Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Историческая реконструкция как направление проектно-исследовательской деятельности учащихся

Молчанов Федор Владимирович
методист ГБОУ гимназии № 209
Центрального района Санкт-Петербурга


Новый Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагогов на вовлечение обучающихся в проектную деятельность. Методически грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность является важным условием формирования у школьников инициативы, активной жизненной позиции и умения искать необходимую информацию. Эти качества формируются у учащегося только при условии постоянного включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. Одной из наиболее эффективных педагогических технологий является, на наш взгляд, проектная технология, т.к. именно она стимулирует познавательную активность, инициирует самостоятельный поиск, формирует универсальные учебные действия. Развитие и расширение использования проектной технологии в современной дидактике напрямую связывается с проблемой изменения эффективности обучения. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. Таким образом активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. Одним из наиболее интересных и нетрадиционных направлений проектно-исследовательской деятельности является историческая реконструкция. Термин «историческая реконструкция» употребляется в двух основных значениях: 1. Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нем, с помощью современных методов исторической науки (в том числе, такого метода, как археологический эксперимент). Аналогично определяются историческая реконструкция процессов, событий и технологий. Также — его (восстановления) результат. 2. Деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д., использующая метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса. (По материалам Wikipedia.org) Большую роль в гимназии отводят исторической реконструкции. Так, 7мая 2013 года совместно с музеем «Битва за Ленинград» и региональной общественной организацией «Золотая Книга Санкт-Петербурга» было проведено мероприятие, посвящённое Дню Победы в Великой Отечественной войне. В этот день с самого утра перед фасадом здания гимназии были выставлены образцы советской военной техники времён Великой Отечественной войны: артиллерийские орудия, от маленькой «сорокопятки» до гаубиц, бронеавтомобиль, грузовики, в том числе прославленная «полуторка» и легковой автомобиль «эмка». Был даже плавающий танк Т-38, малоизвестный широкой публике, однако применявшийся в годы войны. Всё это были экспонаты, предоставленные для мероприятия ЧУ «Музей битвы за Ленинград». Но только одной музейной экспозицией дело не закончилось. Все эти экспонаты были органично вплетены в развернувшуюся перед гимназией реконструкцию Дня Победы 1945 года. Реконструкторы в форме солдат и офицеров Советской армии расположились лагерем вокруг техники, которая также была задействована. Все они жили своей жизнью, искренне радуясь Победе на врагом. Каждый оказавшийся рядом окунался в атмосферу тех незабываемых дней. Для учащихся гимназии был разработан познавательно-экскурсионный маршрут, на котором они смогли сами прикоснуться к живой истории. Можно сколь угодно много читать о чём либо, но, лишь лично прикоснувшись к живым материальным свидетелям тех суровых дней, можно осознать величие подвига российских солдат. Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать, говорится в известной пословице. Что же говорить, если ещё можно и потрогать. А такая возможность учащимся была предоставлена. На каждом этапе маршрута их встречали доброжелательные реконструкторы, которые рассказывали о том, кого они представляют в данный момент, знакомили с образцами обмундирования и вооружения и даже давали подержать в руках. Ребята могли забраться в танк и бронеавтомобиль, покрутить рукоятки наведения орудия. Особой популярностью пользовалась развёрнутая здесь же полевая кухня. Стоит ли говорить, что подобное действо не прошло бесследно и надолго запомнилось учащимся. В результате многие заинтересовались этим периодом в героическом прошлом нашей Родины, начали самостоятельно изучать исторические источники, посещать музеи, иначе взглянули на семейные военные и блокадные реликвии. Следует отметить, что описанное мероприятие не является единичным случаем в практике гимназии № 209. 15 ноября 2014 года было проведено яркое зрелищное мероприятие, посвящённое другой знаменательной вехе в истории России - Отечественной войне 1812 года и заграничным походам русской армии 1813-1814гг. Началом события стала экспозиция, развернутая в музее гимназии. Там на целый месяц были выставлены экспонаты, предоставленные Государственным музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи, а также частными коллекционерами. С использованием материалов экспозиции проводились мастер-классы и лекции, посвящённые изучаемой теме. Учащиеся узнали, как были обмундированы и вооружены русские солдаты той эпохи, примеряли на себя кирасу и кивер, ознакомились с приёмами заряжания кремнёвого ружья, подержали в руках кавалерийскую саблю. Заинтересовавшиеся написали исследовательские работы на тему Отечественной войны 1812 года и защитили их на ежегодной ученической научно-практической конференции «Павловские чтения». Следующим этапом стала игра по станциям, посвященная теме Отечественной Войны 1812 года и заграничным походам русской армии 1813-14 гг. Особый интерес учащихся вызвала станция «Сюрприз», на которой для выполнения задания было необходимо воспользоваться писчими принадлежностями разных эпох, например, чернильницей и гусиным пером. Гимназисты с честью выдержали испытание «пером и шпагой». Отметим, что историческая реконструкция гусиного пера для письма оказалась на редкость познавательной и не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Для этого пришлось исследовать различные источники, искать и найти подходящие материалы и - в прямом смысле - поломать немало перьев! Однако результат того стоил, теперь участники «перьевой» реконструкции с улыбкой рассматривают выставленные во многих музеях обычные неоправленные гусиные перья, выдаваемые за писчие. Возвращаемся к 15 ноября 2014 года. Ранним утром, ещё было темно и достаточно холодно, даже снег скрипел под ногами, из-за правого крыла здания гимназии появились кавалеристы, словно сошедшие с картин Зауервейда и Мошкова: гусары, кавалергарды, лейб-гвардии казаки…Следом солдаты в киверах выкатили трёхфутового «единорога», пушку на больших колёсах, показалась колонна пехотинцев, привычно несущих на плече тяжёлые ружья… Казалось, время повернуло вспять, и мы вновь попали в ту героическую эпоху - 1812 год. Так начиналось 15 ноября 2014 года в гимназии № 209 Центрального района Санкт-Петербурга. В этот день состоялось главное мероприятие, связанное общей темой с предыдущими, и на этот раз учащиеся принимали самое активное участие в действии. Мало-помалу пехотинцы заполнили двор, разбили походный бивуак, артиллеристы растопили самовар, кавалеристы спешились и поили лошадей. Учащиеся в очередной раз получили уникальную возможность, не выходя за пределы учебного заведения, путешествовать во времени. На этот раз они были более подготовлены, так как уже знакомились в элементами обмундирования и вооружения на экспозиции в музее истории гимназии. И тем не менее, восторг был неподдельный! И действительно, где ещё вам позволят почистить ствол орудия банником, а затем развернуть и выкатить почти боевое орудие на боевую позицию? Где еще школьники могут получить возможность сыграть сигнал на построение на настоящем боевом походном барабане и встать «под ружьё» с мушкетом 1809 года? Где ещё увидишь воочию легендарную суворовскую «сквозную» атаку, когда две шеренги пехотинцев, грозно сверкающих на солнце штыками, устремляются на встречу друг другу, изображая штыковую атаку, и лишь в последний момент делают шаг в сторону, проходя сквозь друг друга и не причинив никакого вреда. Представители Лейб-гвардии Финляндского полка рассказали гимназистам об истории своего подразделения и о подвиге Леонтия Коренного в далёком французском походе. Кавалергард и гусар показали класс верховой езды, а лейб-казаки - чудеса джигитовки. Вне всякого сомнения, такое не забывается и накладывает отпечаток надолго, заставляет задуматься и привлекает в ряды историков –исследователей многих людей. В результате был дан старт новому направлению в деятельности нашего учебного заведения - самостоятельному изучению, исследованию с последующей вероятной реконструкцией амуниции 1812 года. На примере нашей гимназии, где уже неоднократно происходили встречи с «живой историей» с участием реконструкторов различных эпох, видно, насколько это интересно, интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки. А от этого один шаг до направления, которое широко развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен При работе над воссозданием быта, ремёсел, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства учащиеся получают возможность исследовать исторические материалы об изготовлении оружия, одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись, изучать и моделировать обычаи и нравы соответствующей эпохи. Впереди учащихся ждёт увлекательная работа, поиск, новые открытия и новые темы для исследования.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ