Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Обозначение мягкости согласных звуков на письме
Двуреченская Алэся Станиславовна

Цель урока: вычленить среди букв те, которые обозначают мягкость согласных звуков.
Задачи:
 Образовательные:

  1. Открыть новые знания: вычленить среди букв только те, которые обозначают мягкость согласного звука на письме.
  2. Формировать навык грамотного письма.

Развивающие:

  1. Развитие речи, умения осуществлять самоконтроль и самооценку,  внимания, мышления и памяти.
  2. Развитие фонематического анализа.
  3. Развитие  коммуникативных навыков общения.

  Воспитательные:

  1. Прививать интерес к изучению русского языка.
  2. Воспитывать нравственные качества.

Оборудование: экран, проектор.
 
Медиапродукт: презентация.
                                           
Ход урока:

 

Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания  
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
 
-Здравствуйте. Улыбнитесь друг другу и давайте с хорошим настроением начнём урок. Подарите мне свои улыбки.
-Спасибо  они располагают к приятному общению, создают хороший настрой.
-Дети улыбаются.    
Актуализация знаний учащихся.
 
 
1.Чистописание.
 
На доске записаны  строчные  письменные буквы:
и е ю  м я ё.
-Ребята, прочитайте буквы на доске. Найдите «лишнюю» букву и обоснуйте свой ответ.
 
Пропишем эту букву в соединении с данными буквами, так чтобы образовались слияния.
 
 
 
2. Работа над новым материалом:
- Почемучка приготовил для нас вопрос. Давайте прочитаем его в учебнике на странице 79.
-На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить.
 
 
 
 
-Назовите, что изображено на картинках.
 
-Что общего у этих слов?
 
 
 
-Верно. А какие буквы обозначают этот звук на письме?
 
 
 
 
 
-Какую же букву мы напишем в этих словах?
 
 
 
 
 
 
 
-Мы разделились на несколько групп. Давайте разберёмся кто прав.
 
 
-Давайте проанализируем в слове ключ, какой согласный мы слышим перед звуком [у]?
 
-Верно! А в слове лук, какой согласный звук мы слышим перед звуком [у]?
 
 
 
 
 
 
 
 
-Молодцы! Давайте сделаем вывод, какие буквы мы напишем в этих словах.
 
 
 
 
 
 
 
- Молодцы! Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните буквы, которые мы вставили.
 
.
 

 
 
 
 
 
 
 
«Лишняя» буква м, так как  она обозначает согласный звук  [м].
 
 
Один человек пишет за доской. Остальные учащиеся работают в тетради.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Они состоят из одного слога и в них мы слышим гласный звук [у].
 
Буквы ю и у.
 
 
 
Дети предлагают разные варианты:
в обоих словах написать букву у;
в обоих словах написать букву ю;
в слове ключ –ю, лук - у.
 
 
 
 
 
 
 
Мы слышим согласный звук [л]. Он непарный звонкий и парный мягкий.
 
-Мы слышим звук  [л]. Он непарный звонкий  и парный твёрдый.
 
 
-В слове ключ мы напишем букву ю, так как после согласной она обозначает мягкость согласного и звук  [у].
 
 
-В слове лук мы напишем букву у, так как она не обозначает мягкость согласного.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В тетради:
ми ме мю мя мё
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слайд 1
 
 
 
 
Слайд 2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слайд 3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слайд 4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В тетради:
ключ лук
 

 
 
 
3. Физминутка.
 
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.

 
 
 
4. Работа над                    формулировкой правила.
- Давайте выясним , какие ещё буквы могут обозначать мягкость согласных. Для этого проанализируем пары слов:
 
На доске открывается запись:
м…й     н…с     м…р     д…м
м…ч    н…с     м…тр   д…во
 
 
 
 
 
 
 
 
Давайте сделаем вывод.
 
 
 
 
- Молодцы! Что общего у всех этих букв?
 
-Верно. Давайте  разберём еще слова:
 
- Сравните последние звуки в этих словах.
 
 
 
 
-После этих звуков мы не слышим гласных, как же на письме показать мягкость согласных звуков на конце слова?
 
- В чём особенность этой буквы?
 
 
- Какой вывод мы сделали сегодня на уроке?
 
- Мы ответили на вопрос Почемучки?
 
- Значит, мы блестяще справились.
 
5. Закрепление материала:
-Теперь, давайте, применим наши знания на практике. Из слов, данных на доске выберите слова, без твёрдых согласных звуков.
горд           друг        Юля любить      девять   сорока
зелёный     мороз       меч
Лидия    победить     рука
сеть       мяч             фазан
 
-Давайте сверим свою работу с образцом.
 
 
6. Итог урока:
-Давайте, повторим, какое обобщение мы сделали сегодня на уроке?
 - Какое задание показалось наиболее трудным?
 - Какое особенно интересным?
- Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились и помогли  Почемучке.
 
7. Домашнее задание: запишите 10 слов без мягких согласных звуков.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В слове май мы слышим твердый согласный [м] и за ним гласный звук [а], значит напишем букву а.
В слове мяч мы слышим согласный звук [м], он мягкий и за ним гласный звук [а], значит мы напишем букву я.
 
 
 
-Буквы ю я ё е и на письме обозначают мягкость согласных звуков.
 
 
-Они обозначают гласные звуки.
 
 
 
 
-В слове сом на конце слышим твёрдый согласный звук [м].
В слове семь слышим мягкий согласный звук [м].
 
-Буквой ь.
 
 
 
 
-Она не обозначает звуков, но служит для обозначения мягкости согласных.
 
-Буквы ю я ё е и ь обозначают мягкость согласных звуков.
 
-Да!
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети выходят к доске и по очереди анализируют слова, подчёркивают. Более сильные ученики получают возможность работать самостоятельно в етрадях.
 
 
 
 
 
 
 
Буквы ю ё е я и ь обозначают мягкость согласных звуков.
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слайд 5
(по щелчку появляются буквы)
 
 
 
 
 
Слайд 6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слайд 7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сайд 8
 
 
 
 
 
 

 
 
           

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    

 


You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ