Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности обучения взрослых инвалидов в центре социальной реабилитации

 
Бурдина И.В., кандидат педагогических наук,
заведующий отделением дополнительного образования
Казакевич Е.П., инструктор по труду
СПб ГБУСОН «Центр социальной реабилитации
инвалидов и детей-инвалидов
Невского района Санкт-Петербурга»
Санкт-Петербург, Россия
 
Количество людей с ограниченными возможностями отмечается во всём мире и в нашей стране постоянно растёт, поэтому проблема воспитания, образования и социализации инвалидов стоит так остро.
Для решения этой проблемы была разработана концепция комплексной реабилитации инвалидов как системы государственных мероприятий социального, медицинского, психологического, социально-экономического характера, направленных на восстановление или сохранение здоровья и возвращение лиц с ограничениями жизнедеятельности в общество и к общественно полезному труду. Принцип комплексного подхода в организации реабилитации инвалидов в течение восьми лет успешно реализуется в практической деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района Санкт-Петербурга». В составе центра работает отделение профессиональной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста и профессиональной ориентации детей инвалидов. Деятельность отделения направлена на реализацию комплекса мер по восстановлению утраченных трудовых навыков и приобретение новых, что повышает конкурентоспособность инвалидов на рынке труда. 
Одним из важнейших направлений поддержки инвалидов является дополнительное образование, оно способствует формированию и развитию творческих способностей взрослых людей, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, в организации свободного времени, может помочь в адаптации к состоянию инвалидности; включению в социально-общественную деятельность и др..
Для решения этих задач в «Центре социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района» была создана студия «Домашний парикмахер».
Для работы студии была написана программа «Домашний парикмахер». Анализируя литературу по теме программы, мы обнаружили, что вопросы теории образования взрослых инвалидов недостаточно разработаны, в специальной литературе уделяется мало внимания организационно-педагогическим условиям реализации дополнительного образования в практике реабилитации. Несмотря на эти сложности мы стараемся, чтобы реализация программы и вся наша деятельность в сфере образования взрослых инвалидов строились на научной базе, с учётом особенностей обучающегося (отличительные признаки взрослого обучающегося; отличительные признаки взрослого обучающегося с проблемами здоровьем).
            Содержание программы студии «Домашний парикмахер» основано на том, что общей задачей обучения взрослых инвалидов является формирование у инвалида установки на преодоление разобщенности с социумом с помощью образования, понимание компенсаторной роли успешного обучения, позволяющего внести свой вклад как в жизнь социума, так и в жизнь конкретного инвалида.
Обучение взрослых инвалидов построено на следующих принципах:
Занимаясь обучением взрослых инвалидов мы учитывали, что привычные дидактические принципы приобретают новый смысл:  реализация известных принципов доступности и посильности обучения по отношению к взрослым с ограничениями жизнедеятельности требует соответствующего оборудования (приспособления для передвижения, специальные инструменты и др.); точности выбора физиологически и психологически целесообразного объема содержания, темпа и временного режима работы с ним; подачи материала в таком виде, который  обеспечивал бы его адекватное восприятие.
Образования взрослых инвалидов в реабилитационном центре выполняет следующие функции:
В реальной практике все эти функции тесно переплетаются.
Реализуя любую дополнительную общеразвивающую программу, педагог решает главную задачу – оказать инвалиду необходимую помощь в преодолении трудностей:
Занимаясь с получателями социальных услуг в течение пяти лет по программе студии «Домашний парикмахер», мы пришли к выводу, что обучение будет успешным, если: Многолетний опыт работы со взрослыми инвалидами показал, что образование в жизни взрослых инвалидов может иметь разную целевую направленность (повышение существующего образовательного ценза; профессиональная подготовка; реализация творческого потенциала, интеллектуальное развитие и т.д.) но реабилитационный потенциал образования очевиден.