Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Устный журнал

Павел Филонов. Очевидец незримого…

(к 130-летию со Дня рождения)

 

Смирнова Елена Борисовна,
воспитатель Кронштадтского кадетского корпуса

Живописная работа – это вид работы, сделанный с

максимальной отдачей и аналитической сделанностью…

 

П. Филонов

Цель: познакомить кадет с творчеством художника

Оформление: презентация «П. Н. Филонов. Очевидец незримого…»

стихотворение «Девять досок» Н. Чернова

стихотворение «Сон о Филонове» А. Крученых

видеоролик «Павел Филонов. Очевидец незримого…»

 

Ход мероприятия

 

I страница (10 мин.)

1 Ведущий: 03.12. 1941г. в блокадном Ленинграде оставил свое тело, истощенное от голода и лишений, Павел Филонов, художник, открывший «третий путь» в живописную беспредметность. Тело мастера еще несколько дней лежало  в холодной квартире, накрытое его самым загадочным произведением – «Пир королей». В тот тяжелый для страны период было нелегко достать гроб. Кто знает, быть может, одиннадцать властителей позаботились о теле художника куда лучше, чем девять досок, которые в конечном итоге выделил Союз художников.

1-й чтец: Блокадный Ленинград… потухли свечи

Весь город в голоде с ног падает на снег,

И отголоски вопиющей и жутчайшей речи

Холодных губ целующих замерший оберег

Он там, средь мертвых и разбитых знаний,

Потемок тлеющих, открытых и замерших глаз

Не предает свой мозг изнеженным желаниям,

Он мог сбежать, но он остался здесь… сейчас,

Средь всех своих возлюбленных творений,

Все до последней крошки отдает сестре.

В предсмертной оргии, голодный гений

Готов предать себя униженной земле…

Он умер, девять дней лежа холодным телом

Накрытый сверху лишь картиною своей.

Да… глупый мир, с кровавым переделом

Без сожаления плюет на умерших людей.

Цена всех мук его, всего лишь девять досок,

Которых не могли найти за девять дней.

Теперь ты там, где жизни отголосок

Неслышен… средь вбивания гвоздей…

Долой жить с золотом, долой есть досыта…

Не каждый может жить, чтоб не предать себя,

Чтоб не предать все то, что было создано

Свое творенье искренне любя…

Воспитатель: Имя Павла Николаевича Филонова окружено легендами. Но эти легенды, передающиеся из поколения в поколение, основаны не на вымысле, а на реальных жизненных фактах; его биография не обросла фантазиями, как это часто бывает с биографиями знаменитостей. Фантазиям тут нечего делать. Сам по себе Филонов был настолько удивительной личностью, что воспринимался современниками, и особенно учениками, как живой, реальный герой, постоянно пребывающий в свершении подвига. Он и был таким.

2 Ведущий: (сл. 3)

Филонов Павел Николаевич, художник-исследователь, родился в 1883 г. в Москве. Родители – мещане г. Рязани. Мать брала в стирку белье. Отец был кучером, затем недолго извозчиком.

Рисовать Филонов начал с 3-4-летнего возраста. Мальчишкой для заработка вышивал крестиком полотенца и скатерти. В 18 лет окончил в Петербурге живописно-малярные мастерские и получил свидетельство на звание маляра-уборщика. Затем, проработав пять лет в художественной мастерской академика Дмитриева-Кавказского, поступил вольнослушателем в Академию художеств, в 1910 г., добровольно покинул стены Академии.

Все это время, начиная с детства, дома велась самостоятельная работа по ИЗО, незаметно перешедшая в исследовательский подход к искусству.

1 Ведущий: (сл.4-8) Зимой 1910-1911 гг. была сделана первая картина Филонова – «Головы». Картина «сделана» (этим термином мастер заменил слово «творчество»). В начале 1914 г. Филоновым была напечатана декларация «Сделанные картины».

Тогда же по линии революции в театре художником была сделана постановка трагедии Маяковского в театре Неметти. В 1914-1915 гг. написана «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности» с политическим лозунгом  в ИЗО «Мировой расцвет» и отпечатана книга  поэзии «Пропевень о проросли мировой». В Германскую войну Филонов, солдат 2-го Морского полка Балтийской дивизии, был послан на Румынский фронт.

II страница (10 мин.)

2 Ведущий:(9-13) В 1918 г. Павел Николаевич продолжает в Петрограде исследовательскую работу. В 1922- 1923 гг. написана во второй, дополненной редакции «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Она не отпечатана, но расходится в рукописях. С 1923-1925 гг. Филонов отклонил несколько предложений правления Академии занять место профессора, т.к. предложенные Филоновым программа и проект переорганизации живописного факультета правлением не были приняты.

В 1925 г.  под руководством художника образовалась группа учащихся ИЗО, ныне известная, как коллектив мастеров аналитического искусства (школа Филонова). Группа сделала по заказу Ленинградского Дома печати в 1927 г. 22 картины. Они же сделали для Дома печати постановку «Ревизора». Группа имела 4 выставки своих работ.

Филонов предлагал ученикам свою теорию. Он призывал их отдавать все свое внутреннее напряжение и мастерство каждому кусочку холста, начинать с частного, подвергая его глубокому живописному анализу, слагать частные элементы в общее, доведя это целое до степени «сделанности».

Мастерская художника добивалась все больших успехов. Однако наряду с признанием появилось и непонимание его творческих поисков. В 1930 г. выставка его произведений так и не была открыта.

1 Ведущий: (сл.14) С 1923 г., будучи совершенно отрезанным от возможности преподавать и выступать в печати, под планомерно проводимой компанией клеветы, Филонов ведет исследовательскую работу в развитии  ранее данных им положений, куда относится «Анализ программы преподавания скульптурного факультета Академии».

Давление на художника все увеличивалось, и круг друзей сужался. К концу жизни Филонова многие ученики покинули его, и казалось, что слава художника больше никогда не возродится. Однако всякое значительное явление культуры, как бы к нему не относились современники, возрождается в жизни заново. Так произошло и с творчеством Филонова.

2 Ведущий: Сложный мир Филонова затягивает своими тревогами, вопросами. Мастер заставляет мучительно думать, догадываться о том, чего еще не знаешь, познавать чувством большее, чем то, что знал разумом. Это ли не награда за труд сопереживания?

Для России фигура художника, стоящего не в общем строю, а отдельно, не редкость. Такими были Александр Иванов, Михаил Врубель, Николай Ге, Василий Суриков. Но все они выражали, тем не менее, закономерность общего движения. Одинокая фигура Филонова на российском художественном горизонте должна была возникнуть. При всей  отчужденности своей позиции Филонов выступает, как художник, обобщивший многие движения, не будучи прямым их продолжателем.

Сам способ работы над картинами у мастера -  есть свидетельство ориентации на своеобразное саморазвивающееся движение форм. Он футуристичен, хотя далек от живописного футуризма художественной проблематикой своего творчества. Но зато близок футуризму поэтическому, и особенно Хлебникову. Хлебников тоже открывал первичную сущность мифологического мышления, восходил к первоначальному значению слова, искал новые способы человеческого общения, законы времени, законы судьбы, законы чисел. Нередко начиная писать картину с какого-нибудь одного края, передавая формам свой творческий заряд, Филонов сообщает им жизнь, и они затем уже будто не по воле художника, а своим собственным движением развиваются, видоизменяются, обновляются, растут. Это саморазвитие форм у Филонова поистине поразительно!

Заключение (12 мин.)

Воспитатель: Сегодня мы говорили о человеке, который всю свою жизнь посвятил творчеству и умер в блокадном Ленинграде, смертельно простудившись во время очередного дежурства  на посту ПВО. При жизни художника не было не одной выставки его работ. Да и потом он был незаслуженно забыт на долгие годы, но как Феникс из пепла возродился вновь.

И все-таки она состоялась  - выставка работ мастера. Это произошло в 2006 году в Санкт-Петербурге. Вот, что написал после посещения выставки «Очевидец незримого…», студент 2 курса философского факультета СПбГУ: «Определенно, я не перепутаю Филонова ни с каким другим художником. Посему непросто, наверное, отнести его к какому-либо направлению в живописи. Все-таки любое течение предполагает массовость, а Филонов -  единственный в своем роде. Мне было интересно разгадывать филоновские образы: смотреть на картину внимательно и лишь потом читать внизу, как она называется. Иногда я угадывал, как в случае с «Мужчиной и женщиной», иногда  - нет: глядя на картину «Крестьянская семья», я думал, что имеется в виду рождение Христа. Младенец на этой работе особенно выделяется на окружающем его темном фоне, что подчеркивает его самобытность, исключительность. Еще меня смутила лошадь – как известно, Иисус родился в пещере, куда сгоняли скот…

Чтобы лучше понять Филонова, необходимо ознакомиться с его теоретическими выводами, с принципами аналитического искусства, хотя бы даже поверхностно. Чтобы не возникало таких недоразумений, как с одним моим другом, который, посмотрев фильм «Догвилль» Ларса фон Триера, спросил: «А почему дом висит в воздухе? И почему люди стучат в невидимые двери? »

Неоднозначное, не всегда понятное, но, тем не менее, интересное творчество определенно оставляет впечатление. И это самое главное! В кинофильме, демонстрировавшемся на выставке, совершенно разные люди говорили о Филонове. Каждый по-своему. Были диаметрально противоположные точки зрения на его творчество, как, например, у Луначарского и Ильи Глазунова (по-моему, это был он): один говорит, что о Филонове еще заговорят во всем мире, другому не нравится его творчество. Так же и со всеми остальными – работы этого художника могут быть понятны, могут – нет, могут нравиться, могут не удовлетворить чей-то взысканный вкус, но то, что они запомнятся и вызовут эмоции можно сказать с уверенностью. А это важнее всего прочего…»

1 Ведущий: Один из учеников Филонова,  узнав о его смерти уже после войны написал      стихотворный-некролог.

2-й чтец: «Сон о Филонове»

А рядом

Ночью

В глухом переулке

Перепилен поперек

Четвертован

Вулкан погибших сокровищ

Великий художник

Очевидец незримого

Смутьян холста

Павел Филонов.

Был он первым творцом в Ленинграде

Но худога

С голодухи

Погиб во время блокады,

Не имея в запасе ни жира, ни денег.

Картин в его мастерской

Бурлила тыща.

Но провели

Кровавобурые

Лихачи

Дорогу крутую

И теперь там только

Ветер посмертный

Свищет.

А. Крученых

2 Ведущий: (сл.15) Сейчас наступило время Филонова, на смену легенде, существовавшей десятилетия, пришли его картины, не утратившие своей значительности и актуальности. Став доступным, творчество Филонова, несомненно, повлияет на художественные процессы как в нашем, так и зарубежном искусстве.

(просмотр (сл. 17) видеоролика «Павел Филонов. Очевидец незримого…»)(4 мин.)

Рефлексия:(5мин.) Участники журнала делятся впечатлениями о мероприятии, высказывают мнение о необходимости и дальше проводить такого рода мероприятия.

Воспитатель: Всем спасибо за работу. До новых встреч!

 

 

Список литературы:

  1. Спиранская Н. «Пир королей» Павла Филонова [Электронный документ]. URL: www.imaginaire.ru (дата обращения 12.12.2012)

2.  Статьи. Павел Филонов [Электронный документ]. URL:  http://apchinskaya.wordpress.com

I страница (10 мин.)

1 Ведущий: 03.12. 1941 г. в блокадном Ленинграде оставил свое тело, истощенное от голода и лишений, Павел Филонов, художник, открывший «третий путь» в живописную беспредметность. Тело мастера еще несколько дней лежало  в холодной квартире, накрытое его самым загадочным произведением – «Пир королей». В тот тяжелый для страны период было нелегко достать гроб. Кто знает, быть может, одиннадцать властителей позаботились о теле художника куда лучше, чем девять досок, которые в конечном итоге выделил Союз художников.

1-й чтец: Блокадный Ленинград… потухли свечи

Весь город в голоде с ног падает на снег,

И отголоски вопиющей и жутчайшей речи

Холодных губ целующих замерший оберег

Он там, средь мертвых и разбитых знаний,

Потемок тлеющих, открытых и замерших глаз

Не предает свой мозг изнеженным желаниям,

Он мог сбежать, но он остался здесь… сейчас,

Средь всех своих возлюбленных творений,

Все до последней крошки отдает сестре.

В предсмертной оргии, голодный гений

Готов предать себя униженной земле…

Он умер, девять дней лежа холодным телом

Накрытый сверху лишь картиною своей.

Да… глупый мир, с кровавым переделом

Без сожаления плюет на умерших людей.

Цена всех мук его, всего лишь девять досок,

Которых не могли найти за девять дней.

Теперь ты там, где жизни отголосок

Неслышен… средь вбивания гвоздей…

Долой жить с золотом, долой есть досыта…

Не каждый может жить, чтоб не предать себя,

Чтоб не предать все то, что было создано

Свое творенье искренне любя…

Воспитатель: Имя Павла Николаевича Филонова окружено легендами. Но эти легенды, передающиеся из поколения в поколение, основаны не на вымысле, а на реальных жизненных фактах; его биография не обросла фантазиями, как это часто бывает с биографиями знаменитостей. Фантазиям тут нечего делать. Сам по себе Филонов был настолько удивительной личностью, что воспринимался современниками, и особенно учениками, как живой, реальный герой, постоянно пребывающий в свершении подвига. Он и был таким.

2 Ведущий: (сл. 3)

Филонов Павел Николаевич, художник-исследователь, родился в 1883 г. в Москве. Родители – мещане г. Рязани. Мать брала в стирку белье. Отец был кучером, затем недолго извозчиком.

Рисовать Филонов начал с 3-4-летнего возраста. Мальчишкой для заработка вышивал крестиком полотенца и скатерти. В 18 лет окончил в Петербурге живописно-малярные мастерские и получил свидетельство на звание маляра-уборщика. Затем, проработав пять лет в художественной мастерской академика Дмитриева-Кавказского, поступил вольнослушателем в Академию художеств, в 1910 г., добровольно покинул стены Академии.

Все это время, начиная с детства, дома велась самостоятельная работа по ИЗО, незаметно перешедшая в исследовательский подход к искусству.

1 Ведущий: (сл.4-8) Зимой 1910-1911 гг. была сделана первая картина Филонова – «Головы». Картина «сделана» (этим термином мастер заменил слово «творчество»). В начале 1914 г. Филоновым была напечатана декларация «Сделанные картины».

Тогда же по линии революции в театре художником была сделана постановка трагедии Маяковского в театре Неметти. В 1914-1915 гг. написана «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности» с политическим лозунгом  в ИЗО «Мировой расцвет» и отпечатана книга  поэзии «Пропевень о проросли мировой». В Германскую войну Филонов, солдат 2-го Морского полка Балтийской дивизии, был послан на Румынский фронт.

II страница (10 мин.)

2 Ведущий:(9-13) В 1918 г. Павел Николаевич продолжает в Петрограде исследовательскую работу. В 1922- 1923 гг. написана во второй, дополненной редакции «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Она не отпечатана, но расходится в рукописях. С 1923-1925 гг. Филонов отклонил несколько предложений правления Академии занять место профессора, т.к. предложенные Филоновым программа и проект переорганизации живописного факультета правлением не были приняты.

В 1925 г.  под руководством художника образовалась группа учащихся ИЗО, ныне известная, как коллектив мастеров аналитического искусства (школа Филонова). Группа сделала по заказу Ленинградского Дома печати в 1927 г. 22 картины. Они же сделали для Дома печати постановку «Ревизора». Группа имела 4 выставки своих работ.

Филонов предлагал ученикам свою теорию. Он призывал их отдавать все свое внутреннее напряжение и мастерство каждому кусочку холста, начинать с частного, подвергая его глубокому живописному анализу, слагать частные элементы в общее, доведя это целое до степени «сделанности».

Мастерская художника добивалась все больших успехов. Однако наряду с признанием появилось и непонимание его творческих поисков. В 1930 г. выставка его произведений так и не была открыта.

1 Ведущий: (сл.14) С 1923 г., будучи совершенно отрезанным от возможности преподавать и выступать в печати, под планомерно проводимой компанией клеветы, Филонов ведет исследовательскую работу в развитии  ранее данных им положений, куда относится «Анализ программы преподавания скульптурного факультета Академии».

Давление на художника все увеличивалось, и круг друзей сужался. К концу жизни Филонова многие ученики покинули его, и казалось, что слава художника больше никогда не возродится. Однако всякое значительное явление культуры, как бы к нему не относились современники, возрождается в жизни заново. Так произошло и с творчеством Филонова.

2 Ведущий: Сложный мир Филонова затягивает своими тревогами, вопросами. Мастер заставляет мучительно думать, догадываться о том, чего еще не знаешь, познавать чувством большее, чем то, что знал разумом. Это ли не награда за труд сопереживания?

Для России фигура художника, стоящего не в общем строю, а отдельно, не редкость. Такими были Александр Иванов, Михаил Врубель, Николай Ге, Василий Суриков. Но все они выражали, тем не менее, закономерность общего движения. Одинокая фигура Филонова на российском художественном горизонте должна была возникнуть. При всей  отчужденности своей позиции Филонов выступает, как художник, обобщивший многие движения, не будучи прямым их продолжателем.

Сам способ работы над картинами у мастера -  есть свидетельство ориентации на своеобразное саморазвивающееся движение форм. Он футуристичен, хотя далек от живописного футуризма художественной проблематикой своего творчества. Но зато близок футуризму поэтическому, и особенно Хлебникову. Хлебников тоже открывал первичную сущность мифологического мышления, восходил к первоначальному значению слова, искал новые способы человеческого общения, законы времени, законы судьбы, законы чисел. Нередко начиная писать картину с какого-нибудь одного края, передавая формам свой творческий заряд, Филонов сообщает им жизнь, и они затем уже будто не по воле художника, а своим собственным движением развиваются, видоизменяются, обновляются, растут. Это саморазвитие форм у Филонова поистине поразительно!

Заключение (12 мин.)

Воспитатель: Сегодня мы говорили о человеке, который всю свою жизнь посвятил творчеству и умер в блокадном Ленинграде, смертельно простудившись во время очередного дежурства  на посту ПВО. При жизни художника не было не одной выставки его работ. Да и потом он был незаслуженно забыт на долгие годы, но как Феникс из пепла возродился вновь.

И все-таки она состоялась  - выставка работ мастера. Это произошло в 2006 году в Санкт-Петербурге. Вот, что написал после посещения выставки «Очевидец незримого…», студент 2 курса философского факультета СПбГУ: «Определенно, я не перепутаю Филонова ни с каким другим художником. Посему непросто, наверное, отнести его к какому-либо направлению в живописи. Все-таки любое течение предполагает массовость, а Филонов -  единственный в своем роде. Мне было интересно разгадывать филоновские образы: смотреть на картину внимательно и лишь потом читать внизу, как она называется. Иногда я угадывал, как в случае с «Мужчиной и женщиной», иногда  - нет: глядя на картину «Крестьянская семья», я думал, что имеется в виду рождение Христа. Младенец на этой работе особенно выделяется на окружающем его темном фоне, что подчеркивает его самобытность, исключительность. Еще меня смутила лошадь – как известно, Иисус родился в пещере, куда сгоняли скот…

Чтобы лучше понять Филонова, необходимо ознакомиться с его теоретическими выводами, с принципами аналитического искусства, хотя бы даже поверхностно. Чтобы не возникало таких недоразумений, как с одним моим другом, который, посмотрев фильм «Догвилль» Ларса фон Триера, спросил: «А почему дом висит в воздухе? И почему люди стучат в невидимые двери? »

Неоднозначное, не всегда понятное, но, тем не менее, интересное творчество определенно оставляет впечатление. И это самое главное! В кинофильме, демонстрировавшемся на выставке, совершенно разные люди говорили о Филонове. Каждый по-своему. Были диаметрально противоположные точки зрения на его творчество, как, например, у Луначарского и Ильи Глазунова (по-моему, это был он): один говорит, что о Филонове еще заговорят во всем мире, другому не нравится его творчество. Так же и со всеми остальными – работы этого художника могут быть понятны, могут – нет, могут нравиться, могут не удовлетворить чей-то взысканный вкус, но то, что они запомнятся и вызовут эмоции можно сказать с уверенностью. А это важнее всего прочего…»

1 Ведущий: Один из учеников Филонова,  узнав о его смерти уже после войны написал      стихотворный-некролог.

2-й чтец: «Сон о Филонове»

А рядом

Ночью

В глухом переулке

Перепилен поперек

Четвертован

Вулкан погибших сокровищ

Великий художник

Очевидец незримого

Смутьян холста

Павел Филонов.

Был он первым творцом в Ленинграде

Но худога

С голодухи

Погиб во время блокады,

Не имея в запасе ни жира, ни денег.

Картин в его мастерской

Бурлила тыща.

Но провели

Кровавобурые

Лихачи

Дорогу крутую

И теперь там только

Ветер посмертный

Свищет.

А. Крученых

2 Ведущий: (сл.15) Сейчас наступило время Филонова, на смену легенде, существовавшей десятилетия, пришли его картины, не утратившие своей значительности и актуальности. Став доступным, творчество Филонова, несомненно, повлияет на художественные процессы как в нашем, так и зарубежном искусстве.

(просмотр (сл. 17) видеоролика «Павел Филонов. Очевидец незримого…»)(4 мин.)

Рефлексия:(5мин.) Участники журнала делятся впечатлениями о мероприятии, высказывают мнение о необходимости и дальше проводить такого рода мероприятия.

Воспитатель: Всем спасибо за работу. До новых встреч!

 

 

Список литературы:

  1. Спиранская Н. «Пир королей» Павла Филонова [Электронный документ]. URL: www.imaginaire.ru (дата обращения 12.12.2012)

2.   Статьи. Павел Филонов [Электронный документ]. URL:  http://apchinskaya.wordpress.com

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ