Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

ГОСУДАРСТВЕЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 66

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

 

 

Статья на тему:

«Система изучения непроверяемых написаний

в начальных классах»

 

 

 

 

автор Ефимова Н.Н.

учитель начальных

классов

 

 

 

2012 год

Аннотация

В статье освящаются основные вопросы,

связанные с проблемами изучения

в начальной школе непроверяемых

написаний. Приводятся примеры

упражнений, особенности работы

со словарями  разных видов.

 

 

 

 

Система изучения непроверяемых написаний в начальной школе

    С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредством языка. Без его помощи ни один из нас не способен трудиться совместно с другими, не может ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, искусство, жизнь.

     Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает как оно «устроено», из каких частей состоит, как работает, как изменяется с течением времени, какого обращения требует с собою.

      Методисты прошлого и настоящего основной задачей изучения русского языка в школе считали и считают развитие речи учащихся.

     По словам Л.В.Щербы, «правильно составленный словарь и грамматика должны исчерпывать знание данного языка». Следовательно, важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в каждом возрасте, но особенно в младшем.

     К  6-7   г одам ребёнок научается пользоваться языком в целях повседневного общения и мышления. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: он осознаёт языковые средства, которыми овладел в дошкольный период, так как располагает относительно зрелым вниманием и памятью.

    Однако часто той лексики, которую ребёнок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе – и для понимания изучаемого материала. Ребёнок к моменту прихода в начальную школу понимает в окружающем мире больше, чем может передать словами. Особенно мал активный словарь и не сформировано умение строить логически последовательную речь.

      Основным средством обогащения словарного запаса школьников является словарная работа, объёкт которой- слова, «трудные» для учащихся не только в орфографическом , но и в семантическом плане.

     Младшему школьнику в силу образности его мышления понятны и доступны первичные, образные значения слов, поэтому возраст 8-9 лет может оказаться наиболее эффективным для развития языкового мышления.

Обогащение словарного запаса в начальной школе осуществляется на каждом уроке. Помощником в этом в первую очередь выступает толковый словарь. Даже на уроках технологии и изобразительного искусства приходится останавливаться на разъяснении смысла различных терминов. Но , конечно, самая плодотворная работа по обогащению словарного запаса школьников проходят на уроках  литературного чтения и русского языка.

Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. Орфографические различия дают основание разделить все слова на три группы.

       В первуюгруппу можно включить слова с непроверяемыми написаниями.

     Вторая группа слов на правила, которые изучаются только в средней школе.

     К третьей группе относятся слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников.

      На этапе ознакомлении со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала написанию этого слова.

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на следующих.  В течение недели на словарном материале повторяются и другие разделы изучения родного языка.

    Так в понедельник класс набирает новую группу словарных слов. Уточняется смысл слов и их правописание. Обсуждаются орфограммы, которые имеются в словах.

    Во вторник проводится фонетический разбор любого из словарных слов. Каждый ученик разбирает слово по своему выбору.

     В среду на словарном материале повторяются правила переноса слов .

     В четверг повторяются части речи.

   В пятницу проводится проверочная работа. Проверяется усвоение словарных слов данной недели.

     На любом уроке недели учитель может предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним предложения и словосочетания. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, предложения и тексты.

     К числу словарно-орфографических упражнений следует выделить следующие:

- упражнения типа грамматического разбора;

- лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями;

- упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;

- упражнения по развитию речи детей и др.

   Работа над трудными словами может быть продолжена на внеклассных занятиях по русскому языку. На таких занятиях учитель может показать детям этимологию слов.

      Если ученик осознаёт значение слова, умеет правильно сочетать его с другими словами и уместно употреблять в своей речи, значит, данное слово входит в его активный словарный запас.

    Работа над непроверяемыми  написаниями является неотделимой частью словарной работы.

Основной целью словарной работы в начальной школе должно быть обогащение словарного запаса учащихся.

     Приёмы работы с непроверяемыми написаниями можно разделить на три группы:

1.     Приёмы , направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания написание слова

2.     Приёмы, направленные на развитие речи учащихся

3.     Приёмы, направленные на запоминание написания и на развитие речи.

 

Таким образом, можно сказать, что для запоминания непроверяемых написаний используются разнообразные приёмы работы. И каждый учитель может найти ещё много разнообразных путей для решения этой задачи.

   

 

               Список литературных источников:

1)    Львов М.Р. «Школа творческого мышления» - М., Диктант, 1993

2)    Левушкина О.Н. «Словарная работа в начальных классах»- М., Владос, 2002

3)    Савельева Л.В. «Система изучения непроверяемых написаний в начальной школе» - Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001

4)    Шанский Н.М. «Краткий этимологический словарь русского языка» - Просвещение, 1999

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ