Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование патриотических качеств личности
во внеклассной деятельности

 

Федорова Елена Юрьевна,
учитель географии и экономики
ГБОУ СОШ №53 Приморского района Санкт-Петербурга

 

 

       Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

       В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. Именно гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

        Основными направлениями в системе патриотического воспитания  на современном этапе можно определить следующие:

 • Духовно-нравственное, которое предполагает осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

 • Историко-краеведческое, включая система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

 • Гражданско-патриотическое воспитание, воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

 • Социально-патриотическое, направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

 • Военно-патриотическое, ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

 • Героико-патриотическое, составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

 • Спортивно-патриотическое, направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

        Таким образом  можно сказать,  что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и актуальных форм и методов воспитания.  Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении.

        Выразительное  чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, одновременно несколькими документами – развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память.

        Коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, – формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

        Разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций, – развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.

       Вопросы патриотического воспитания в современной школе находят отражение во всех применяемых в школе видах педагогической деятельности: в рабочих программах по предметам, в плане воспитательной работы школы и классов. Рассматриваются на педагогическом совете школы, на совещаниях при заместителе директора. При этом  учитываются  возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала.

       Таким образом можно сказать, что школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.

      Формирование патриотических качеств  возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность. В нашей школе кроме традиционных мероприятий разработан и уже четвертый год действует проект «История Старой и Новой деревни». Он включает в себе следующие этапы:

  • прохождение по экскурсионному маршруту – старшие школьники проводят экскурсии, младшие отвечают на вопросы (3 разных маршрута – меняются каждый год)
  • подготовка презентации или информ-листа (в зависимости от возрастного уровня)  по одному из исторических объектов района
  • дизайн-проект на тему: «Школа будущего», «Старая и Новая деревня в 19 веке, 18 веке».

На небольшом по площади микрорайоне расположено несколько культурно-исторических объектов: мемориал «Серафимовское кладбище», единственный в городе буддийский храм,  рядом с метро «Черная речка» привлекает внимание особнячок Салтыковых, построенный в неоготическом стиле. Направо через дорогу, на Ушаковской набережной, стоит внушительное здание Военно-морской академии — шедевр «сталинского ампира». Между академией и Черной речкой сохранились остатки усадьбы Строгановых — так называемый Строгановский садик. Ближе к Старой деревне находится редкий памятник архитектуры в стиле классицизма — деревянная дача Шишмаревых. Монументальный институт энергетических технологий ВНИИПИЭТ — еще один образец «сталинского ампира». На Приморском проспекте стоит недавно отреставрированная круглая Благовещенская церковь пресвятой богородицы. И, конечно, место последней дуэли Пушкина с Дантесом у Чёрной речки, на которой поэт был смертельно ранен.

 Улицы микрорайона носят имена летчиков – Героев Советского Союза, защищавших наш город в годы Великой Отечественной войны – А.П.Савушкина, П.А.Покрышева, Д.Е.Оскаленко. Имя Д.Е.Оскаленко с гордостью носила пионерская дружина нашей школы. Именно пионеры 45 лет назад выяснили подробности гибели 21-летнего героя, сообщили об этом родным в Белоруссии, добились, чтобы Банный переулок переименовали в улицу Д.Е.Оскаленко. В школе был создан музей, в который приходили на встречу с ребятами друзья–однополчане героя. За время капитального ремонта школы в 90 –х годах практически все экспонаты были утеряны, перестала существовать пионерская организация. Но восемь лет назад по инициативе учеников и выпускников школы началась работа по созданию школьного музея «Старая и Новая деревня». Одним из разделов экспозиции стала история школы и была восстановлена памятная экспозиция, посвященная Д.Е.Оскаленко.

Ребята с удовольствием готовятся к игре: собирают информацию о достопримечательностях района, делают презентации, разрабатывают маршруты движения, готовят дизайнерские проекты. Интерес к игре не проходит,  т.к. каждый год для команд 5-7 классов меняется маршрут, а ученики 8-9 классов становятся организаторами и волонтерами проекта. Игра проходит в начале октября, посвящена Дню рождения школы, и практически все мероприятия проходят на улице. Последние два года проводится второй тур на уровне района при содействии ДДТ «Китеж+» и помощи десятиклассников. В нем задействованы команды ближайших школ, которые тоже с интересом узнают особенности местопроживания.

Игра позволяет комплексно охватить основные направления патриотического воспитания. Моих шестиклассников, конечно, покорили летчики – Герои Советского Союза. Они с удовольствием узнавали о людях, чьими именами названы улицы, на которых ребята проживают. А на месте дуэли А.С.Пушкина читали стихи поэта. В 7 классе при посещении Благовещенской церкви и Буддийского храма впервые обратили внимание на религиозно-культурные традиции христианства и буддизма. Посетили Военно-Морскую Академию им. Н.Г.Кузнецова, что очень помогло при участии в районном проекте «Морская слава России». Именно здесь зародившийся интерес  привел нас в результате к победе и 1 месту. В 8 классе при подготовке к проведению команд по мемориальному Серафимовскому кладбищу сделали презентацию  для всех участников игры. Ребят особенно заинтересовало захоронение подводников атомохода «Курск».  Карцева Настя, Трошин Максим и Никитин Дмитрий занялись исследованием обстоятельств гибели подлодки и  подготовили учебно-исследовательскую работу по этой теме. Ребята восприняли трагедию, произошедшую  12 лет назад,   как личную, тем более что Дмитрий Колесников, взявший на себя руководство в затопленном отсеке, оказался выпускником соседней 66 гимназии. При защите работы на ежегодной конференции научно-исследовательского ученического общества все присутствующие испытывали глубокое чувство скорби и беспомощности: учителя вспоминали как вместе со всей страной ждали и не дождались спасения экипажа, ребята чуть не плакали. Оказалось, что Елена Владимировна, учитель по математике, знала родителей Дмитрия Колесникова и самого Дмитрия, так как в то время проживала рядом с ними. Работа в виде озвученной презентации была передана на хранение и для будущего использования в школьный музей.

В нашей школе за 49 лет существования сложились традиции, которые поддерживаются новыми учениками. Тем более, что многие родители учились в нашей школе и продолжают приводить к своим учителям  детей и уже внуков. Педагогический коллектив стабилен и очень сплочен; медленно, но пополняется новыми учителями. Чаще всего это наши выпускники. На сегодняшний момент в школе работает 12 учителей  - выпускников школы. Мои учителя уже давно на пенсии, а коллег – учеников становится все больше. Рождение и  продолжение традиций, осознание своих корней, воспитание чувства гордости  - это и есть осознание высших ценностей в процессе патриотического воспитания. 

 

 

 

 

 

                                        

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ