Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок по развитию речи в 4 классе

Сочинение «Прогулка по парку поздней осенью»

Столярова Вера Витальевна,
учитель начальных классов 
ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга

 
Сочинение по наблюдениям
«Прогулка по парку поздней осенью»
Предмет: русский язык
Класс: 4
УМК «Школа России»
Цели:
-развитие умения собирать материал путём наблюдений;
-формирование умения намечать подтемы своего сочинения;
-совершенствование умения использовать прилагательные в речи.
I. Введение в тему сочинения. (Беседа)
«Унылая пора, очей очарованье!»  А.С. Пушкин.             
-Какая представляется картина? (Оранжевые клёны, жёлтые осинки и берёзки, багряная рябина)                                                                                  Слайды №2-6.
-Вспомните картину природы, которую мы видели на прогулке. (Голые деревья, пасмурно, серые краски) Слайды №7-9.
-И всё же нам эта природа понравилась. Чем? (Яркие кустарники, деревья, необычный пруд, пёстрые дорожки)  Слайды №10-14
-Сегодня в сочинении какую главную мысль вам хотелось бы раскрыть при описании парка? (Любое время года по-своему красиво)
-Как мы готовились к написанию сочинения? (Ходили в парк, рассматривали кустарники, деревья, описывали увиденное, рисовали) Слайд №15
-Какой из данных заголовков точно передаёт тему нашего сочинения? Почему? (Слайд №16)
-Запишите тему сочинения.           Слайд №17
II. Обсуждение вариантов вводной части текста.
- Вы знаете, что в любом тексте должно быть три части. Перечислите их и объясните значение каждой части. (Вводная часть – вводит читателя в тему. Основная – передаёт  основное содержание текста. Заключительная  - делает текст законченным) Слайд18
- Мы записываем наблюдения по намеченному плану. Сколько там пунктов? (7) Слайд 19
-  Нам нужно определить в какой части текста будут описаны наши наблюдения. Это вопрос урока. Прочитайте задание № 3 в тетради на  печатной основе. Как строятся части текста? Каким предложением можно начать вводную часть? Вам поможет фото и записи в тетради на печатной основе.  ( Поздней осенью наш класс пошел на прогулку в парк) Слайд 20
- Ещё как можно сказать, используя план наблюдения? (День был пасмурный и прохладный. Я с классом отправился гулять в парк)
- Для вводной части достаточно одного-двух предложений. Варианты записи вводной части останутся на слайде. Слайд 21
III. Работа с основной частью.
- В составлении первого предложения основной части вам помогут записи наблюдений и фото.
Слайд 22
- Какое чувство вы испытали войдя в парк? Вспомните и составьте первое предложение. (Я вошел  в парк и огорчился. Войдя в парк я удивился.)  Первое предложение основной части останется на слайде. Слайд 23
- О чем дальше нужно написать в этой части? (Объяснить свое чувство)  Составьте предложение которое объяснит ваше чувство. (Деревья стояли голые.  ... (варианты ответов детей)) Слайд 24
- Что вы увидели ещё? Как об этом сказать? Что еще вас удивило? (Листва лежала на  зеленой траве и дорожках, напоминая разноцветный ковер) Слайд 25
- Мы описали лишь первую подчасть основной части. В листке наблюдений объедините  части деревья и дорожки цифрой 1.                       
- Далее на слайде останется лишь схема, которая напомнит о чем нужно писать. Слайд 26
- Куда нас вывели дорожки (смотри фото)  Слайд27-30
- Нужно составить предложение о пруде, связав его с предыдущим. (Извилистые дорожки привели нас к пруду)  Мы подошли ко второй подчасти основной части. Это предложение необходимо писать с красной строки. Почему? Как вы считаете? (Каждую часть нужно писать с красной строки и подчасти тоже, так как это новая мысль в сочинении) Слайд 31
- Как выглядел пруд, и что вы видели в нем? (Уточек. Опавшую листву) Слайд 32
-  Составьте следующее предложение. (Его гладь напоминала зеркало, по которому плавали утки и опавшие листья словно разноцветные кораблики) Посмотрите в лист наблюдения: Что еще мы не описали? (Удивительное)  Слайд 33-34
- Как вы считаете? Об этом нужно здесь же писать? (Нет это отдельная часть) Значит мы окончили вторую подчасть основной  части. На слайде останутся картинки – «напоминалки». Слайд35
- Что мы заметили далее. Вспомнить вам помогут слайды. Слайд 36-37
(Кустарники и деревья с листвой)  Это было неожиданно и удивительно. Какое слово связку вы употребили бы при записи? (Вдруг) Составьте предложение. (Вдруг моё внимание привлек большой зеленый куст с белыми ягодами. Вдруг я заметил кустарник с красно-оранжевой листвой.)
- Это третья подчасть основой части. На слайде останется лишь начало этого предложения, потому что вы опишите тот кустарник или дерево, которое вам больше запомнилось. Слайд 38
- Как описать, чтобы читающий ваше сочинение ярко представил этот куст? (Описать сравнивая)
Используя свои записи, составьте следующее предложение. (он был похож…  Издалека он был похож…) Каким предложением можно завершить третью подчасть. Как вы считаете, долго ли ещё будут радовать прохожих эти удивительные растения? Составьте предложения. (Этот прекрасный куст еще долго будет радовать прохожих. Мы все любовались этим кустарником. Яркий кустарник понравился и моим одноклассникам.) Второе предложение и третье я обозначу знаками (смотри слайд)  Слайд 39
- Сколько подчастей в основной части мы наметили? (Три) Каждую подчасть можно озаглавить. О чем говорилось в первой подчасти, второй подчасти, третьей подчасти? Дайте название каждой части.       Слайд 40
- В основной части подчастей может быть несколько. Это зависит от того, что ещё вы хотите описать. Но мы сегодня опишем только три подчасти. Слайд 40  
IV. Работа с заключительной частью.
- Вспомни главную мысль нашего сочинения. (Любое время года по-своему красиво.)
- Как эту мысль можно выразить в заключительной части? (И поздней осенью природа прекрасна!  Парк красив и поздней осенью.)
- Заключительную часть вы напишете самостоятельно. Слайд 41
V. Подведение итогов.
- При  написании сочинения пользуйтесь записями в тетради на печатной основе и намеченными этапами, они на слайде. И помните о том, что первое предложение каждой части намечает тему, а последующие предложения эту тему раскрывают. Слайд 42
VI. Орфографическая подготовка.
- При подготовке к сочинению мы разбирали слова с трудным написанием и выделили орфограммы. Ещё раз посмотрим на эти слова и приступим к работе. Слайд 43
Радостно, печально, удивило, чувство, деревья, ажурный, жемчуг, багряный, плавали, разноцветный, привела, зеркало, гладь, похожий, понравился, прекрасен, любоваться, красно-оранжевый.
VII. Зачитать несколько сочинений учащихся в конце урока и сделать вывод:
- Первое предложение каждой части намечает тему, а последующие предложения эту тему раскрывают.


You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ