Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сценарий праздника

Люблю березку русскую

Короткова Наталья Сергеевна,
воспитатель ГПД ГБОУ Лицей470
Калининскогорайона, Санкт-Петербурга

Предварительная работа

В ходе подготовки к празднику дети собирают материал о берёзе, рисуют рисунки, делают поделки (в т.ч. из берёсты), учат стихи,  песни, готовят инсценировки. Отдельно готовится танцевальное выступление. Класс (зал) украшается подготовленными творческими материалами. Родители и другие учителя приглашаются в качестве гостей. Праздник желательно проводить весной, когда возможно подготовить молодые веточки берёзы.

Ход праздника:

Звучит музыка. Гости рассаживаются.

Ведущий: Приветствует собравшихся. Предлагает отгадать загадку.

На горе шумит,

Под горой молчит. (Лес)

Ведущий: Лес называют бесценным даром природы. Он помогает дышать всему живому, кормит, обогревает, даёт материал для строительства. Плоды, цветы, листья, ветки и корни – источник пищи животных. Мощные деревья с густой кроной служат хорошей защитой от шума и сильных ветров. Лес сберегает воду и почву, летом смягчает жар, а зимой – холод.

Леса издавна служат людям: из древесины изготовляют большое количество разнообразных продуктов и изделий.

Сочетания лесных растений образуют пейзажи неповторимой красоты.

Давайте мысленно перенесёмся в лес и насладимся его красотой.

(Звучит фонограмма «Звуки леса»)

Ведущий:Но среди большого количества разнообразных лесных растений в наших лесах выделяется одно совершенно удивительное дерево, без которого трудно представить себе нашу Родину, нашу Россию.

Стоит на белой ножке,

На веточках – серёжки.

Нас соком угощает

И ласково встречает. (Берёза)

Ведущий:Для русского человека нет дерева милее и роднее. Она – символ России. Множество поэтов посвятили ей свои стихи, а народ песни. И, наверное, не только потому, что  растёт она в нашей стране повсюду от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что именно берёза вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе.

 

Чтец: Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками,

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнётся, - но не ломится. (А.Прокофьев)

Ведущий:Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Красота берёзы и в её стройном стволе, и в тонких ветвях, и в нарядных серёжках, что весной, ещё раньше листьев, появляются на её веточках. Удивительно красивы берёзы в любое время года.

Первый чтец: Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёза зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Второй чтец: Белая берёза

Косы распустила,

Белая берёза

Ветки опустила.

Жёлтые листочки

Косы украшают

И на землю тихо

Тихо опадают. (А.Кулагина)

Третий чтец:Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом окне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром. (С.Есенин)

Четвёртый чтец: Как у нашей у берёзки

Очень славные серёжки,

Как стройна, и как мила,

Это вновь весна пришла. (А.Тесленко)

Ведущий: С давних пор весной русские люди, радуясь ожившей берёзе,  украшали её разноцветными лентами, водили вокруг неё хороводы. Так они прославляли зеленеющую природу и молились о будущем урожае. Иногда берёзу изображала какая-нибудь красивая девушка, обвитая берёзовыми веточками. Предлагаем и нам с вами поводить хоровод вокруг нашей берёзоньки.

(Все присутствующие встают в круг. Выбирается девочка, которая будет изображать берёзу. Под песню «Во поле берёза стояла…» начинают водить хоровод).

Ведущий: Готовясь к нашему празднику, ребята нашли много интересного о берёзе и сейчас они нам об этом расскажут

Первый ученик: Большинство видов берёз – это деревья высотой 30-40 метров, а некоторые виды – кустарники, причём едва приподнимающиеся над землёй.

Второй ученик: Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая, а у некоторых видов бывает серая, коричневая и даже чёрная.

Третий ученик: Ствол приобретает белую окраску в возрасте 8-10 лет благодаря особому веществу бетулину. Даже в сильную жару и на солнце ствол берёзы не нагревается. Белый цвет коры, отражая солнечные лучи, спасает  дерево от ожогов.

Четвертый ученик: Внешняя часть коры – береста или берёста, - обычно легко отслаивается лентами. Она гибкая, прочная и долговечная. Из бересты делают кухонную утварь, обувь, разнообразные украшения. Раньше на ней писали, как на бумаге.

Пятый ученик: Поверх белого ствола вытянуты тёмные горизонтальные полосы. Это чечевички. Дерево ими дышит.

Шестой ученик: Продолжительность жизни берёз – 100-120 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет.

Седьмой ученик: Древесину берёзы используют для изготовления фанеры, лыж, резных игрушек. Берёзу также чаще других деревьев используют при заготовке дров.

Восьмой ученик: В берёзовых рощах встречаются такие грибы, как подберёзовики, грузди, волнушки, некоторые виды сыроежек.

Девятый ученик: Паразитирующий на берёзах гриб – ложный трутовик – называют чагой, из него делают лекарственные препараты.

Десятый ученик:Если нагреть белую кору без доступа воздуха, то получится дёготь. Из него делают целебные мази.

Ведущий(благодарит выступавших, продолжает): Тему берёзы-целительницы продолжит народная загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре пользы. Первая польза – больным на здоровье. Вторая – от тьмы свет.Третья – дряхлых исцеленье. А четвёртая – людям колодец». А ну-ка, назовите отгадки. (Гости пробуют отгадать).

Ведущий(продолжает):Отгадки вот какие. Первая польза – это берёзовый веник, в бане париться. Вторая – это лучина, ею в старину избы освещали. Третья – битые горшки, скреплённые берестой. Ну а четвёртая – «людям колодец» - берёзовый сок. О берёзовом соке стоит рассказать подробнее.

(Выходит ученик, рассказывает):Берёзовый сок – удивительный дар природы. Он очень вкусный, его пьют для оздоровления крови. Им моют голову для укрепления волос, лечат долго не заживающие болячки. В старину говорили: «Хочешь быть здоровым – пей весной три недели свежий берёзовый сок».

Ведущий:Давайте побываем на приеме у врача и ещё больше узнаем о целебных свойствах берёзового сока.

Ситуация первая, разыгрываемая детьми.

Входит «пожилая» женщина, здоровается.

Врач: Проходите. Садитесь.

(Больная, скрипя и охая, садиться.)

Врач: На что жалобы, хорошая моя?

Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня! Слышь, как суставы щёлкают, скрипят?

Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?

Больная: (кивает)

Врач:(подаёт бутылку). Принять лекарство «Сок берёзы» Вы должны. Две полных чайных ложки Вам нужны.

Больная: (пьёт, выпрямляется)

Врач: Что, полегчало, милая, немножко? Как Ваша поясница, ручки, ножки?

Больная:(с легкостью встаёт): Да, очень, очень полегчало! Спасибо, доктор, я спешу! Пока-пока, я поскакала! (Убегает, забыв костыли).

Ситуация вторая.

Врач: Следующий!

(Входит больная, задыхается, кашляет, чихает).

Врач:Вас слушаю. На что есть жалобы, больная?

Больная (сквозь кашель):Удушье, доктор, видно доконает, и кашель напрочь одолел! Бронхит до смерти надоел!

Врач:Мне эти жалобы знакомы. У Вас и астмы все симптомы.

Больная(приходит в ужас).

Врач: Да не рыдайте, дайте срок – болезни лечит из берёзы сок!  (Достаёт бутылку). Примите ложечку – другую.

Больная (принимает лекарство)

Врач: Ну что, я верно Вам толкую?

Больная: Да, белый свет я увидала! Не кашляю, свободно задышала! Спасибо, доктор, побегу! Теперь и прыгать я могу! (Убегает).

Врач: У кого удушье, астма,

В горле боль или отёк,

Пейте чудное лекарство –

Из берёзы русский сок!

(Кланяются, уходят).

Ведущий: Полезны и берёзовые почки. Их заваривают и пьют как чай. Попил – и простуды как не бывало. Лекарственные вещества найдены и в молодых берёзовых листочках, и в коре, и в древесине. Что же касается берёзового сока, то надо помнить, что сбор его истощает дерево, к тому же через раны на коре  в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы. Дерево может заболеть и даже погибнуть. Поэтому рекомендуется повреждения на коре замазывать варом или глиной.

Дети читают стихи:

Благодатная берёза,

Ты символ Родины моей.

О тебе стихи и проза,

Ты свет и радость для очей.

Утешала вдов берёза,

Хранила тайны, чью-то боль,

Согревала всех в морозы,

Гнала из тела в бане хворь.

Разгоняла тьму – лучина,

Лечила язвы ран – кора,

Уходила прочь кручина;

Берёза – лекарь. Это да!

Исцеляют сок и почки,

И лист, и дёготь бересты,

От любой болезни точно

Отыщешь в ней лекарство ты.

Береста пригодна в деле:

Плели корзины и ковры,

Туеса и туфли смело,

Кто в чём нуждался – всё могли.

Благодатная берёза –

России символ, красоты,

Неподвластная невзгодам,

Ты – кладезь сил и доброты!

(Далее танцевальное выступление под мелодию песни «Берёзовый сок»)

Ведущий: Вот какое удивительное дерево – наша русская берёзка! Увидите её в парке – подойдите, обнимите и постойте так минут пять. Вы заметите: сил и хорошего настроения у вас прибавится. Она нам помогает, и мы её будем беречь!

Без берёзы не мыслим России, -

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы вся Русь рождена!

Все присутствующие вместе поют песню «Наш край».(Каждому раздаются листочки с текстом песни).

Далее ведущий раздаёт желающим заранее подготовленный кроссворд, предлагает дома его разгадать и принести в класс. Дополнительно предлагает проиллюстрировать. Благодарит всех за участие в празднике. В завершении праздника всех присутствующих угощают берёзовым соком (возможно, сок раздаёт девочка в костюме Берёзки). В качестве фонограммы – песня в исполнении группы «Песняры» «Берёзовый сок».

Конец праздника.

                                               Всем большое спасибо. До новых встреч! 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ