Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

               Развитие речи учащихся на уроках  русского языка

                                 Материал подготовила

                               учитель начальных классов

                                    ГБОУ       488 лицея

                                  Лукьянова Елена Михайловна

 

   Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Самые важные ступени в овладении речью приходятся на школьный период.

    Одной из главных задач учителя  является проведение постоянной специальной работы по развитию речи учащихся (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, литературы, с изучаемым на них материалом.

 

Работа над изобразительными средствами языка.

    Изобразительные  средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. На уроках русского языка, чтения я стараюсь использовать все возможности в работе над изобразительными  средствами языка художественных произведений: сравнений, эпитетов, метафоры, использование синонимов, антонимов, омонимов.

    Предлагаю следующие задания:

  1. Вставь  пропущенные буквы. Какие детали в описании одуванчика больше всего тебе понравились? Выдели такие словосочетания.

Разл_вает белый са_                         Тихо клонятся к н_гам

Знойный, душный зап_х.                  Слабый ветер дунет

Одуванчики ст_ят                              И осыплет на луга

В обл_чных  папахах.                          Белый пух июня.

-Как вы понимаете словосочетание «…В облачных папахах»?

2. Прочитай описание ромашки. Что удивительное открывается в описании простого цветка? Какую роль в этом тексте играют слова, употреблённые в  переносном значении (метафоры)? Выдели  их.

Маленькое солнце на моей ладошке,

Белая ромашка на зелёной ножке,

С белым ободочком  жёлтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

                             Наблюдения.

    Наша речь всегда должна опираться на реальную основу. Она  должна быть наполнена содержанием. Важнейшим источником материала для речевых упражнений является сама жизнь – всё то, что окружает детей, их собственный опыт – наблюдения. Материал, собранный в наблюдениях. Служит и для устных рассказов и письменных сочинений.

     Важное место в речевых упражнениях  занимает книжный материал. Его анализ  развивает мышление и обогащает их речь.

     Разрабатывая  речевые упражнения, мы стараемся ориентироваться на определённые  формы умственной работы,  на анализ  и  синтез, на выявление существенных признаков, обобщение, на решение мыслительных задач, на выявление причинно-следственных связей, на сравнение и противопоставление.                                                                                                                                              

           Упражнения на выделение признаков.

1)Что можно сказать об арбузе по форме, по цвету, по вкусу?(О вишне, о помидоре, о моркови).

2)Вставь подходящие по смыслу существительные.

  Мягкий, тёплый, пушистый -…

  Высокий, стройный, красивый -…

  Сладкий, сочный, ароматный -…

   Быстрый, ловкий, проворный -…

3)Высокий…                                 низкий…

   белый…                                      чёрный…

   сладкий…                                   горький…

   умный…                                      глупый…          

   высокий…                                   низкий…

   гладкий…                                    шершавый…

   ловкий…                                      неуклюжий...

  Следующая группа заданий направлена на работу над предложением.

1)Расширить, усложнить предложение.

Взошло солнышко.                         Взошло, засияло весеннее солнышко, и весь

                                                     лес пробудился, защебетали птички.

2)Можно усиливать значение, глубже  передавать свою мысль, вводя  2-3 близких по значению слова:

 Сосны шумели тихо, ..., …, … .

Наступила зима. Природа уснула крепко,… .

3)Одну и ту же мысль можно выразить по  разному:

Запылали алым цветом                       Созревает рябина,

Кисти спелые рябин.                           её кисти краснеют,

(М. Исаковский)                                  становятся всё ярче.

 

Мысль едина, но в каждом варианте свой взгляд, образ. И подобных вариантов  может быть множество.

 

                                           Антонимы.  

                                                                                                                                                                                                                                 Речь не может обойтись без антитез. Антитеза  строится  по противоположности,  на  основе антонимов,  они  используются  в  речи  для  контраста.

    Контрастные  картины,  поставленные  рядом,  всегда  воспринимаются ярче. Резкий переход  от  света  к тени,  от  веселья  к  печали  затрагивает чувства слушателя,  читателя. Не случайно так   часто антонимы  используются в  пословицах,  а  народные  сказки,  как  правило,  построены на  противопоставлении  добра   и  зла,  красоты  и  безобразия, любви  и ненависти, правды  и лжи.

         Работа над  антонимами  начинается  с 1 класса.   Основная  цель упражнений с  антонимами – использование  их  в  устной  и  письменной  речи. Применение  антонимов зависит от  содержания  высказывания.

  Предлагаю следующие  задания.

  1. Выписать  пары  слов с противоположным значением.

Холодный, белый, сладкий, горячий, молодой, горький, синий, чёрный, старый, острый, тупой.                                  

  1.  Подобрать антонимы  к  данным словам.

Тьма -                                     зима-

твёрдый -                               мокрый –

пустой -                                  гладкий –

поднять -                                взять –

купить -                                  шептать –

направо -                                 холодно –

вверх -                                     далеко –

сильный –

 

  1. Подобрать  антонимы  к  данным  словосочетаниям.

Свежий хлеб - ________________   хлеб,

свежий  ветер - _______________ ветер,

свежие яблоки - _______________  яблоки,

старый  дом - _________________  дом,

старый человек - _______________ человек.

 

Список литературы:

1.М. Р. Львов «Методика развития речи младших школьников»

2. С. А. Есенина «Как научить Вашего ребёнка писать сочинения» 3 класс

3. М. Р. Львов  «Правописание в начальных классах».

4. Е. И. « Учим младших школьников писать сочинения разных жанров»

 

 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ