Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

История автомобилестроения в Санкт-Петербурге

 Государева Надежда Семеновна
Материал подобран для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню автомобилиста, с целью ознакомления учащихся, с вкладом наших земляков в историю автомобилестроения России. 
       Первой конструкцией колесного самоходного экипажа была самокатка русского конструктора, выдающегося изобретателя и инженера Ивана Петровича Кулибина, на которой он разъезжал по улицам Петербурга в 1791 году. Конструкция русского механика содержала почти все основные узлы будущего автомобиля - перемену передач, тормозное устройство, рулевое управление, подшипники качения.
         Первые русские электромобили были созданы петербуржским инженером И. В. Романовым в виде коляски (кэба) и омнибуса. По проекту Романова первые отечественные электромобили строились акционерным обществом Петра Александровича Фрезе - одного из создателей первого русского автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Кроме того, позднее Романов сам организовал мастерскую по изготовлению электромобилей, которая действовала и находила сбыт для своей продукции в течение нескольких лет.
Считается, что первый отечественный двухместный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был создан в Санкт-Петербурге в мае 1896 года. Создатели автомобиля Е. А. Яковлев, которому в 1884 г. удалось основать в Петербурге первое в России отечественное производство двигателей собственной конструкции и П. А. Фрезе владелец каретных мастерских. Автомобиль “вполне русского производства” был представлен на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, где он совершал демонстрационные поездки. После смерти Е. А. Яковлева его завод перешел в руки другого владельца, но его дело по созданию российских автомобилей продолжил П. А. Фрезе. Его предприятие с 1890 г. наладило сборку единичных экземпляров автомобилей, используя механизмы и трансмиссии французской фирмы “Де Дион Бутон”. В 1902 г. на этом предприятии был построен первый отечественный автомобиль с передним расположением двигателя, карданной передачей, с мотором в 8 л. с. и пневматическими шинами.
       Первые попытки массового производства автомобилей в России долгое время оставались только попытками. В начале XX века одно из наиболее передовых для своего времени петербургских предприятий “Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод П. А. Лесснера” заключило с фирмой Даймлера договор о постройке лицензионных бензиновых двигателей и автомобилей. Автомобильное производство на “Лесснере” просуществовало с 1905 по 1910 г. В течение этого периода было изготовлено несколько десятков машин - легковых, грузовых, пожарных, а также автобусов. Так что это производство можно считать первым серийным выпуском отечественной автомобильной продукции. В 1908 году, после закрытия Первой Международной автомобильной выставки в Петербурге, на которой АО “Лесснер” получило Большую золотую медаль “За установление автомобильного производства в России”, журнал “Автомобиль” писал: “...К чести этого завода следует приписать то обстоятельство, что он в действительности строит свои машины, а не собирает их из заграничных частей”.
       Своими передовыми конструкторскими решениями среди пионеров автомобилестроения в России выделялся также автомобильный завод И. П. Пузырева. С 1911 по 1914 гг. на нем было выпущено 38 машин. Иван Петрович Пузырев сам спроектировал и изготовил трансмиссию, двигатель, подвеску, кузов своих автомобилей, стремясь создать особо выносливую конструкцию для российских дорог. На одном из автомобилей своего изготовления И. П. Пузырев совершил успешный пробег по маршруту Петербург-Париж. Предприятие И. П. Пузырева завершило свое существование в 1914 г., когда значительная часть завода, том числе 8 готовых автомобилей, была уничтожена возникшим по неизвестным причинам пожаром. В целом же до 1917 г. в Санкт-Петербурге в различное время автомобили выпускались”, “Д. Скавронский”, АО “Г.А. Лесснер”, “Ив. Брейтигам”, Товариществом “Политехник”, “П. Д. Яковлев», «К. Крюммель”, “И. П. Пузырев”.
       В настоящее время автомобильная промышленность остается одной из ведущих отраслей промышленности Санкт-Петербурга. В городе размещены производства ведущих мировых автопроизводителей: Тойота, Ниссан, Хендэ, ООО «Трак продакшн РУС» (совместное предприятие MAN и Scania). На сегодняшний день совокупная мощность действующих автосборочных производств, расположенных в Санкт-Петербурге, составляет более 400 тысяч автомобилей в год. Доля Петербурга в структуре общероссийского производства легковых автомобилей варьируется от 22 до 24%.

Информационные источники:
  1. http://www.avtomash.ru/katalog/histori/prom_histori/2007120905.htm?PHPSESSID=oibdf6u7rpole986jkp8eflrf2
  2. https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial/avtomobilnyj-klaster/ 
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ