Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование орфографических умений в начальной школе.
Виды орфографических упражнений, назначение и методика их проведения

 
Исакова Полина Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 501
«Писать грамотно требует социальная порядочность» Л.В. Щерба
В современном обществе возрастают требования к уровню владения всеми членами общества как устной, так и письменной формами речи. Как известно, наибольшие сложности вызывает общение в письменной форме. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык.
Большой вклад в разработку научных основ обучения младших школьников орфографии внесли Н.Н. Алгазина, М.Р. Львов,  А.М. Пешковский, М.М. Разумовская, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, М.В. Ушаков, и др.
В начальной школе, как и в основной, формируются следующие виды орфографических умений:
  • умение обнаружить орфограмму
  • умение различать (дифференцировать) орфограммы и соотносить их с соответствующим правилом;
  • умение применять правило (правильно применять алгоритм решения орфографической задачи);
  • умение контролировать себя в процессе и после написания слов с орфограммами (осуществлять орфографический самоконтроль).
Орфографические умения опираются на следующие виды орфографической памяти:
  • слуховой,
  • зрительный,
  • речедвигательный – послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи,
  • моторный – многократная запись учениками одних и тех же слов.
Практика подтверждает, что при формировании орфографических умений необходимо одновременно опираться на все виды орфографической памяти.
Традиционно в методике выделяют следующие группы орфографических упражнений:
  • грамматико-орфографический разбор,
  • списывание,
  • диктанты,
  • лексико-орфографические упражнения,
  • изложения.
В школьной практике орфографические упражнения одновременно характеризуются с двух сторон:
  • По форме выполнения: является ли упражнение списывание, диктантом или творческой работой,
  • По характеру решаемой задачи: орфографическое упражнение или упражнение комплексного типа.
Списывание - это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого (в момент записи) слова, предложения, текста.
Списывание опирается в первую очередь на зрительный и моторный виды орфографической памяти, а также на речедвигательный. Учитывая, что существенную роль в формировании правописных умений играет проговаривание во внутренней речи в момент письма, приучаю к обязательному послоговому проговариванию записываемого, так как это развивает самоконтроль.
Списывание как упражнение существует в двух формах:
  • без пропуска орфограмм (неосложнённое списывание), которое формирует умение находить слова с изученными орфограммами на письме, а также умение устно и графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • и с пропуском орфограмм (осложнённое списывание), которое направлено на формирование умений верно писать слова с изученными орфограммами, обосновывать условия выбора орфограмм устно и графически.
С учётом заданий типа – выписать из данных слов, словосочетаний, предложений слова только с данной орфограммой; выписать в один столбик слова с одной орфограммой, в следующий – с другой и т.п. – можно выделить неосложнённое выборочное списывание и осложнённое выборочное списывание, которые учат школьников выбору той или иной орфограммы из ряда изученных и предполагают, что решение орфографической задачи требует от учеников осуществления более сложных мыслительных действий.
Диктант - вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Диктант опирается на все четыре вида орфографической памяти, но ведущими являются слуховой и речедвигательный виды.
Обучающие диктанты имеют две формы подготовки: зрительную (или зрительно-словесную) и словесную (словесно-слуховую).
  • Словесная (словесно-слуховая) подготовка заключается в обосновании условий выбора орфограмм, она может проходить до записи диктуемого (предупредительный диктант), во время записи (комментированный) и после записи (объяснительный). То есть с учётом формы подготовки можно выделить следующие подвиды диктантов:
  • диктант без изменений (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный);
  • диктант с изменением формы (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный);
  • выборочный диктант (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный).
Предупредительный диктант. Ценность этого диктанта в том, что ошибки предупреждаются до записи.
Выборочный диктант. Его цель – отработать правописание слов на изучаемые в данный момент орфографические правила. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определённой орфограммой.
Зрительный диктант. Текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Объясняются орфограммы, вспоминаются правила
Объяснительный диктант. Текст пишется без предварительного  объяснения и разбора орфограмм. Объяснение написания проводится после записи.         
При написании каждого из названных видов диктантов формируются три первые  орфографические умения, однако любое упражнение заканчивается заданием открыть книгу и проверить себя, что  предусматривает развитие четвёртого орфографического умения – находить и исправлять свои ошибки.
Список использованной литературы:
  • Артеменкова Н.Н. //Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе. http://nsportal.ru
  • Савельева Л.В. Условия формирования орфографических знаний и умений в начальной школе //Развивающее языковое образование в современной начальной школе: пособие для студ. Факультетов нач. образования и учителей нач. классов/Т.Г.Рамзаева, Л.В.Савельева, Е.А.Гогун,и др.;под науч. Ред. Т.Г.Рамзаевой. – СПб.:Специальная Литература,2009
  • Савельева Л.В. Потенциал овладения младшими школьниками орфографией и профессиональная готовность учителей к его реализации в обучении //Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов современной школы: сборник научных статей по итогам научно-практической конференции. – СПб.: Сага, 2007
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ