Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА «ПРОГУЛКА С ПЕТЕРБУРГОМ. ВЕК XX…»

 

Яковлева Марина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 53 Приморского района
Санкт-Петербурга

Литературный Петербург - тема, актуальная и в XIX, и в XX, и в XXI веках. Давно известно, что наш город не только герой, но и автор русской литературы. Как мы, люди XXI века, воспринимаем наш город, каким видят его наши современники. Ответы на эти вопросы можно найти в сценарии литературного вечера «Прогулка с Петербургом. Век XX…»

 

Выходят 2 пары ведущих, гуляют по городу, прячутся под зонтом от дождя.

К - Опять дождь…

М - Да нет, уже заканчивается. А ты еще  не привыкла, в Петербурге все время дожди. Такой климат.

К- Здесь особый дождь, который пробирает до косточек. Он ведь построен на болоте. Туман,  морось, метель - его постоянные спутники.

М -А я люблю наш город и в дождь, и в снег. Это город Пушкина и Гоголя, Достоевского и Гончарова, Ахматовой и Блока, Бродского и  Кушнера.

В- «Самый умышленный и отвлеченный город» в мире…

С - Что значит умышленный?

В -Умышленный значит придуманный, неестественный. И придуманный , скорее,  дьяволом…

К - Еще в 18 веке Авдотье  Лопухиной было видение: «Быть Петербургу пусту».

С - И вот то наводнения, то блокада, то призраки терзают город.

М -Да бросьте. Все это сказки. Красивейший город мира. Мистический- да. Но не более того. От наводнений придумали дамбу. Блокаду победили наши бабушки и дедушки, реальные , земные люди.

С - А призраки?

М - Кто-то видит их, кто-то нет…

К -Я вижу. Вон смотрите, бредет Акакий Акакиевич, потерянный и несчастный…

М - А вот облокотились на парапет набережной  Онегин и Пушкин, они, по-моему, счастливы, непринужденно болтают.

В - Смотрите, по Вознесенскому  идет нос майора Ковалева. С кем это он?

С - А  по Сенной идет к Алене Ивановне Раскольников, шаги считает- 730…

К - А это, кажется, Свидригайлов отправился в свой последний путь по Большому проспекту. Идти недалеко…

В - И почти у каждого  из них история мистическая. Обязательно тебе сегодня что-нибудь расскажу.

М - А мне гораздо ближе век 20-й- «Серебряный»- начало века…Ахматова и Гумилев, «Бродячая собака», Маяковский в желтой кофте. И мистики не меньше, чем в 19-м…

С -Прелесть нашего города в том, что каждый видит в нем свою эпоху, любит свой Петербург.

К -Летний сад, куда из эвакуации спешила Ахматова.

М -5 углов, где Высоцкий встретил Саню Соколова, « получившего по морде».

В -Лиговку, где написал свой «Гоп-стоп»  Александр Розенбаум.

С -Васильевский остров, куда мечтал попасть Иосиф Бродский, так и не попал,

остался в Венеции…

К -Здесь же на 8 линии  будет ждать ареста Мандельштам, а на Невском он закатит громкую пощечину Алексею Толстому.

С - А вы говорите призраки! Да они живее всех живых! Мы слышим их дыхание, ощущаем их присутствие, их интонации, их стихи.

К -Надо только присмотреться, прислушаться…

С - Смотрите!

К- Кажется, они читают стихи!

М - Не может быть…

 В центре зала лесенка, на ней те, кто читают стихи. Ведущие обходят вокруг

них. Останавливаются.

Часть 1.  Город.

1.     «Петербург» Ин. Анненский.

С – Царь со змеёй – это Медный Всадник?

В - Да, вон смотри это он на старинных гравюрах.

С - Трудно представить, что ни Исаакия, ни Казанского, ни Эрмитажа когда-то не было. А вот послушай…  

 

2.     Проходит мимо старинных гравюр, развешанных по стенам, читает ст. Кушнера «На петербургских старинных гравюрах».

С - Провидение или привидение?
В - Провидение- значит рок, судьба.
К - Тебе бы все про вурдалаков да вампиров, а судьба-это…
М - Тише!

 

3. «В последний раз мы встретились тогда» Ахматова.

 

К - Ну вот, наконец-то про любовь!!!

М - Да, нет, ты не поняла, это тоже про город: «Была в Неве высокая вода…». Наводнения! Помнишь, Евгений из «Медного всадника» с ума сошел!

К - Так он с ума сошел, потому что потерял возлюбленную!  Значит, про любовь!

 

4. Кушнер «Два наводнения» ( с зонтиком вместо указки)

 

Музыка дождя.

 На заднем плане проходит человек в шляпе.  Ведущий дергает за руку девушку, прячутся.

К - Вон он,  Свидригайлов! А ты говорила не бывает призраков…

М - У нас в городе все бывает!

 

5. «Исход Свидригайлова» Шефнер.

 

К - Знаешь, мне стало страшно. Ветер, мрак, осиновый кол, равнодушный,

страшный город. Неужели мы живем в нем?

М - Да нет, он бывает и другим. Вот послушайте!

 

6.  Мандельштам  «Вы с квадратными окошками, невысокие дома» (весело,  с жестами,  мимикой) В руках коньки и авоська с мандаринами.

 

С - Мандарины, кофе, баня… Наконец что-то человеческое. На душе как-то легче стало…

В - Это обманчивое впечатление…

 

8. Шефнер  «У окна»

9. Бродский 7 глава из «Петербургского романа»

 

К – КГБ - не поминай лиха!

М - Да уж, лучше все в сад!!! В Летний, конечно же!

9. Г.Григорьев «Вам в Летнем саду»…( идет, заглядывая в глаза, кого-то ищет)

10. Ал. Дольский «Удивительный вальс» танец  девочек.

 

2 часть. « Век Серебряный». Любовь и смерть.

 

Ведущие на сцене, на лесенке - читающие стихи.

1. Ночь, улица, фонарь, аптека…А.Блок.

 

В - Блок написал 100 лет назад, в октябре 1912.

М - А кажется, что только что…

В - Удивительное время было! Поэты уже тогда чувствовали, что что-то произойдет, катастрофа витала

в воздухе.

2. «Были святки кострами согреты» А.Ахматова

3. «Как люблю, как любила глядеть я…» А . Ахматова

4.  «Двадцать первое, ночь, понедельник» Ахматова.  

       

С - Что, скажешь и это не про любовь?

М - Вам бы, девчонки, все о любви!

С - Ты обещал историю рассказать, мистическую…

К - А можно мистическую о любви?

М - По- моему, одно другому не мешает.

В - Скорее, это мистификация, причем самая известная в русской литературе. И произошла она как раз в начале века у нас в Петербурге, на Черной речке. А связана с именем Чарубины де Габриак.

С - Что за имя такое? Испанское?

М - Вот-вот. Так все и подумали в редакции «Аполлона», когда получили письмо, подписанное буквой Ч. На печати девиз «Горе побежденным», в письме- стихи таинственной прекрасной  незнакомки, загадочной и печальной.

В - Адреса не было, но вскоре она сама позвонила. Голос- обворожительный, назвала себя инфантой. Говорила. Что прихрамывает, «как и полагается колдуньям». Все решили: стихи печатать.

М - Когда же открылось, что Чарубина - испанка, отец ее деспот, вся редакция влюбилась в Чарубину. Все ждали ее появления в редакции, ей посылали корзины роз и корректуры с золотым обрезом.

В - «Где собирались трое. Речь шла лишь о ней». Потом Петербург раскололся: за и против. Противники обзывали ее

К - «Акулиньей де Писаньяк».  (кричит). 

В - Особенно злобствовала хромая поэтесса Лиля Дмитриева:

К - «Она так безобразна, иначе давно показалась бы почитателям».

С - И кто же она? Откуда взялась?

М - Чарубину придумал Макс Волошин. Имя взял из романа Брет-Гарта. На самом деле ее звали Лиля, у нее был костный туберкулез, она осталась хромой на всю жизнь. Долгие годы она не вставала с постели. Но гимназию окончила с медалью, стихи писала с 13 лет.

В - Волошин их оценил и очень обиделся, когда их отвергли все редакции. Так и явилась миру Чарубина де Габриак- самая громкая авантюра Серебряного века.

М - Но это еще не все. Когда мистификация раскрылась, Гумилев оскорбил Лилю, заявив, что она распространяет ложь, будто бы он собирался на ней жениться. «А на таких не женятся»…

В - Когда это услышал Волошин, рыцарь, влюбленный в Лилю, он вызвал Гумилева на дуэль. В Мариинском театре, под самой крышей, когда в антракте все прогуливались по кругу, Волошин размахнулся и со всей силы ударил по лицу могучей своей ладонью.

 Звук пощечины

М - «Ты мне за это ответишь!»- крикнул Гумилев.

В - Но раньше все услышали слова Анненского: «Достоевский прав. Звук пощечины- действительно мокрый». Дуэль стала неизбежной.

Музыка дуэли.

 

Дуэль.

-Волошин - Влад

-Гумилев - Миша

-Алексей Толстой, секундант - Семен

-Кузмин, секундант - Гриша

Кузмин - 22 ноября 1909 года дуэль состоялась на том же месте, что и дуэль Пушкина- на Черной речке. Здесь недалеко, знаете?

Толстой - На рассвете наш автомобиль выехал за город, к Черной речке. Дул мокрый морской ветер, и вдоль дороги свистели и мотались голые вербы. За городом нагнали авто противника, застрявший в снегу. Позвали дворников с лопатами, и все, общими усилиями, выставили машину из сугроба.

Гумилев, спокойный и серьезный, заложив руки в карманы, следил за нашей работой.

Гумилев - Будем стреляться на 5 – ти шагах, до смерти одного из противников.

Толстой - Он не шутил. Сошлись на пятнадцати шагах. Когда я стал отсчитывать шаги, Гумилев протестовал.

Гумилев - Вы шагаете слишком широко.

Толстой - Я снова отмерил 15 шагов,…… начал заряжать пистолеты. Стрелялись если не той самой парой пистолетов, которой стрелялся Пушкин, то, во всяком случае, современной ей. Я понес пистолет Гумилеву, он, не отрываясь, с ледяной ненавистью глядел на Волошина.

 

Кузмин - Я в последний раз предлагаю помириться.

Гумилев - Я приехал драться, а не мириться.

Толстой - Я начал громко считать: раз, два…

Кузмин - Я не в силах стоять сел в снег и заслонился хирургическим ящиком, чтобы не видеть ужасов.

Толстой - Три!

Музыка Выстрел

Кузмин - Грянул выстрел. Второго не последовало.

Гумилев - Я требую, чтобы этот господин стрелял!

Волошин - У меня была осечка.

Гумилев - Пусть он стреляет во второй раз. Я требую этого.

Кузмин - Волошин поднял пистолет, и я слышал, как щелкнул курок, но выстрела не было.

Толстой - Я подбежал к нему, выдернул пистолет из дрожавшей руки и, целя в снег, выстрелил. Гашеткой мне ободрало палец.

Гумилев - Я требую третьего выстрела!

Толстой - Мы стали совещаться (иду к Грише)  иотказали(вместе с Грише). Гумилев поднял шубу, перекинул ее через руку и пошел к автомобилям.

Кузмин - Когда история попала в газеты, каждый из участников был арестован на 10 рублей. Дуэль создала Волошину  ореол «рыцаря без страха и упрека».

-А что Черубина?

Толстой -  Елизавета Дмитриева  не ответила на чувства Волошина, она вышла замуж за поэта Всеволода Васильева, никогда не смогла более читать стихов Гумилева- слезы будут заливать ей  глаза. Её Волошин переживет на 4 года. Она умрет в ссылке. Переписывались  они до последнего дня.

Волошин- К старости я  стал похож на Карла Маркса, так же преувеличенно учтив, образован, изыскан. Даже коктебельскую кошку  Ажину не сгонял, вежливо просил освободить стул. «Ведь она же женщина»…

 

- Я тоже так хочу! Чтобы дуэль! Чтобы рыцарь без страха и упрека! Чтобы из-за меня!

- Не переживай! Им тоже скоро станет не до дуэлей,

-Да, именно здесь, в Петербурге, произошла революция, которую приняли далеко не все. Кто-то покинул город, кто-то остался в нем « вместе со своим народом», там, где наш народ, к несчастью, был.

- Но все они чутко уловили эти перемены. Как больно видеть смерть города. Его людей, его культуры.

     Все, кто читают стихи, выходят на первый план.

 

1. «Под травой уснула мостовая» Чарубина де Габриак.

2. «На страшной высоте блуждающий огонь» Мандельштам.

3. «Твой остов прям, твой облик жесток» Гиппиус.

 4. «И мы забыли навсегда» Ахматова.

5. «В Петербурге мы сойдемся снова» Мандельштам.

6. «В минуты вещих одиночеств» Гиппиус.

7. «Ведь где-то есть простая жизнь» Ахматова.

8. «Когда голодает гранит»  Агнивцев.

9. «Город, которого нет!» танец

 

Часть 3. Разлука.

 

К -20 век разбросал петербуржцев по всему миру. Эмиграция, эвакуация… Особо остро ощущаешь разлуку вдали от Родины, от своих друзей.

С -  И вот в Константинополе и Берлине, Ташкенте и Нью-Йорке они пишут стихи своему городу, стихи, от которых хочется плакать. Не дай вам Бог разлуки…

 

1. «ВДАЛИ ОТ ТЕБЯ, ПЕТЕРБУРГ» Агнивцев.

2.«Прислушайся к ночному сновиденью» Дмитриева.

3.«План города Санкт-Петербурга» Агнивцев. 

4.«Да не будет дано мне умереть мне» Бродский.

5.«Я вернулся в мой город» Мандельштам.

6.«А не ставший моей могилой!» Ахматова.

7.«Летний сад» Ахматова.

8.«Ни страны, ни погоста» Бродский.

9. Танец «Баллада о Петербурге» Б. Ахмадулина.

 

К - А как же мы? Что значит этот город для нас?

С - Что сделаем мы для него?

М - Надеюсь, мы еще напишем наши стихи и песни. Ведь мы родились через 100 лет после Ахматовой и Маяковского. Каким назовут наш век еще неизвестно. А пока…

 

10. «Атланты» почти Городницкий , гитара.

Литература:

Недошивин В. Н.  «Прогулки по Серебряному веку: Санкт-Петербург –М.:АСТ:Астрель,2010.

Лурье Л.Я. «Петербург Достоевского. Исторический путеводитель.- СПб.:БХВ- Петербург, 2012.

Мурин Д.Н. «Русская литература XIXвека. Петербургский комментарий.- СПб.: Издательство «Союз», 2004.

Качурин М.Г., Кудырская Г.А., Мурин Д.Н «Санкт-Петербург в русской литературе. Учебник-хрестоматия для учащихся 9-11 классов школ, гимназий, лицеев».-С.-Петербург «Образование», 1993.

Русские поэты «Серебряного века». Сборник стихотворений в двух томах.- Ленинград. Издательство Ленинградского университета, 1991.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ