Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 156

Калининского района г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 Мосты Санкт - Петербурга

(внеклассное занятие в ГПД с учащимися 3- 4 классов)

Маринова Т.Н.

 

 

Санкт – Петербург 2012 – 2013

 

Пояснительная записка

Младший школьный возраст является периодом становления личности, активного освоения  многообразного мира. В школе закладываются основы мировоззрения, миропонимания, нравственные, трудовые, социальные установки личности, система ее ценностей. На этой стадии развития ребенка чрезвычайно важно заложить необходимые морально-нравственные и гражданские ориентиры, принципы россиянина, петербуржца.

Бесценным подспорьем в этой связи является культурно- историческое наследие  нашей страны и, бесспорно, Санкт-Петербурга.

Как показали опросы учащихся, дети сейчас не очень много знают об истории города,  о его культурно-исторических памятниках. Поэтому возникла идея о создании цикла познавательно-развивающих занятий.

Форма проведения– познавательно-развивающие занятия для учащихся начальной школы.

Основная цель  проекта— воспитание юных школьников истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.

Задачи:

  • рассказать учащимся о культурных достопримечательностях Санкт-Петербурга;
  • приобщить учащихся к национальным духовным ценностям;
  • стимулировать  интерес к изучению истории и культуры родного города;
  • воспитывать в учащихся чувство патриотизма и бережного отношения к культурным памятникам;
  • способствовать воспитанию у учащихся чувства сопереживания и сопричастности к делам своего города, своей страны;
  • развивать творческий потенциал учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мосты Санкт-Петербурга. Презентация.

1 – слайд.Титульный лист.

2 – слайд.Виды Санкт-Петербурга.

3 – слайд.16 (27) мая 1703 русским царем Петром I на отвоеванных у шведов землях называвшихся Ингерманландией, была заложена крепость Санкт-Питер-Бурх, так же стал называться и город. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра.

 

4– слайд.Петербург расположен на множестве островов, образованных рукавами Невы, другими реками и каналами.

Количество островов менялось. В середине XVIIIв. в дельте Невы было 30 островов. После 1777 г. их стало 48. В середине XIXв. насчитывался 101 остров, а в настоящее время — 42, так как были засыпаны многие каналы.

В городе, где столько островов, конечно же, не обойтись без мостов.

5 – слайд.Сейчас Петербург иногда называют "Музеем мостов". Определение это вполне справедливо.  Мосты очень разные, но все –  удивительно красивые, они придают нашему городу неповторимое очарование. Мосты – не просто украшение, они большие труженики, помощники города и горожан:

              Ведь по ним, не смолкая, 
       То вперед, то назад

                     Лихо мчатся трамваи
       И машины спешат.

                  И идут пешеходы,
                  Не замедлив шагов,
                  И скользят пароходы
                  Под пролеты мостов»

6 – слайд.В нашем городе около 500 мостов: больших и маленьких. Есть мосты деревянные, есть чугунные, каменные, железобетонные... Есть мосты транспортные, а есть пешеходные, трамвайные и железнодорожные. Цепные, вантовые, постоянные и разводные.

У каждого моста своя история, своя легенда, своя архитектура.

Сегодня у нас заочная экскурсия по самым красивым и необыкновенным    мостам нашего города.

 

Город на Неве вначале вообще не имел мостов. Стремясь приучить го­рожан к морскому делу, Петр Iза­прещал их строить. Специальным указом  Петра 1 было определено

 

Петровский был указ таков:

Не строить над Невой мостов!

Над прочим судоходство

Имело превосходство...

 

Интересно, что в 18 веке по рекам и каналам города курсировали самые настоящие венецианские гондолы.

 

Бегут года, мосты стоят,

И, видно, не случайно

У каждого моста своя

Загадка или тайна!

 

7 – слайд.Первый постоянный деревянный мост  Петр  1 приказал поставить между Заячьим островом, где строили крепость, и Березовым островом, где стоял его дом.

Мост появился в 1703 году и был назван Петровским. В 1738 г.  деревянный мост перестроили, поставив на каменные сваи. Во времена правления Анны Иоанновны в Петропавловской крепости были построены два укрепления – равелина. Восточный равелин и ворота в нем назвали Иоанновскими – в честь отца императрицы, брата Петра 1 Ивана. В 1887 г. Петровский мост, ведущий к Иоанновским воротам, переименовали в Иоанновский.

 

8 – слайд.Потом  в городе стали строить   наплавные мосты.

Такие мосты опираются на плавучие опоры: бар­жи, лодки, понтоны (понтон— это плоскодонное судно). Якоря или от­тяжки, закрепленные на берегах, по­могали мосту выдержать течение и силу ветра.

Первым мостом через Неву стал наплавной Исаакиевский мост.

В1727 г. он соединил Сенатскую пло­щадь с Васильевским островом. Мост опирался на барки. Для прохода судов часть барок отводилась в сторону. Поз­же барки заменили на прочные понтон­ные суда. Начиная с 1782 г. мост наво­дился ежегодно в течение 184 лет. Этот мост получил свое название от Исаакиевской церкви, расположенной за­паднее Адмиралтейства. До сих пор со­хранились береговые устои этого моста.

Всего в дельте Невы было пост­роено 11 наплавных мостов. Одна­ко они были ненадежными: обслу­живать их было сложно. На каждом из них постоянно работала коман­да из 20-35 человек. На зиму (пе­ред ледоставом и до самого ледохо­да) мосты приходилось убирать (на период осеннего ледостава и весеннего ледохода мосты отводились к берегу).

 

9 – слайд.Аничков мост

Ещё один деревянный мост, но уже через Фонтанку   был построен по указу Петра I в 1715 году.

Мост назван именем инженера М.О. Аничкова, чьи солдаты его строили.

На его строительство потратили 50 рублей. Тогда он стал пограничным для города. Длина моста составляла 150 метров, перекрывала не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки.

Деревянный Аничков мост был со шлагбаумом, в ночное время шлагбаум опускался. Здесь находилась застава, через которую въезжали в Санкт-Петербург. На заставе проверяли паспорта, брали плату за въезд. Причём такой платой могли быть не только деньги, но и камни, которые городу были нужны для мощения улиц.

Для того чтобы по Фонтанке могли проплыть суда с высокими мачтами, в 1726 году мост был сделан разводным. По проекту М. Г. Земцоварядом с мостом был построен караульный дом, где солдаты укрывались от непогоды. До этого укрытием для солдат служил простой шалаш. Аничков мост разводили и по ночам, дабы в город из леса не забегали волки.

Сегодняшний Аничков мост – это составляющая часть Невского проспекта. Четыре гранитных пьедестала украшает знаменитая конная группа скульптора Клодта, выполненная в бронзе. Кони Клодта на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга.

 

10 – слайд.Цветные мосты

Деревянные мосты  часто окрашивали в разные цвета, поэтому мосты через Мойку имеют «Цветные» названия. Мосты перестраивались, становились чугунными, но названия некоторых сохранились.

Нам известны такие мосты, как  - «Синий»,  «Зеленый», «Красный»

Зеленый мостбыл в 1768г. переименован в Полицейский (рядом находилось управление городской полиции), в 1918г. В – Народный, сейчас он вновь – Зеленый. Через этот мост проходит Невский проспект. Это первый чугунный мост в Санкт-Петербурге. Проект моста был настолько удачен, что утвержден как типовой  для мостов через Мойку.

 

Кра́сный мост — соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку. По мосту проходит граница между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга. Это единственный чугунный мост через Мойку у которого сохранился исторический внешний вид.

. Мост был построен с узкой щелью посередине для пропуска мачтовых судов. Эта щель была шириной около 70 см, и для проезда закрывалась съёмными щитами.[4]

В конце XVIII века мост был перестроен и стал трёхпролётным.

 

Синий мост – сохранивший свое название – самый широкий в Петербурге (97,3 м). Его несколько раз перестраивали, а в связи с постройкой Мариинского дворца, значительно расширили; он стал одним из самых широких мостов в мире и превратился  в неотъемлемую  часть ансамбля Исаакиевской площади.

 

Желтый мост переименовали в Певческий, когда на месте деревянного в 1840г.Построили чугунный. Название от расположенной рядом  Певческой капеллы.

 

11 – слайд.Поцелуев мост –  В 1738 году впервые на этом месте через реку Мью был пере­кинут деревянный пешеходный мостик. Через тридцать лет его  перестроили, чтобы по нему мог ходить гужевой транспорт. Таким он и простоял до начала XIXвека, когда его разобрали по проекту В. И. Гесте в 1807 году построили новый, чугунный. Наконец, ровно через сто лет, в 1907 году, мост перестроили еще раз по проекту инженера А. И. Пшеничного.

 

Обычаи и легенды, связанные с мостом.

С названием моста связано множество легенд.

Говорили, что в XVIII веке, когда граница города доходила только до реки Мойки, мост служил местом прощаний и встреч. Здесь прощались со своими возлюбленными все, кому приходилось уезжать из города.

Мост назван Поцелуевым оттого, что ведёт к воротам Гвардейского Флотского экипажа и здесь моряки прощались со своими подругами.

Кроме того, считалось, что здесь арестанты прощались с родными (недалеко находилась тюрьма), отсюда и множество поцелуев.

 

Настоящее же происхождение названия «Поцелуев мост» гораздо прозаичнее. Просто рядом с мостом в XVIII веке жил купец по фамилии Поцелуев, державший в своем доме трактир под названием «Поцелуй». Трактир был хорошо известен в городе, поэтому его название закрепилось за ближайшим к нему мостом.

 

12 – слайд. Пантелеймо́новский мост.

Построен в 1823 году. Первый в России городской транспортный подвесной мост

Проезжая часть этого 43-метрового сооружения была деревянной и подвешивалась к пяти кованым цепям с помощью железных подвесок. В целом выстроенный мост получился ажурным, богато декорированным, с весьма живописным силуэтом.

 (с 1824 по 1908 — Цепно́й мост; c 1923 по 1991 — мост Пе́стеля) — мост в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяющий остров Летний сад и Безымянный остров через реку Фонтанку. У этого цепного моста была своя особенность — он раскачивался. Цепной мост простоял восемьдесят пять лет.

 Новый однопролётный стальной арочный мост был выстроен в 1907—1908 годах.

 

13 – слайд.Еги́петский мост — соединяет между собой Покровский и Безымянный острова через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

Египетский мост был построен в 1825—1826 годах

Его размеры были следующие: длина пролёта 55 метров, ширина — 11,7 метра. Для моста были построены выступающие в реку устои, облицованные гранитом. Полотно поддерживалось тремя нитками цепей. Эти цепи покоились на высоких чугунных воротах с египетскими иероглифами, восточным орнаментом, «оплетённых» металлической цепью. Концы цепей закреплялись в каменных массивах, зарытых в землю.

Кроме иероглифов на порталах, подобные знаки красовались и на ажурной решётке сооружения. На берегах Фонтанки, на въездах моста были расположены четыре скульптуры сфинксов, лежащих на гранитных постаментах. На головах у них находились шестигранные фонари. В настоящее время сфинксы это единственный сохранившийся от того моста архитектурный элемент.

В процессе эксплуатации мост неоднократно ремонтировался. Это происходило в 1876, 1887, 1894, 1900 и 1904 годах[6].

 

20 января (2 февраля) 1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу ему двигались 11 саней с возницами. В этот момент мост рухнул на лёд Фонтанки. Обошлось без человеческих жертв; погибли три лошади.

На самом же деле, причиной обрушения моста являлась внутренняя пустота внутри одного из звеньев цепи. Но просвечивающих приборов в то время не было, и обнаружить эту пустоту было невозможно.

В Петербурге сохранились лишь три цепных подвесных мостика. Все они являются пешеходными: Банковский, Львиный и Почтамтский. Они сделаны по одной конструктивной схеме, но только в Почтамтском конструкция «квадрантов» (механика моста) оставлена открытой, а в других подвесных пешеходных мостиках массивные скульптуры скрывают в себе механику крепления цепей. Перила моста не крепятся к береговым опорам.

 

14 – слайд.Почта́мтский мост (Ма́лый Цепно́й, Пра́чечный или Почто́вый) — пешеходный однопролётный мост в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, перекинутый через реку Мойку и соединяющий между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова.

Полотно моста поддерживается цепями, которые закреплены в устоях при помощи ажурных металлических «квадрантов», разделённых на четыре сектора каждый. Эти металлические квадранты опираются на металлические обелиски.

 

15 – слайд.Висячие мосты:

Вися́чий мост — мост, в котором основная несущая конструкция выполнена из гибких элементов (кабелей, канатов, цепей и др.), работающих на растяжение, а проезжая часть подвешена. Висячие мосты часто называют «подвесными», однако в специализированной литературе по архитектуре и строительству термин «подвесной мост» не используется.

 

В первой четверти XIX века в городе сооружают висячие (цепные) мосты, поражавшие своей легкостью, красотой и изяществом.

По висячей системе в Петербурге  (с1823 по 1826г.) было построено 6 цепных мостов. Это Пантелеймоновский и Египетский мосты через Фонтанку, безымянный — через один из каналов Екатерингофского парка, Банковский и Львиный пешеходные мосты через Екатерининский канал и Почтамтский пешеходный мост через Мойку.. Из них до наших дней сохранились три пешеходных: Почтамтский через Мойку, Банковский и Львиный через канал Грибоедова (бывший Екатерининский), вошедших в историю мостостроения Петербурга - как уникальные памятники архитектуры.

 

Банковский мост— один из трёх Петербургских подвесных цепных мостов (Аничков,Банковский и Львиный). Своё название получил по находившемуся рядом зданию Ассигнационного банка, в котором теперь располагается Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Особую известность Банковскому мосту принесли угловые скульптуры грифонов.

 

Львиный мост получил название от четырёх чугунных скульптур львов, расположенных по углам моста. Львиный мост стал одним из самых заметных мостов на этом канале благодаря своему архитектурному оформлению. Цепи висячего моста укреплены в фигурах львов “удерживающих” переправу. Чугунные фигуры зверей являются “братьями” грифонов Банковского моста, так как эти фигуры создал один и тот же мастер.

 

Первые каменные мосты появились в Петербурге во второй половине  18 века.

 

16 – слайд.Прачечный мостчерез Фонтанку один из первых каменных мостов Петербурга. Он построен в месте, где Фонтанка вытекает из Невы.

  В свое время там находились дворцовые прачечные, и от них мост получил свое название. Это трехпролетный гранитный мост, средний пролет его выше других. Он строился в 1766-1769 годах по проекту архитектора И. Л. Росси и каменного дел мастера Т. И. Насонова.

 

Чугунные мосты.

 

В период с 1806—1830 гг. на более важных магистралях города строят чугунные арочные мосты на каменных опорах, облицованных гранитом.

За довольно короткий промежуток времени, с 1806 по 1840 годы, в Санкт-Петербурге было выстроено сразу двенадцать чугунных мостов, перекинутых через малые водотоки города.

17 – слайд.Кульминацией чугунного мостостроительного искусства стало возведение первого постоянного моста через Неву - Благовещенского (Николаевского, моста Лейтенанта Шмидта в настоящее время Благовещенского

На Благовещенском мосту установлены сложные по рисунку перила. В каждом звене решетки - символы моря: раковина, трезубец Нептуна и морские коньки . Пышные листья аканта напоминают пенистые гребни волн.

В 1855 году, после смерти императора Николая I мост переименовали в Николаевский, но название Благовещенский тоже продолжало употребляться.

После октябрьской революции 1917 года Николаевский (Благовещенский ) мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта. С момента открытия моста в 1850 году его длина увеличилась от 300 м. до 331 м., а ширина от 24 м. до 37м..

Во время последней реконструкции мосту вернули облик арочного Николаевского (Благовещенского) моста. В связи с этим сооружению было решено вернуть его историческое название — Благовещенский мост.

 

18 – слайд.Дворцовый мостразводной чугунный мост через Неву в Санкт-Петербурге. Дворцовый мост соединяет центральную часть города с Васильевским островом.

В 1880-е годы возникла потребность в создании постоянной переправы, которая бы соединила Васильевский остров и Адмиралтейскую сторону. Решение о замене наплавного Дворцового  моста на постоянный приняли в 1900 году. Был проведен  конкурс на лучший проект. Строительство началось в 1912 году. Дворцовый мост оказался самым сложным с инженерной точки зрения среди всех мостов через Неву.  

Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга. Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов.

Общая длина Дворцового моста сегодня составляет 260,1 м., а ширина 27,8 м.

 

19 – слайд.Литейный мост(1875-1879) стал второй по счету постоянной переправой через Неву . Он переброшен через Неву в том месте ,где она имеет наибольшую глубину 24 м..

Свое название мост получил благодаря Литейному двору, это старейшее предприятие, основанное еще Петром I. На Литейном дворе велось литье пушек для успешного ведения Северной войны.

Сам Литейный двор не сохранился, но название Литейный закрепилось и за мостом и за нынешним Литейным проспектом, на который мост раскрывается на левом берегу Невы

 

20 – слайд. Троицкий мост – третий постоянный мост через Неву. Он соединил Петроградскую сторону с центральными районами города. Его назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади.

Троицкий мост — один из красивейших петербургских мостов через Неву. Мост ажурной металлической конструкции состоит из 5 арок и одного разводного пролета ближе к левому берегу и насыпной дамбы на правом. Масса стальных конструкций моста — 11 242 тонны.

На Троицком мосту можно точно указать его середину. Это место отмечено изменением наклона орнамента его ограды. С переправы можно увидеть сразу семь других мостов: Иоанновский, Сампсониевский, Дворцовый, Эрмитажный, Верхне-Лебяжий, Прачечный и Литейный.

 

21 – слайд. Мост Александра Невскогочерез Неву связывает Невский проспект с Заневским ,который находится на Малой Охте. Близость Александро-Невской Лавры предопределила название этой невской переправы.

Этот мост оставался до 2004 года самым длинным в городе- его длина без береговых устоев 629 метров(905.7 метров - общая протяженность). Каждая из двух симметричных боковых его частей, выполненных из железобетона, представляет собой двойную пологую арку, перекрывающую пролеты в 123,5 и 110 метров. Средний 50 метровый пролет со стальными крыльями решен как разводной.

 

 

 

22 – слайд.Мост Петра Великого ( Большеохтинский).

Большео́хтинский мост  (до 1917 года — мост импера́тора Петра́ Вели́кого, с 1917 по 1956 годы — Большео́хтенский мост) — мост через реку Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет исторический центр города с районом Малая Охта. Мост трёхпролётный, металлический, центральный пролёт — разводной. В башнях, выполненных в виде маяков, находятся механизмы, управляющие разводом моста.

23 – слайд. Большой Обуховскийсамый длинный неразводной мост Санкт-Петербурга через Неву. Полная длина мостового перехода составляет 2824 метра, включая судоходный пролет в 382 метра и съезды с моста. Высота пролётной части над поверхностью воды равна 30 метрам. По сути это один из самых длинных мостов России. Мост является важной составляющей Петербургской кольцевой автодороги.

Часто Большой Обуховский мост называют просто «Вантовый», подобная конструкция применена в Санкт-Петербурге впервые, к тому же  это первый и единственный неразводной мост через Неву.

Волода́рский мост— мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет Народную и Ивановскую улицы. Назван в честь революционного деятеля В. Володарского, убитого в районе будущего моста в 1918.  В 1925 году на берегу Невы у Ивановской улицы ему был установлен памятник. Единственный в Петербурге мост с эстакадной пристройкой для съезда трамваев.

 

24 – слайд. Финляндский железнодорожный мостразводной железнодорожный мост через Неву. Фактически это два почти вплотную примыкающих друг к другу моста, имеющих общее название. По конструктивному и композиционному решению мост близок к Большеохтинскому мосту.

 

25 – слайд. Самые в Санкт-Петербурге :

Cамый длинный разводной мост - Мост Александра Невского через Неву.
Самый широкий мост - Синий Мост через реку Мойка.
Самый низкий мост - Казанский мост через Канал Грибоедова.

Единственный неразводной мост через Неву - Большой Обуховский (Вантовый Мост).

 

В Санкт-Петербурге        42 острова; 86 рек и каналов (Общая протяженность достигает 300 км);                                              порядка 500 мостов.

 

В заключение, хочется уделить немного внимания небольшому мостику через канал Грибоедова в Коломне. Построенный в 1969 году, он стал первым алюминиевым мостом в Петербурге. Пролетное строение его выполнено из двух сварных алюминиевых труб, красиво изогнутых, диаметром 270 мм с наклонными стенками. Не исключено, что как и остальным мостам города, Коломенскому мосту уготована судьба памятника инженерного и архитектурного искусства.

 

26 – слайд. Использованные материалы:

  1. Дмитриева Е.В. Пособие по истории города. – 13-е изд. – СПб.: Корона принт, 2007. – 336 с., ил.
  2. Санкт-Петербург. Что? Где? Когда?

Сост.: Л.Е. Лавренова,  Л.Н.Рукавчук. Оформл. обл. А.С. Андреев. – СПб.: ИД «МиМ», 1998 – 336 с.: илл.

       3.  http://www.most-spb.ru

       4.  http://ru.wikipedia.org/wiki

 

 

 

 

 

 

 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ