Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Программа «Школа 21 века»

Текст. Связь абзацев в тексте

Золотова Анастасия Олеговна,
ГБОУ лицей №623 им.И.П.Павлова
Санкт-Петербурга


   ЦЕЛИ:  

  1. Учить находить средства связи абзацев в тексте.
  2. Формировать умение использовать средства связи в речи.
  3. Развивать речь учащихся.

 
 
 
ХОД УРОКА
Дети разделены на разноуровневые группы.
1 группа: низкий            
2 группа: средний      
3 группа: высокий    
4 группа: высокий
5 группа: высокий
 
 
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
 
Сегодня на уроке будем продолжать учиться находить средства связи абзацев в тексте и учиться использовать их при написании своего текста.
 
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕКСТОМ
 
Под музыку 2 учащихся читают текст с элементами драматизации.
 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ И ТЕМЫ ТЕКСТА
 
Работа в группах. У 1 группы « карточка-помощница»
Определите главную мысль текста.
Определите тему текста.
Главная мысль: Увядание природы осенью и возрождение весной.
Тема: Осеннее настроение.
 
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА
 
Работа в группах.
Составим план текста.
Сколько в нем будет частей.  Не забудьте: если план текста составлен правильно, то сам план может стать маленьким текстом.
Прочитайте 1 абзац.
О чем он?
Озаглавьте первый пункт плана.
Аналогично работаем со 2 и 3 абзацами.
 
Фронтальная работа.
После того как работа в группах будет закончена, для сравнения и редактирования  детям предлагается  деформированный план на слайде.
ПЛАН

  1. Захотелось листу улететь в далекие теплые края.
  2. Подумала осина, что жизнь на Земле исчезает.
  3. Лист знал, что скоро заснет и проснется.

 
Дети исправляют ошибки.
Показ на слайде верного варианта плана.
ПЛАН

  1. Захотелось листу улететь в далекие теплые края.
  2. Подумал лист, что жизнь на Земле исчезает.
  3. Осина знала, что скоро заснет и проснется весной.

 
ПОИСК СРЕДСТВ СВЯЗИ АБЗАЦЕВ В ТЕКСТЕ
Фронтальная работа.
Как связаны абзацы в тексте?    (по смыслу, по теме)
Найдите в начале 2 и 3 абзацев слова, которые связывают абзацы между собой.   (но нет, же)
Какие слова внутри каждой части служат для связи абзацев?     ( ветер, лист, он…)
Согласны ли вы с тем, что для связи абзацев служат слова-синонимы и местоимения, заменяющие имена существительные?
Приведите примеры из данного текста.     ( лист - он, осина- она…)
 
ПОИСК ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Групповая работа.
А сейчас задание для групп.
 
Задание для 1 группы:
Выпишите слова и словосочетания, которые описывают птиц.
 
Задание для 2 группы:
Выпишите слова и словосочетания, которые описывают муравьев и их дом.
 
 
Задание для 3 группы:
Выпишите слова и словосочетания только из первого абзаца. которые передают осеннее настроение.
 
 
Задание для 4 группы:
Выпишите слова и словосочетания из второго абзаца, которые передают осеннее настроение.
 
 
Задание для 5 группы: аналогичная работа с 3 абзацем.
 
 
 
 
ПРОВЕРКА И ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
 
Описание птиц. 1 группа.

 
Описание муравьев и их дома, 2 группа.

 
Осеннее настроение. 1 абзац.3 группа.

 
 
Осеннее настроение. 2 абзац. 4 группа.

 
Осеннее настроение. 3 абзац. 5 группа.

 
Фронтальная работа.
Заметили ли вы изменение настроения в 3 абзаце?
Чье это настроение?
 Какое настроение у осины? ( спокойное, умиротворенное, уверенное, тихое…)
Жизнь не исчезает. Она затихает.
Какое настроение у листа?  (пессимистическое, обреченное, печальное, удрученное, он несчастен…)
 
Автор говорит нам о том, что осеннее настроение может быть разным: не только грустным, но умиротворенным, спокойным, осина живет надеждой)
Какой заголовок бы более точно передал бы эту мысль?    (Осеннее настроение)
 
Обратите внимание, как автор вдумчиво и тщательно выбирал слова. Ведь мы смогли ярко и образно представить себе все то, что мы прочитали.
 
А теперь прочитайте последнее предложение 1 абзаца.
Готовит ли оно читателя к тому, о чем пойдет речь во 2 абзаце?
Может ли это предложение стать началом другой истории?
 
Подсказка на магнитной доске: можно начать с этих слов:
Вдруг
Когда
Тут
И вот
После этого
Заслушать несколько вариантов истории.
 
Прочитайте последнее предложение 2 абзаца.
Можно ли иначе продолжить текст после 2 абзаца?
 
Заслушать несколько вариантов.
 
А теперь выберите после какого абзаца вы будете придумывать и записывать свое продолжение истории. Возьмите этот лист.
 
Помните о том, что ваше продолжение должно быть связано с предыдущим абзацем   
Как? ( по смыслу, по теме, с использованием других средств связи- синонимов, местоимений)
 
Если успеваем, зачитываем готовые истории.
 
Кто не успел, может дописать дома.
Если встретиться трудная орфограмма или возникнет вопрос с постановкой знаков препинания, как выйдете из положения?   (словарь, помощь взрослых)
 
ИТОГ
 
Над чем сегодня мы наблюдали? (над средствами связи абзацев в тексте)
Чему учились? (использовать средства связи при написании своего текста)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
 
КАРТОЧКА- ПОМОЩНИЦА
Главная мысль текста
( что главное хотел сказать автор)
 
ВЫБЕРИ:

 
Тема текста
( о чем текст)
 
ВЫБЕРИ:

 
 
 
 
 
Как составить план текста

О чем он? Подбери заголовок. Запиши.

     О чем он? Подбери заголовок. Запиши.

 
ПОМНИ: если план текста составлен правильно, то сам план может стать маленьким текстом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
 

 

 
 
 
     Осиновый лист, покрасневший словно бы от ночных холодов, долго дрожал на ветру. Но вот новый набежавший порыв сорвал его, и он полетел высоко-высоко, прямо к журавлиной стае, которая четким клином тянула к югу. И захотелось листу, чтобы какая-нибудь из этих курлыкающих птиц подхватила его клювом и понесла в далекие теплые края.
     Но нет, ветер внезапно исчез, и лист, кружась, стал опускаться. Он пролетел мимо ели, у которой на нижних сучках висели подсыхающие грибы, нанизанные белкой, и лег рядом с муравейником. Этот дом всегда бегающих туда-сюда крошечных существ казался вымершим. Ни один муравей не пожелал взглянуть на красный упавший лист. Все кончено, подумалось ему. Жизнь на Земле исчезает…
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 

 

 
 
 
     Осиновый лист, покрасневший словно бы от ночных холодов, долго дрожал на ветру. Но вот новый набежавший порыв сорвал его, и он полетел высоко-высоко, прямо к журавлиной стае, которая четким клином тянула к югу. И захотелось листу, чтобы какая-нибудь из этих курлыкающих птиц подхватила его клювом и понесла в далекие теплые края.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------