Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок русского языка в 4 классе

Мягкий знак в глаголах после шипящих

Светлова Марина Александровна,
учитель ГБОУ школа № 372
Московского района Санкт-Петербурга

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих (Слайд № 1)
Тип: изучение нового материала (по теме первый урок из 2-ух) 
Цели урока
Обучающие: активизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих; познакомить с обязательным написанием мягкого знака после шипящих в глаголах; закрепить навык применения изученных правил.
Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения,  формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения этой задачи.

  • (шаги достижения цели):
-организовать пространство поиска, диалога,творчества;
-организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
-общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;
- организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса;
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.
 
Планируемые результаты образования:
  1. Предметные: научатся находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
  2. Метапредметные (критерии сформированности  / оценки компонентов УУД):
  3. (общеучебные):  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;  применять правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах;
Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать,     сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества):  – реализовывать  в процессе групповой работы правила совместной деятельности,  оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;  строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы,  формулировать выводы;  владеть монологической  и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета. 
3. Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение  аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.
  • :  учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2015;  рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф», 2011; карточки для работы.
-компьютер, проектор, экран;
-карточки с заданиями, маркеры;
- презентация.
 
Формы работы на уроке:
  • работа в группах;
  • работа в парах;
  • самостоятельная работа;
  • самопроверка;
  • взаимопроверка;
  • самоанализ;
  • анализ;
  • контроль результата
  •  
  • Виды работы на уроке
  •  работа с орфографическим словарем;
  • работа с учебником;
  • работа в тетради;
  • работа с интерактивной доской;
  • работа у доски.  
Педагогические технологии:
технология деятельностного подхода;
технология сотрудничества;
игровая технология;
информационная технология;
технология проблемного обучения,
здоровьесберегающие технологии. 
Методические приёмы на уроке:
наблюдение за языковым материалом,
коллективное формулирование правила,
классификация слов с мягким знаком после шипящих,
подводящий диалог.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Методический комментарий
Этап 1.Самоопределение к деятельности. (Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу.)  
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Сегодня  мы будем с вами говорить не только о секретах русского языка, но еще затронем тему природы. Эта тема как никогда актуальна, ведь 2017 год объявлен годом экологии. Чтобы наш урок был плодотворным, нам понадобятся внимание, поддержка и  взаимопомощь. Готовы? Помните : всё в наших руках! (Слайд № 2- 2 клика)
Работа со словарным словом.
- Перед вами пейзаж. (На ватмане рисунок), на доске схема:                                  Е?И
- Какой вопрос у нас может возникнуть при написании  слова ПЕЙЗАЖ ?
- Где можно  проверить написание слова с непроверяемой гласной?
- Итак, мы узнали, как пишется слово ПЕЙЗАЖ.(Слайд № 3- клик 1) А какие запоминалки –ассоциации можно придумать, чтобы в нужный момент вспомнить и написать слово правильно?
-А вот что придумала  я  (Слайд № 3-клик-2)
Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

 
Семнадцатое ноября.
Пятница.
Классная работа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- С какой гласной пишется слово, е или и, эту гласную нельзя проверить.
- В орфографическом словаре.
 
 
 
 
 
Словарь: пейзаж, пейзажный, пейзажист.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Работа с орфографическим словарем.
 
 
 
 
 
Работа в тетради.
Этап 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Создание проблемной ситуации. - Вернемся к нашему пейзажу. Вот какой текст составлен по этой картине:
(Слайд № 4- 2 клика) «Пейзаж.
Выйди  к лесу, в поле. И ты увидиш?    пейзаж?, написанный художницей Природой!  У леса стоит раскидистый дуб. Он силен и могуч?.  На поле колосится спелая рож?.  А на небе множество причудливых туч?  Сквозь них пробивается луч? солнца.»
- Что объединяет выделенные слова? Сформулируйте задание к этому тексту.
 
-Где вы вставили мягкий знак, объясните.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-Написание какого слова вызвало у вас затруднение.
- Мы пока оставим в этом слове «?» (Слайд № 5)
Постановка проблемы.  Определение темы урока.
– Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания.
Как вы думаете, почему?
Внимание на экран: (Слайд № 6- 3 клика)
Подумай! Читаеш? Умееш? Спряч? Стереч?
- Какой частью речи являются данные слова?
- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак?
 
-Кто догадался,  какова же тема нашего урока?
(Слайд № 7 – 3 клика)+ (пустой слайд №8)
- На какой вопрос мы с вами должны найти ответ?
- А вы как думаете? Какие есть предположения? (ответы учащихся)
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
- Все выделенные слова с шипящим на конце.
- Вставить, где необходимо, мягкий знак.
– Мягкий знак после шипящих пишется в именах существительных 3-го склонения, рожь.
Не пишется в именах существительных 2-го склонения единственного числа: луч, пейзаж;
и 1-го склонения множественного числа: туч;
 у имен прилагательных в краткой форме:  могуч.  
 
- Написание слова увидишь мы не можем объяснить.
 
 
 
 
 -Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке.
 
 
- Это глаголы.
- Необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак.
- Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.
- Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов.
Данный этап предполагает подго-
товку мышления детей к
проектировочной деятельности:
  1. актуализацию знаний, умений,
навыков, достаточных для построения нового способа действий;
  1. тренировку соответствующих
мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подводящий диалог.
Этап 3.Постановка учебной задачи.
- А кто сможет определить задачи нашего урока? - А задачи каждый формулирует для себя сам.  Я Вам даю минуту на раздумье. Кто готов озвучить свои задачи?
 
У – О чем должны узнать на уроке?
 
Р – Что будем развивать?
 
О – Что будем объяснять?
 
К – Что будем контролировать?
 
 
- Итак, какая тема нашего урока? (Слайд № 7)
 
 
 
 
 
– Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.
 
-Развивать орфографическую зоркость.
 
-Объяснять написание глаголов с шипящими на конце.
 
- Контролировать свои ответы и ответы товарищей.
- Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.
На данном этапе обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.
Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения. («Открытие» детьми нового знания.)
Поиск решения проблемы.
-Как построим нашу работу, чтобы узнать, пишется в глаголах после шипящих мягкий знак или нет?
–Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста: (Слайд № 8)
«Природа не распахнет перед тобой свои владения, пока ты не откроешь глаза, чтобы увидеть красоты её лесов, степей, гор; пока не почувствуешь ароматы её лугов и полей; пока не ощутишь, как прекрасен окружающий тебя мир… Но природа нуждается в твоей защите! Как помочь ей? Назначь себя её хранителем, и она будет раскрывать перед тобой свои тайны.»
 
 - Какие слова нам необходимо найти, выделить в этом тексте?
- Давайте выпишем их в три столбика. В первый –  глаголы в форме 2-го лица единственного числа, во второй  -  глаголы в начальной форме ,  в третий – глаголы , выражающие совет, просьбу, приказ.
 –Какой вывод можно сделать из наших наблюдений?  Есть ли необходимость при написании мягкого знака после шипящих в глаголах определять форму, в которой они стоят?
- Давайте проверим правильность наших  выводов в учебнике. (стр. 108)
-Теперь вы можете ответить на вопрос: пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов? (Д/з У.с.108, Упр.1- аналогично упражнению на доске)
 
- Составьте алгоритм правописания мягкого знака после шипящих в глаголах.
Работа в группах  
Вспомните правила работы в группах.
 
 
 
 
 
 
 
- Прочитайте алгоритм-памятку.(озвучить)
 
 
 
 
 
 
-Слово старшим групп: чью работу в группе вам хотелось бы отметить?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-Глаголы с шипящими на конце слова.
2 л.ед.ч.Н.ф.пов.накл.
  •  
  •  
  •  
 
-
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
убедись, что в разговоре участвует каждый;
говорить спокойно и ясно;
говорить только по делу;
не говоритьвсем сразу;
реагировать жестами и знаками;
возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
обращаться друг к другу по имени.
 
Алгоритм.
1. Прочитай слово с шипящим на конце.
2. Определи, какой частью речи оно выражено.
3. Если это глагол, то после шипящего пиши мягкий знак.

 
На данном этапе предлагается                
выбор обучающимися
 метода разрешения проблемной
 ситуации, и на основе выбранного
 метода выдвижение и проверка
 ими гипотез.
 
Наблюдение и анализ языкового материала.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа у доски и в тетради.
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа с учебником.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа в группах.
Этап 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Вернемся к нашему пейзажу. Что портит  эту картину? (мусор)
- Давайте исправим эту ситуацию, уберём мусор. Ведь так и в жизни никто кроме человека не сможет поддерживать  порядок и чистоту на Земле.
- Правило такое: убираем картинку, изображающую  мусор, читаем слово и объясняем его написание по алгоритму. Записываем слово правильно.
звониш?
несеш?
спряч?
намаж?
пореж?
 поеш?
увидиш?
Звонишь, несешь, спрячь, намажь, порежь, поешь, увидишь.
Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Задание в игровой ситуации.
Работа у доски по цепочке и в тетрадях.
Физкультминутка-игра с дидактическим заданием.                                                              Задание в игровой ситуации.
-Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.
- Встаньте, пожалуйста.
Как живешь? (Вот так!)
Как идешь? (Вот так!)
Как плывешь? (Вот так!)
Как бежишь? (Вот так!)
Как шалишь? (Вот так!)
Как сидишь? (Вот так!)
- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.
-Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Разноуровневая самостоятельная работа по карточкам + индивидуальная работа у доски (доп. задание).
                  -Выразительно прочитайте текст.
Богатства у природы собираешь,
В ромашковых полях ты можешь лечь.
Назначь себя хранителем природы.
Природу – матушку мы все должны беречь!
Мы любим лес в любое время года,
И пенье пташек может нас развлечь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
Об экологии Земли, страны и края
Без устали ведем мы с вами речь,
Чтоб понимали все, и взрослые, и дети,
Беречь природу - Родину беречь!
1 уровень. Выпиши глаголы с шипящими на конце слова. Не забудь выделить изучаемую орфограмму.
2 уровень. Запиши глаголы с шипящими на конце в три столбика.
2 л.ед.ч.Н.ф.пов.накл.
 
3 уровень. Спиши. Подчеркни орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов». Найди и подчеркни слово с шипящей и мягким знаком на конце, которое не является глаголом.
 (Слайд № 8, № 9)
 
 
 
 
 
 

 
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее.
 
Самостоятельная работа в тетрадях.
 
Индивидуальная работа у доски.
Этап 7.Включение в систему знаний и повторение.
Экспресс – опрос.
(Лист размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 12).
Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами.
- Обозначения: нет Ь в слове - ;  есть Ь в слове - +.
- Кто уверен, что правильно выполнил задание, поставьте на полях знак уверенности (!), а те, кто сомневается в чем-либо – знак неуверенности (?).
-  Поменяйтесь карточками  в парах. Проверьте по образцу. Оцените работу. 1-2 ошибки «4», 3-5 ошибок «3», 6 и более «2», без ошибок «5».
 
Физминутка –игра с дидактическим заданием.
Давайте поиграем в игру «Будь внимательным».
У.:- Контролируйте свои действия , чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат. Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.
Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.
У.:-- Сядьте те, кто не ошибся!
(Обращаюсь к тем, кто ошибся.)
- Над чем нужно поработать?

 
  1. ночь  +
  2. луч  -
  3. беречь  +
  4. кирпич  -
  5. знаешь  +
  6. отрежь  +
  7. хорош  -
  8. зажечь  +
  9. дремлешь  +
  10. могуч  -
  11. чертишь  +
  12. желаю удач  -
  13.  
 На данном этапе выявляются
 границы применимости нового
 знания и выполняются задания,
 в которых новый способ действий
 предусматривается как
 промежуточный шаг.
 
 
 
 
 
Взаимопроверка
 
Задание в игровой ситуации.

 
Этап 8. Подведение итога урока. Рефлексия.
Итог урока. Рефлексия.
- Вернемся к нашему пейзажу и  первому заданию. Теперь наш пейзаж без мусора. Надеюсь, и в жизни вы будете беречь охранять природу.  Ведь беречь природу, значит беречь Родину! Теперь мы можем исправить написание глаголов в тексте? (Исправляем на слайде) (Слайд № 11, №12)
- Моя цель была научить вас писать глаголы с мягким знаком после шипящих.
- А какова была ваша цель ? (научиться писать глаголы с мягким знаком после шипящих.)
-Достигли ли мы цели ?
- Где вы можете применить полученные сегодня знания? (грамотно написать объявление, заметку в газету и т. д.)
-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? (пишется ли Ь после шипящих в глаголах)
-Знаете ли вы теперь ответ на этот вопрос? (Да, знаем)
-Пожалуйста, ответьте на него.
-Поднимите руку те, кто считает, что он справится с этой учебной задачей.
-Какие вы молодцы!
поставьте на полях (!).
Если были затруднения (?).
Завтра мы продолжим разговор на эту тему “Мягкий знак после шипящих в глаголах”.
  На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
 
 
 
 
 
Задание – резерв – для индивидуальной работы
  1. Работа в группах. (дополнительные задания)
На столах: карточки с заданиями.
  1. 1-ая группа: - К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (антонимы -это противоположные по смыслу слова) .
ненавидишь -………………..любишь
сядешь - ……………встанешь
хвалишь - …………….ругаешь
найдешь - …………….потеряешь
строишь - ……………..ломаешь
2- ая группа: - К данным именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа.
лопатой - ……………………копаешь
косой - …………………..косишь
  •  
солью - ……………………солишь
краской - ………………красишь
3-я группа: -От данных имен существительных образовать глаголы 2-го лица ед. числа. (слайд №13)
зелень -…….зеленеешь
крик - ……..кричишь
ошибка - …ошибаешься
  •  

шум - ………шумишь
                            4-я группа:  -Запиши словосочетания. Раскрой скобки.
                   желаеш(?)    удачи
                   встречаеш(?)  гостя
                    моеш(?)         окно
                    наполниш(?)  чашу
                    готовиш(?)     речь
 
Дидактическая игра
–Предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно» (или «Закончи фразу) .  Я буду предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны – ставьте «плюс», если не согласны – ставьте «минус». (3 ученика- по одному из каждой группы)
1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы.
2. В словах хорош, свеж, горяч не пишется мягкий знак, так как это краткие прилагательные.
3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.
4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы  2-го лица единственного числа.
5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.
 
Текст для наблюдения и доп. заданий по теме.
О, светло светлая и красно украшенная земля русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными…  Всего ты исполнена, земля русская!
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ