Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Литературно-музыкальная композиция к 120-летию со дня рождения  С.А.Есенина

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне» 

Дельвер Елена Владиславовна

 Сцена 1. Приезд.

Ведущий: Петроград. Май 1915 года год был слякотным и промозглым. Раннее утро, прохожие торопятся по своим делам.

 Из здания Николаевского вокзала вышел паренёк в овчинном тулупе, высоких сапогах с котомкой за плечами. (Среди прохожих появляется Есенин).

  Ведущий: В его облике ничто не предвещало будущего известного поэта – Сергея Александровича Есенина. Петроград, а потом Ленинград – станет его второй родиной. Она сделает из него поэта, она же и станет свидетелем его гибели. Но это потом, а пока…  

Есенин: Вот она  Северная Пальмира – столица русских поэтов и писателей! Я приехал сюда за своей судьбой и славой.  Но для начала хочу встретиться с Александром Блоком.

(Обращается к прохожим).Вы не знаете, как найти Блока? (Люди удивлённо пожимают плечами).     

Один из прохожих:Вон, видишь, книжный магазин, может там знают адрес? (Есенин уходит за сцену, затем появляется с запиской в руках).

Есенин:Т-а-а-к, адрес е-е-е-сть…А вот и заветный дом, обыкновенный в четыре этажа. Здесь живёт Блок, автор «Стихов о Прекрасной даме» и «Незнакомке». Так может писать только хороший и добрый человек. Почитаю ему свои стихи, а потом… что он скажет так тому и быть. 

 

(Блок сидит за столом, входит Есенин).

Есенин (зрителям):Я волновался необычайно, с меня буквально капал пот, я в первый раз видел живого поэта. (Блок отрывается от бумаг и смотрит на Есенина). Здравствуйте, а я тоже пишу стихи, хочу Вам почитать их. (Достаёт из котомки стихи, завёрнутые в платок). 

- Выткался на озере алый свет зари…

Блок:Представьтесь. Кто Вы? Откуда?

Есенин (робко):Я Есенин Сергей, родился в селе Константиново Рязанской губернии. Воспитывался бабушкой и дедом. Закончил Константиновское училище. Там и начал писать стихи. Мне 19 лет.

Блок: Ну что ж, читайте.

Есенин:

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет  где-то иволга. Схоронясь в дупло,

Только мне не плачется – на душе светло.  

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог. 

Сядем в копны свежие под соседний стог.       

Зацелую допьяну, изомну, как цвет,        

Хмельному от радости пересуду нет.

 И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска весёлая в алостях зари.

 

 Блок: Стихи светлые, голосистые, многословные. (Берёт бумагу, что-то на ней пишет, складывает и отдаёт Есенину). Идите с нею в редакцию журнала, адрес указан. По-моему, ваши стихи можно напечатать.

 Есенин (берёт записку): Так началась моя литературная дорога. С лёгкой блоковской руки!. (Убегает).

 

 

 

Сцена 2. Начало пути

 

Редакция журнала. На сцене за столом сидит редактор, что-то пишет. Входит Есенин с запиской в руках.

 Есенин:Здесь редакция «Ежемесячного журнала литературы, науки и общественной жизни»? (Редактор кивает). Вам записка от Блока (передаёт записку редактору).

Редактор (читает переданную Есениным записку):Направляю Вам крестьянского поэта-самородка. Посмотрите его стихи и сделайте всё возможное. В кармане у него рубль, а в душе богатство.

(Редактор с интересом смотрит на Есенина, который достаёт из котомки стихи, завёрнутые в платок и передаёт их редактору. Тот вынимает их, кладёт на стол, а платок отдаёт Есенину).Я думаю, в следующем номере мы напечатаем хотя бы… три ваших стихотворения. (Вместе с Есениным уходят). 

 Ведущий:Напечатанные стихи произвели фурор. Светский Петроград «соскучился» по крестьянскому быту. Есенина начинают приглашать на всевозможные литературные встречи. Комнату он себе так и не снял, ночевал у новых друзей, которые проявили исключительное гостеприимство.

Сцена 3. Выступления

 

Ведущий:Был какой-то очередной литературный вечер в зале Городской Думы на Невском. (Поэты, писатели прогуливаются по сцене, что-то обсуждают. Каждого появившегося восторженно встречают. Появляется рыжеволосая красавица, модная поэтесса Зинаида Гиппиус).

А это модная поэтесса Зинаида Гиппиус. (Следом входит Есенин в русской рубахе и в валенках. Все взгляды обращены на него).

 Писатель: Вы случайно ни Есенин ли Сергей? Ждём Вас. Почитайте нам что-нибудь. 

Есенин:С удовольствием. (Читает).

 

Гой ты, Русь, моя родная...

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

(Все хлопают. Гиппиус подходит к Есенину, рассматривает его). 

 Гиппиус:Совсем мальчик, тонкий, хрупкий. Светлые глаза смотрят робко, но и без некоторой дерзости.

Читаете превосходно, чудесная улыбка, веет молодостью, здоровьем, очарованием свежести.( В лорнет рассматривает его валенки). Какие у вас  интересные гетры.

Есенин(смущаясь): Это валенки. (Все улыбаются). 

 Гиппиус:Вы вроде «кустарного пастушка» или «сусального поэта». Ваши стихи не имеют непосредственной связи с литературой.

Ведущий:Так за Есениным закрепились красивые и слащавые прозвища «Пастушок», «Лель», «Ангел». Есенин от обиды даже уезжает в своё родное село Константиново. 

Есенин:Я словно вырвался на свежий воздух, на простор родных полей из этих душных Петроградских квартир.

Ведущий:  Но этот восторг ненадолго. Его снова тянет в Петроград, в эти гостиные литературных меценатов.

Ведущий:Ведь знакомство с известными людьми, которые там часто бывают, может пригодиться. Глядишь, понравится кому-нибудь – его и в люди выведут.

Ведущий:Он хочет быть европейцем.

Я иду долиной. На затылке кепи,

В лайковой перчаткесмуглая рука.

Далеко сияют розовые степи, Широко синеет тихая река. 

Я – беспечный парень. Ничего не надо.

Только б слушать песни – сердцем подпевать. 

Только бы струилась лёгкая прохлада,

Только б не сгибалась молодая стать.

Ведущий:Успех, которым пользовался Есенин в светских салонах, был несомненным. И была опасность, как бы не закружилась голова у юного поэта,  и как бы не сделался он салонным певцом.  

Есенин(выходит в обнимку с другом): Да ладно вам!Мой здоровый крестьянский инстинкт самосохранения заставляет меня относиться к успеху настороженно.

 

Сцена 4. Призыв в армию

 

Ведущий: 1916 год. Война в самом разгаре. В конце минувшего года был опубликован царский указ о новом призыве в армию. Подлежал призыву и Сергей Есенин.

Ведущий:Благодаря стараниям друзей, его направляют не в действующую армию, а в Царское Село рядовым санитаром при госпитале.

Ведущий:Есенин ездил с санитарным поездом за ранеными. Иногда его отпускали в Петроград.

Ведущий:Раненым давались концерты. Приезжали артисты. Вместе с ними выступал и Есенин со своими стихами. Однажды на их концерт пришла сама императрица с четырьмя дочерьми.

Есенин:

Не бродить, не мять в кустах багряных 

Лебеды и не искать следа.  

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.    

С алым соком ягоды на коже, 

Нежная, красивая, была 

 На закат ты розовый похожа

Но как снег лучиста и светла.

Пусть порой мне шепчет синий вечер, 

Что была ты песня и мечта.

 Всё ж кто выдумал твой стан и плечи –

К светлой тайне приложил уста….

Не бродить, не мять в кустах багряных    

Лебеды и не искать следа, 

 Со снопом волос твоих овсяных   

Отоснилась ты мне навсегда.

 

Ведущий:После концерта императрица через начальство «пожаловала» поэту золотые часы с царским гербом и цепочкой.

Ведущий: Она его похвалила за красивые, но очень грустные стихи. Есенин ответил, что такова вся Россия – бедная и с плохим климатом. Эти слова не понравились императрице. 

Ведущий: А часы до него так и не дошли.

Есенин:Вышло предписание отправить меня на фронт в действующую армию. По дороге я остановился в Петрограде. В это время происходит февральская революция и я решил остаться в городе.

Я понял, что я – игрушка,

В тылу же купцы и знать, 

И твёрдо простившись с пушками,

 Решил лишь в стихах воевать.

Я бросил мою винтовку,

Купил себе «липу», и вот

 С такою-то подготовкой   

Я встретил семнадцатый год.

 

Сцена 5. Женитьба

 

Ведущий:Он приносит свои стихи в редакцию журнала «Дело народа». За столом сидела девушка-машинистка. Звали её – Зинаида Райх.

Есенин:Так состоялось наше знакомство. Через три месяца нас отправляют вместе в творческую командировку в Вологду.

Райх:До этой поездки отношения наши с Есениным были сдержанные. Мы говорили друг другу «Вы». И вдруг…

Есенин:  Я хочу жениться на Вас!

 Райх: Дайте мне подумать.

Есенин:Я отправил в Петроград телеграмму друзьям: «Вышлите денег, венчаюсь».

Райх:Деньги выслал мой отец, не требуя объяснений. На них мы купили обручальные кольца.

Есенин:На букет невесте денег не было, и я по дороге в церковь нарвал букет полевых цветов.

Райх:В Петроград мы прибыли уже мужем и женой. Мне - 23, ему – 22.

Ведущий:Два человека с очень непохожими характерами начинают совместную жизнь. Не всё идёт гладко.

Райх:Сергей постоянно уходит с друзьями, оставляя меня с двумя детьми.

Ведущий:Он теперь больше похож на изящного джентльмена, чем на крестьянского поэта.

Ведущий:Русские рубашки и сапоги исчезли. На смену им появились костюмы и ботинки.

Ведущий:От всей его фигуры веет уверенностью, и физической силой.

 

Я по первому снегу бреду, 

В сердце  ландыши вспыхнувших сил,  

Вечер синею свечкой звезду 

Над дорогой моей засветил.

 

Я не знаю, то свет или мрак? 

В чаще ветер поёт  иль петух?

Может вместо зимы на полях  

 Это лебеди сели на луг.

 

Сцена 6. Москва

 

Есенин:Моими стихами стали интересоваться московские издательства. Мы переезжаем в Москву. Начинается новый этап моей жизни. На каждое стихотворение потоки похвал и ругательств.

 Райх: Сергей работает как никогда. Появляются новые друзья, которые уводят его из дома, постоянно повторяя, что поэт не должен быть женат. Они называют себя имажинистами.

Имажинисты:Мы выкидываем из поэзии звучность описания, прекрасные и точные мысли, душевные переживания.

- Единственным материалом для поэзии является образ.

- Стихотворение – это толпа образов, слово вверх ногами – вот самое естественное положение слова.

- А национальная поэзия – абсурд.

 Райх (Есенину): Все твои стихи противоречат имажинизму, с чёткими образами, певучие и лёгкие. Тебя затащили в имажинизм. Своим талантом ты скрашиваешь их бездарность.

 Есенин (оправдываясь): Это просто жажда новых впечатлений. Как будто бы я высадился на экзотический остров. Всё разжигает моё любопытство. Я всё спешу попробовать.(Зрителям). Я устал от её нападок, она всё время чем-то недовольна.

 Ведущий: И Есенин расстаётся с Зинаидой Райх, полностью предаваясь своим новым друзьям.

Вы помните, 

Вы всё, конечно, помните, 

Как я стоял,

Приблизившись к стене

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили: 

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься, 

А мой удел -  

Катиться дальше, вниз.Любимая!

Меня вы не любили.

 Не знали вы, что в сонмище людском 

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,

 Что я в сплошном дыму,

  В разворачённом бурей быте

 С того и мучаюсь, что не пойму –

Куда несёт нас рок событий.

 

 

 

Сцена 7. Роковая встреча

 

Ведущий:Осень 1921 года. Есенин приглашён на очередную шумную и весёлую вечеринку. Он знал, что на ней будет нашумевшая в Европе танцовщица Айседора Дункан. О её танцах ходили легенды. Они были самобытны и оригинальны. Она танцевала босиком, за что и получила прозвище - «босоножка». (Айседора танцует, друзья вместе с Есениным наблюдают. После танца она подходит к Есенину и вовлекает его в танец).

Ведущий:Они были очарованы друг другом с первой минуты. На тот момент ей было 43, а ему – 25. С того вчера они не расстаются. Она танцует, он читает ей свои стихи, многое из которых она не понимает.

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.   

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться, 

Сердце тронутое холодком, 

И страна берёзового ситца 

Не заманит шляться босиком.

Я теперь скупее стал в желаньях,

 Жизнь моя? Иль ты приснилвсь мне? 

Словно я весенней гулкой ранью        

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны, 

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Будь же ты во век благославенно,

Что пришло процвесть и умереть.

 

Ведущий:Это был необыкновенный союз, построенный на всплесках эмоций – они постоянно ругались, мирились, потом опять ругались и опять мирились.

Ведущий:Все наблюдали – сколько же это может продолжаться?

Есенин(Дункан): Нам нужна смена обстановки. Здесь в России все наблюдают за нами. 

 Дункан: Хорошо, летим в Германию, в Кенигсберг.

 Есенин: Но ведь это целых 11 часов. Как я выдержу?

Дункан(зрителям): Серёжа волновался словно ребёнок. Я приготовила с собой корзину с лимонами, чтобы жевать, когда укачивает. Но забыла её.

 Есенин: По прибытии в Кенигсберг, мы отправились поездом в Берлин. Публика, в основном русские эмигранты. Устроили нам бурную встречу на вокзале. Начались постоянные выступления: Айседора танцует – я читаю стихи:

Пой же, пой. На проклятой гитаре

Пляшут пальцы твои в полукруг.

Захлебнуться бы в этом угаре,

Мой последний, единственный друг.

Я не знал, что любовь – зараза,

Я не знал, что любовь чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума.

Ах, постой. Я её не ругаю,

Ах, постой. Я её не кляну,

 Дай тебе про себя я сыграю

 Под басовую эту струну.

 

 

Есенин:В Берлине, в одном из издательств я встретился с Горьким. Он попросил меня почитать стихи. Я читал и читал не один час. (Дункан сидит, скучает).

 Горький:Вы не устали читать?

Есенин:Я устаю обычно от друзей и женщин, а от стихов – никогда. В любом месте, в любом настроении, по первой просьбе, я буду читать стихи. Они для меня как кислород.

 Дункан (наблюдая за ними, зрителям): Мне уже 45. Я еще не дурна собой, но на фоне Сергея, с его молодостью и задором, я чувствую себя неуютно.

 Есенин(зрителям): Она истеричка, ревнует меня ко всему, не отпускает от себя ни на шаг. Я не выдерживаю, сбегаю.

Ведущий:Но она, объехав все отели и гостиницы, находит его и увозит в Париж, затем в Рим и, наконец, в Америку. Как будто бы перемена мест может спасти их союз.

 

Я обманывать себя не стану,

Залегла забота в сердце мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном?

 Отчего прослыл я скандалистом?

Я московский озорной гуляка.

 По всему тверскому околотку

 В переулках каждая собака

Знает мою лёгкую походку.

Я хожу в цилиндре не для женщин –

 В глупой страсти сердце жить не в силе - 

В нём удобней, грусть свою уменьшив, Золото овса давать кобыле.

Средь людей я дружбы не имею,

Я иному покорился царству.

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать свой лучший галстук.

И теперь уж я болеть не стану.

 Прояснилась омуть в сердце мглистом.  

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.

 

 

Сцена 8. Возвращение на родину

 

Есенин:Тоска по родине становится нестерпимой. Зачем я уехал из России? Россия! Какое хорошее слово… и «роса» и «сила» и «синее» что-то.

Ведущий:По прибытии из-за границы, Есенин  встречается с друзьями. Для выступления они подготовили для него помещение Политехнического музея, в котором выступали все известные поэты того времени.

Ведущий:Кроме чтения стихов были запланированы «впечатления о литературе, театре и живописи в Америке и Европе». Но стоило Есенину появиться на сцене, как зал стал скандировать: «Стихи, стихи, стихи!».

 Есенин:

Мне осталась одна забава:

   Пальцы в рот – и весёлый свист.   

Прокатилась дурная слава,  

 Что похабник я и скандалист.

Ах! Какая смешная потеря! 

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога  верил.

Горько мне, что не верю теперь.       

Золотые далёкие дали!

Всё сметает житейская мреть.

 И похабничал я и скандалил 

Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта – ласкать и карябать,         

Роковая на нём печать.

 

Розу белую с чёрной жабой 

Я хотел на земле повенчать

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились -          

Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути.

Отправляясь с ней в край иной.

Я хочу при последней минуте            

Попросить тех, кто будет со мной. –

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

 За неверие в благодать 

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Ведущий:Публика замерла. Перед нею был совершенно новый неожиданный Есенин. Аплодисменты захлестнули зал. Он читал одно стихотворение за другим, а публика всё не отпускала. Вечер закончился глубокой ночью, когда охрипшего Есенина вынесли на руках из зала.

Есенин:По возвращении на родину я живу в квартире Галины Бениславской. Она предложила мне свой кров, когда я появился у них в издательстве. Она меня всегда ждёт, заботится обо мне как о муже. Получается какая-то двусмысленность положения. В моей душе ничего нет похожего на любовь, а так хочется чего-то высокого, чистого, постоянного. Это высокое почудилось мне в актрисе Камерного театра Августе Миклашевской. (Появляется Миклашевская, наблюдает как Есенин что-то пишет).

 Миклашевская( вырывая листок со стихами у Есенина, читает):

По смешному я сердцем влип,

Я по глупому мысли занял.

Твой иконный и строгий лик 

По часовням висел в рязалях.

Я на эти иконы плевал 

Чтил я грубость и крик в повесе.

А теперь вдруг растут слова

Самых нежных и кротких песен.

(Миклашевская подходит к Есенину, целует его в щёку. Они беруться за руки и уходят).   Ведущий: Есенин соединяет в своей поэзии образ матери и образ любимой бабушки. Его матери пятьдесят лет, и она ещё крепкая, без морщин крестьянка. Бабушка же, которая его воспитала, уже умерла. 

Ведущий:

Ты жива ещё, моя старушка?                               

  Жив и я. Привет тебе, привет!                           

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,                       

Загрустила шибко обо мне,                                   

Что ты часто ходишь на дорогу                                           

В старомодном ветхом шушуне.         

 

И тебе в вечернем синем мраке                       

Часто видится одно и то ж:                                 

Будто кто-то мне в кабацкой драке 

Саданул под сердце  финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

 Не такой уж горький я пропойца, 

Чтоб, тебя не видя, умереть.

 

Ведущий: Роман с актрисой Миклашевской был недолог. Вскоре в его жизни появляется внучка писателя Льва Николаевича Толстого Софья Толстая. 

Толстая:Мы познакомились с Есениным на квартире моей подруги Гали Бениславской, Засиделись мы допоздна. Я болтала с Галей, а Есенин наблюдал за нами. От его взгляда я чувствовала себя радостно и легко. Когда я собралась уходить, Сергей вызвался меня провожать. Мы вышли на улицу и долго бродили по ночной Москве. Через несколько месяцев я вышла за него замуж.

Есенин:Семейная жизнь требует денег, а их нет. Поэтому надо писать и писать и издавать как можно больше. Пытаюсь договориться с Госиздатом о выходе собрания сочинений моих стихов и поэм. Тогда денежный вопрос был бы решён. За вдохновением еду опять в Константиново. Но вдруг здесь я впервые почувствовал себя чужим.

Толстая:Приехал нервный, взвинченный. Таким я его еще не видела. Но потом закипела работа над собранием сочинений. Обещают гонорар в 10 тысяч рублей. Помогаю ему разбирать рукописи. Иногда он всё бросает, и садиться писать новые стихи. Самое страшное, что в его стихах появляются строки о смерти. (Берёт со стола лист, читает). «Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть! На свете мало, говорят, мне остаётся жить…».

Есенин(вырывает листок у Толстой, кладёт на стол к другим листам): Не смей трогать, тут всё разложено по порядку.

Толстая:Серёжа, тебе надо подлечиться. У тебя сдают нервы.

 

Сцена 9. Последняя поездка в Ленинград. «Англетер».

 

 Есенин:Я лег в клинику, но через несколько дней сбежал и отправился в Ленинград.

Ведущий:Он остановился в гостинице «Аглетер». Решив пожить некоторое время.

Ведущий: Это некоторое время ограничилось всего четырьмя днями.

 Есенин: Мои друзья находят меня и здесь. Пока они пьют чай из самовара в моём номере, я читаю им стихи из последней поэмы «Чёрный человек». Они видят в ней много мистики. Ничего удивительного, что поэму никто не берётся печатать.

 Ведущий: Во всём его облике и поведении проскальзывало какое-то странное беспокойство.  И вот наступает роковой день – 27 декабря 1925 года.

Ведущий:Утром он хочет принять ванну, но из колонки вместо воды пошёл пар. Есенин на это сказал управляющему: «Взорвать вы меня хотите что ли. В вашей гостинице даже чернил нет, и я пишу кровью».

Ведущий:При этом он показывает порезанную руку. К нему приехал кто-то из друзей, и Есенин сунул ему в карман стихотворение, последнее своё стихотворение, написанное кровью.

Есенин (другу): Прочтёшь, когда останешься один. Не к спеху ведь! 

Друг:Состояние Есенина было каким-то странно-изменчивым, что-то тревожное висело в воздухе. Если бы я остался с ним тогда! Но мне нужно было ехать по делам. И только утром, на следующий день я вспомнил о записке. (Достаёт, читает):

До свиданья, друг мой, до свиданья,                           Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье                          

Обещает встречу впереди.

 

До свиданья, друг мой, без руки и слова,   

Не грусти и не печаль бровей, -                                   

  В этой жизни умирать не ново,                            

  Но и жить, конечно, не новей.

Друг:Чувствуя, что-то неладное, забыв о делах, я мчусь в гостиницу. Вместе с управляющим долго стучимся в номер. Пришлось открывать дверь запасным ключом. Вошли в комнату и увидели уже бездыханное тело поэта. 

Ведущий:На другой день, 29 декабря 1925 года состоялась гражданская панихида в Ленинградском отделении Союза писателей. Захоронен Сергей Александрович Есенин в Москве на Ваганьковском кладбище. Ему было всего 30 лет.

         

Использованная литература:

1.Есенин с. Собрание сочинений. В 3-х т./Под общ.ред. Е.А.Есениной, А.А.Есениной, С.А.Васильева и др. – М: Правда, 1970; 

2.Куняев Ст.Ю.,Куняев С.С. Сергей Есенин. – М.: Мол.гвардия, 1995. – 571с.: ил. – (Жизнь замечат. людей. Сер.биогр.; Вып 727);

 3.Дитц В.Ф. Есенин в Петрограде – Ленинграде. – Л.: Лениздат, 1990. – 269с.: ил. – (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петрограде-Лениграде);

4.Башков В.П. В старинном селе над Окой: Путешествие на родину Сергея Есенина: Кн. Для уч-ся ст.классов. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.:ил.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ