Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах

Смирнова Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
В этой статье хочу поделиться своим опытом работы над словом на уроках русского языка в начальной школе. Понятно, что развитие активного словаря предполагает объяснение логического значения слова. Ребята часто не понимают смысл слов и не обращают на это внимание. Такая привычка  плохо  сказывается на успешности обучения, на речевом  развитии, на понимании прочитанного материала. И на уроках русского языка и литературного чтения приходится «переводить» с русского на русский. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять  смысл слов самостоятельно, без специальных объяснений. У детей должна выработаться потребность «понимать»  слова. Этому помогают систематические занятия, частое обращение к лексическому значению, а  изучая  словарные слова, в первую очередь обращаем внимание на значение слова.
1) Словарные слова.
 Словарные слова даются в учебнике  вне сочетания с  другими словами. Предполагается, что они просты для понимания учащихся. Но ребята не всегда могут объяснить их лексическое значение.  Неправильно словарную работу сводить только к заучиванию. Методикой разработано много приемов объяснения слов. Конечно, я тоже  использую разные приемы, такие как отыскивание в словарике названных слов, выписывание по заданным признакам, составление словосочетаний и предложений, подбор синонимов и антонимов, подбор однокоренных слов, разбор по составу и т.д. В  успешном усвоении учебного материала немаловажное значение имеет заинтересованность в данном деле. Все что интересно и пережито лично, как известно, запоминается лучше.
Привожу свой пример работы над словарным  словом. На каждое словарное слово  рисуем  в самодельном словарике-тетради ассоциативную картинку,  иллюстрацию. Ребята принимают участие в обсуждении вариантов: как сделать, что бы было понятнее и лучше запомнилось. Вот несколько примеров:
1) Запоминаем  слово пшеница по ассоциативной картинке, которую ребята рисуют   в тетради -  «Словаре». Вместо зернышек – буква  е, которую надо запомнить.
2) В слове газета непроверяемую гласную  букву  а вырезаем из  газеты и вклеиваем в слово.
3)Слово собака помимо разных приемов  еще запоминаем на  физкультминутке. Ребята встают, поворачиваются  и очерчивают круг рукой, показывая, какой формы  у собачки-дворняжки хвостик. Очень похоже на колечко, как буква  о.
4) К буквам слов подбираем ассоциативные слова,  подходящие по смыслу. Например: собака-с-сердитая;0-охотничья; б-быстрая. Здесь можно устроить соревнование – «Кто больше слов подберет». Конечно, на уроке все не успеть и приходиться задавать оставшуюся работу на дом. Кстати, родители детям помогают очень охотно. Можно сказать, что взрослые «играют в школу», мы с учениками придумали такое название. Это так называемые интересные задания, которые действительно приводит к лучшему запоминанию словарных слов, развивают словарный запас.
5) Существуют еще и фразеологизмы. Вот здесь хорошо подключить жизненный опыт  ребят. Каждый из них слышал эти фразы от взрослых.  Например: «Не играй на нервах». Можно построить урок изучения фразеологических  выражений, разделив  ребят на группы, используя для заданий  жизненные ситуации, загадки, отрывки из стихотворений, кроссворды и интегрировать русский язык с чтением. Эти задания направлены как на развитие детей, так и на лучшее запоминание написания слов.   Эффективность такой работы зависит от планомерного проведения на протяжении обучения.
2) Орфографические навыки
Навык орфографического письма  формируется в письменной  деятельности и является результатом многократных действий.  После выделения орфограммы, устанавливается ее тип, выбирается нужный прием для каждого конкретного случая и осуществляется практическое действие по определению верного орфографического написания. Достигнуть высокого качества орфографического навыка учащихся сложно. Учащиеся систематически ориентированы на поиск и выделение орфограмм. Привожу пример на отработку умения видеть орфограмму. За время обучения накапливаются карточки с графическим обозначением всех орфограмм по мере их прохождения. Применяя эти карточки, которые дети делают сами, на уроке проводится комментированное письмо, где не озвучивается орфограмма, а показывается карточкой. Это позволяет видеть сразу весь класс, определить уровень подготовки детей. А детям – самим  найти способ проверки и проверить знания. Такие упражнения  позволяют учителю  заинтересовать детей, развить их воображение,  выработать навык  правильного написания слов.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ