Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Жить в мире с собой и другими

 

(игра для учащихся 8-х классов)

Павлова Марина Игоревна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ средняя школа №376

Цели:

•           развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

•           осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;

•           развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе и о других;

•           формирование культуры мира и межличностных отношений.

Условия проведения:

Мероприятие проводится в форме сюжетно-ролевой игры с элементами беседы. Участвуют ученики одного класса. Длительность: 40 минут.

Оборудование: цветные фломастеры или ручки; фотографии ребят размером 10+15, заранее принесенные из дома; клей; листы цветного картона формата А 4; рамка формата А 4.

Содержание мероприятия

1.                На доске написан эпиграф:

Только в этом спасенье,

Спасенье в одном:

Относиться друг к другу

С добром и теплом.

Научиться свободно,

С достоинством жить,

Но при этом к другим

Равнодушным не быть.

Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. В разных культурах понимание толерантности не однозначно и зависит от исторического опыта народа. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарём, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском- «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Отражает ли эпиграф тему нашего занятия?

2.                Погружение в игровую ситуацию.

С начала времен человечество было едино. Это была общность, к которой каждый понимал каждого, потому что все говорили на одном языке. Это была общность, противостоящая «чужим» - враждебным, злобным, непонятным силам природы. «Они», эти силы, были против людей и против Бога. И у человечества по­явилось чувство «мы». «Они» и «мы» противостояли. Но человечество было еще очень юным. Люди переоценили себя. Они решили, что равны по силе Богу. И начали строить в городе Вавилоне огромную башню, чтобы достигнуть неба и доказать свое равенство с Богом. Человечество было еще очень наивным...

Бог наказал человечество: Он смешил языки людей, строящих Вавилонскую башню. И люди перестали понимать друг друга. Они пе­рестали быть единой общностью. И не смогли достроить башню. Разбрелись люди по свету, построили новые города, объединившись по сходству языка и внешности. И решили, что «мы» - это те, кто рядом. А другие люди, не похожие на нас, говорящие на иных языках, - это «они».

Так люди стали делить друг друга на своих и чужих. Своих любили, защищали, считали лучшими на свете и достойными лучшей жизни. Чужим не доверяли, а порой их откровенно боялись или унижали — в зависимости от того, кто был сильнее: «мы» или «они».

Шли веки. Менялись одежды, вкусы и представления о мире. Но люди по-прежнему делили всех на своих и чужих…

Сегодня мы сделаем попытку научиться относиться ко всем, как к «своим»…

3.                Игра «Мы с тобой похожи…» (10 минут).

Учащиеся сидят в кругу. Выбирается один ведущий. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Алиса, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой красивая улыбка (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Алиса выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все учащиеся не окажутся в кругу.

4.                Игра «Мне нравится в тебе…» (10 минут).

Учащиеся делятся пополам и встают в два круга (малый и большой) лицом друг к другу. По команде учителя каждый, стоящий в наружном круге, начинает говорить партнеру напротив во внутреннем то, что ему в нем нравится («Мне нравится в тебе….»). Через 10 секунд (по команде учителя «поменялись») партнер из внутреннего делает то же самое. Через 10 секунд по команде «переход» наружный круг передвигается по часовой стрелке на одного человека. Внутренний круг остается на месте. Партнеры говорят друг другу о том, что им нравится друг в друге. Игра продолжается до тех пор, пока партнеры не вернутся на свои исходные места.

5.                Игра «Я хочу пожелать тебе…» (10 минут).

Игра провидится по аналогии с предыдущей, но вместо слов «Мне нравится в тебе..», учащиеся говорят: «Я хочу пожелать тебе…»

6.                Анализ ролевых игр.

Сейчас приготовьте фотографии, которые вы принесли из дома. Смею предположить, что вы выбрали самые любимые, а значит они понравятся и остальным… Сейчас мы приклеим эти фото в центр листа картона и отправим «в путешествие» по классу. Вспомните все добрые слова, сказанные сегодня друг другу и напишите их вокруг фотографии. Это называется паспарту. После мы вставим ваши паспарту в рамку.

7.                Итог мероприятия.

Итак, сегодня мы с вами встречались, чтобы обсудить вопросы толерантности. Надеюсь, что каждый из вас стал доброжелательней, терпимее, дружелюбнее.

Положительный педагогический опыт:

Анализируя проведенное мероприятие, я прихожу к выводу, что учащимся понравилась как форма, так и его содержание. В процессе работы ребята улыбались, сказали друг другу много приятных, добрых слов, а впоследствии и написали их на паспарту.

Данная деятельность способствует воспитанию толерантности, сплачивает детей, учит их.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ