражение СОВАТЬ СВОЙ НОС (Фразеологический словарь)
  6. Объясните выражение ЛЕЗТЬ ЗА СЛОВОМ В КАРМАН (Фразеологический словарь). (Слайд 19)
 
Итак, ребята, сегодня мы с вами попали в удивительный мир словарей  и справочников. Их мир безграничен и очень увлекателен.
Запомните: Энциклопедии описывают предметы, содержат очень подробные статьи. Справочники описывают предметы, содержат точные, но более краткие, чем в энциклопедии статьи. Словари описывают слова.
Сегодня вы научились пользоваться словарями и энциклопедиями, узнали много новой информации, проверили свои знания. Теперь вы будете знать где искать ответы на свои вопросы и не растеряетесь у книжного стеллажа в библиотеке.
Заглядывайте в них, когда у вас возникают вопросы, когда неясно значение слов. А энциклопедии расширят ваш кругозор.
И если вы подружитесь – ваша жизнь станет полнее и ярче.  
Заключение.
В современном обществе роль школьной библиотеки в воспитании личности очень велика. И это не случайно. Процесс обучения сложен и многогранен и ребенку самому порой трудно справиться одному. Изучаемых дисциплин становится больше и одного учебника для получения полных знаний не хватает. Тут навстречу учащемуся выходит библиотека, особенно школьная, выступая в роли проводника в мире информации.
Книг огромное множество, все прочитать не возможно, но научить находить нужную информацию, выбирать необходимое в наших силах и мы к этому стремимся.
Данный урок был разработан для учащихся начального звена школы. Это маленькие читатели, которые зачастую не могут не только найти ответы, но и сформулировать поисковый запрос. В ходе урока, ребенок учится не только работать со словарями и справочниками, но и правильно формировать информационный запрос, находить на него ответы, используя все многообразие справочной литературы.
Этот навык поможет  не только при поиске в печатных, но и в электронных базах данных, Интернете. Учащиеся учатся отсеивать лишнее в информационном потоке.
В процессе обучения у ребенка развивается логическое и абстрактное мышление, творческий потенциал, углубляются знания. Грамотно работая со справочной литературой, ученик сможет написать реферат, выполнит домашнее задание и повысит свою грамотность, так как регулярное обращение к словарям и энциклопедиям способствует этому.
Выбранная мною форма урока не случайна. Провести игру или другое игровое мероприятие возможно было бы интереснее для детей , но урок более продуктивен, т.к. учащиеся спокойнее ведут себя на уроке обычной формы, что способствует более успешному усвоению материала. 
 
Литература:
  1. Антипова В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б.Антипова. -  М.:Глобус,2009. – 336 с.
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 736 с.
  3. Игнатьева Т.В. Словарь по русскому языку для младших школьников: справочное пособие/ Т.В.Игнатьева, Л.Г.Тарасова. – 8-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательство «Экзамен»,2014. – 365 с.
  4. Лаврентьева Е.В. Веселый фразеологический словарь. – РООССА. – 143 с.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус.яз.,1989. – 924 с.
  6. Современный словарь иностранных слов. – Ок. 20 000 слов. – М.:Рус.яз., 1993. – 740 с. 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ