Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль чтения в развитии  грамотности и формировании графического лексикона

Рогова Юлия Анатольевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 630 Санкт-Петербурга 
    Известно, что каждый ребёнок проходит свой индивидуальный путь освоения родного языка до школы и во время школьного обучения. Этот путь корректируется, уточняется, расширяется, закрепляется благодаря целенаправленному школьному обучению русскому языку (школьной программой) и деятельности учителя, нацеленного на достижение максимально грамотного освоения  письма учеником.
    Наблюдая за  успехами  своих учеников  в овладении письменным родным русским языком в течение ряда лет, можно проследить, что более быстрому, прочному и осознанному орфографически - грамотному письму  способствует следующие условия.
- Развитие познавательных процессов (память, внимание, восприятие, мышление) соответственно возрасту ребёнка. Без должного уровня  сформированности данных психологических процессов невозможна  успешность любой  деятельности (в том числе учебной деятельности), а в особенности процесс овладения языком.
- Личная мотивация к обучению и совершенствованию. Ребёнок, желающий хорошо учиться, правильно мотивированный на преодоление трудностей и неудач в процессе учебной деятельности  сможет добиться поставленной цели, приложив к этому максимум своих усилий.
- Генетическая предрасположенность к языку. Родители тех детей, которые грамотно пишут, чаще всего, в детстве тоже не имели  особых сложностей в освоении письменного родного языка. И, наоборот, у родителей, вспоминающие школьные уроки русского языка со страхом или  пренебрежением, дети также не считают эти уроки лёгкими и любимыми. Чаще для них орфография так и остаётся загадкой.
- Чтение.   На последнем факте хотелось бы остановится более подробно  и порассуждать, насколько процесс чтения влияет на успешное овладение учеником орфографически  грамотным письмом и какое чтение влияет на грамотность.
Несомненно, индивидуальная языковая система человека, как в устном, так и в письменном ее варианте, строится на основе  восприятия  им устной и письменной речи, его устного и/или  речевого опыта, позволяющего отрабатывать и шлифовать формирующиеся речевые навыки.     Зависимость  грамотности  ребенка  от его опыта  письма, а в особенности чтения отмечали многие исследователи, в том числе  и А.Н.Гвоздев [Гвоздев 1934].  От того, как   проходит процесс овладения чтения на ранних этапах, как он  связан с письмом (печатанием) зависит и дальнейшее освоение человеком родного языка в устной его форме.
Как  формируется навык чтения?     Адекватно формирующийся навык чтения опирается на постоянную работу последовательного восприятия – поэтому он легко формируется у тех детей, для кого этот способ восприятия является ведущим (левополушарные). Основные этапы формирования этого навыка – это:
 а) соединение букв в слоги;
б) медленное послоговое чтение;
в) медленное слитно-слоговое и одновременно выразительное чтение;
г) слитное беглое выразительное чтение, когда ребёнок пробегает глазами по всему слову слева направо, сам определяет скорость своего чтения и, если ему попадается незнакомое слово, то ребёнок на время автоматически возвращается на предыдущий уровень – на медленное слитно-слоговое или даже на медленное слоговое чтение [Патяева 2007: 154-161].
 О значении способа чтения на формирующийся навык письма рассуждает исследователь А.А.Косенко [Косенко 2008]. Он приветствует медленное, неспешное чтение и протестует против «чтения на скорость».   Автор считает, что именно  способ чтения лежит в русле развития грамотного письма – он адекватен процессу протекания письма. «Это происходит потому, что ребёнок, прочитывая слово, пробегает по нему своим взглядом от начала до конца. И процесс написания слов – это тоже процесс развёртывания слова слева направо. И при письме, и при первом способе чтения у нас работает последовательное медленное восприятие. А вот при втором (скоростном) способе чтения у нас включается целостное мгновенное восприятие. И в результате у многих детей не формируется грамотное письмо даже на доорфографическом уровне, то есть они продолжают делать доорфографические ошибки (пропускают буквы, путают их, переставляют местами) вплоть до 11 класса» [Косенко 2008]. 
Поэтому становится понятно, что способ чтения, к которому принуждает ученика школа, а принуждает она к целостному чтению, устраивая дрессировку с секундомером, будет мешать становлению навыков письма. Одновременно нарушается и складывание навыков понимания текста: «проглатывая» окончания, ребёнок не ухватывает синтаксические связи слов, а поскольку часть слов он к тому же «считывает» неправильно, смысл предложения очень часто ускользает от него – что, в свою очередь, не замечается учителем, отслеживающим нормативы по скорости чтения. В итоге вырабатывается очень вредная привычка – читать просто так, не вдумываясь в прочитанное.
Поэтому чтение всегда, а в особенности на ранних (начальных) этапах обучение (1-2 класс, а иногда и 3 класс) должно носить характер вдумчивый, осознанный, внимательный и неспешный.
На мой взгляд, чтение, безусловно, весомый фактор, способный влиять на рост грамотности учащегося. Но чтение при этом  должно носить систематический, вдумчивый характер. Чтение от случая к случаю не даёт должного и нужного эффекта. Для формирования ментального графического лексикона необходимо многократное, повторное столкновение взгляда ребёнка со словом. Образ слова должен бессознательно запечатлеться в сознании  ребёнка и в нужный момент (для записи) вырваться из «тёмного поля» сознания. 
Таким образом, на становление грамотности ребёнка при овладении письменным родным русским языком влияет множество порой не зависящих от него факторов. Задача родителя и педагога состоит в том, чтобы процесс обучения родному языку стал для ребёнка личным, индивидуальным и интересным. 
 
Литература:
  1. Гвоздев А. Н. К вопросу о роли чтения в усвоении орфографии // Русский язык и литература в средней школе. М.: Учпедгиз, 1934. -С. 22-34.
  2. Косенко А.А., Патяева Е.Ю. Влияние ведущего типа восприятия на становление навыков чтения и грамотного письма. М.,2008.
  3. Патяева Е.Ю. От рождения до школы. Первая книга думающего родителя. М.: Смысл, 2007.
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ