Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс

Орлова Валентина Юрьевна

Учитель начальных классов

ГБОУ школа №559

Программа «Школа России»

 

 

Тема: Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала.

 

Цели:обобщить и систематизировать знания детей о части речи-имени существительном;

вырабатывать орфографическую зоркость; 
повторить написание слов с непроверяемым написанием;

развивать речь, память, внимание;

воспитывать любовь к родному языку; 
воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к природе. 


Оборудование:интерактивная  доска;  по ходу занятия идет переход на интерактивную доску с одновременным использованием традиционной доски; 

 карточки с заданиями.

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.
Начинается урок, 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постараемся   понять 
Будем  грамотно писать.

 

2. Сообщение темы и целей урока.
Прочитайте слова.

 Трескучий, зима, холодный. 

Какое слово лишнее?

 К какой части речи относится слово зима? 
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами закрепим знания по теме «Имя 
существительное».

 Цель нашего урока - выявить знатоков темы «Имя существительное». 
Я предлагаю вам побывать в волшебной стране Речь. Всех, кто здесь живет, называют Части речи. Жителей Москвы называют москвичами, жителей Санкт-Петербурга–петербуржцами, а тех, кто живет в стране с названием Речь? 
(Части речи)

Запишите в тетрадях число, классная работа. 

 

3. Минутка чистописания 
А сейчас – чистописание. Выполнив его, отправимся в путешествие. 
О каком времени года это стихотворение? 
Проплясали по снегам 
Снежные метели 
Снегири снеговикам 
Песню просвистели. 
У заснеженной реки 
В снежном переулке 
Звонко носятся коньки, 
Режут лед снегурки.

Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? С 
Какой он? (Согласный, глухой, твердый.) 
Может ли этот звук быть мягким? 
Какой буквой при письме обозначается? 
Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради. 
сСс СсС 

 

Прочитайте предложение
(За)мел…кал  (в)м...розном  воздухе  лё...кий  сн...жок. . 
Спишите, вставляя пропущенные буквы. 
Объясните орфограммы. 
Разберите по членам предложения и частям речи. 
Проверим. 
Назовите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Морозном.) 
Подберите однокоренное имя существительное. (Мороз.) 
Выполните звуко-буквенный анализ слова мороз. 
Мороз – марос - 5б., 5зв., 2сл. 
( Одновременно идет анализ каждого звука.)

 

4. Словарная работа 
Путь у нас недалек, и мы отправимся в страну Речь пешком. По дороге будем любоваться природой, дышать свежим воздухом. (Картина зимы.) 
Нам придется сделать остановку у колодца. (Картина колодца)
Беда – провалились в колодец слова. 
Их достать – нелегкое задание! 
Надо знать тех слов правописание! 

На доске карточки со словами.

 Нужно достать из колодца слова: 

За…яц, р…бята, с…рока, с…бака, в…робей, дев…чка,

Вет…р, б…рёза, п…года, дор…га, к…ньки, сев…р.
Назовите орфограмму в этих словах. (Безударная гласная непроверяемая ударением.) 
(Индивидуальная работа – карточки со словарными словами слабым ученикам.) 
Что общего в этих словах? ( Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Имена существительные.) Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму. 

1в.- выписывает слова отв. на вопрос кто?

2в.- выписывает слова отв. на вопрос что?

 Проверим. 

 

5. Повторение знаний об имени существительном как части речи.

Итак, мы дошли до страны Речь.

Чтобы войти в неё, нужно ответить на вопросы :

Что такое имя существительное?(Имя существительное – это самостоятельная часть речи.) 
Что обозначает имя существительное? ( Имя существительное обозначает предмет.) 
На какие вопросы отвечает имя существительное? ( На вопрос кто? отвечают имена существительные одушевлённые, а на вопрос что? – неодушевлённые.) 
Как изменяются имена существительные? (По числам.) 
Назовите постоянный признак имени существительного. (Род.) 
Как определить род имени существительного? 
Замечательно! Нас встречает один из жителей страны Речь – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Сегодня мы побываем у него в гостях.

 

6. Обобщение и систематизация знаний об имени существительном.

Имя существительное благодарит вас за правильные ответы и 
предлагает выполнить задание №1 « Будь внимателен»
Прочитайте задание.

Вставь пропущенные буквы, где это необходимо.
Выпишите слова, распределив их в 3 столбика по родам.

Бер..г,  з…ма,  оз..ро,  к..стёр,  а(л,лл)ея,  сне(г,к),  в(ь,ъ)юга,  облако,  стужа,  со..нце,  хол..д,  дер..во,  

Как определить род имени существительного ? 

 

7. Физминутка

 

8. Творческая работа

Имя существительное хочет рассказать вам про задание №2

Как изменяются имена существительные?

Как определить падеж им. существительного?

 Прочитайте текст. 
Помоги птицам. 
Голодно  птицам …….. .  Вот и летят они  к ……. человека. Женя смастерил для птиц ……… . Он насыпал туда зёрен  и  семян. Слетелись к кормушке  снегири, …….. . Ребята, помогайте …… зимой
Чего здесь не хватает? Давайте вместе подумаем, какие существительные можно вставить в этот текст. ( Зимой, жилью, кормушку, синички, птицам.)

Запишите текст в тетради, вставляя нужные имена существительные.  Определите падеж данных имён существительных
Проверка. 
Задание: 

Разберите как часть речи существительные:  к кормушке– 1в., птицам – 2в.

Порядок разбора – памятка № 9 в учебнике
( 2 ученика разбирают на доске.) 
Проверка. 

 

9. Работа с учебником.

Когда на конце существительных после шипящих пишется или не пишется  мягкий знак?
Выполните упр. № 457.


10. Рефлексия. 
Заканчивается наше путешествие в страну Речь. 
В путь! Домой! 
Садитесь поудобнее, 
Ведь к концу подходит наш урок. 
Чтобы закончить наше путешествие, 
Надо подвести итог.

Над какой темой мы работали? 
Что мы повторили об имени существительном? Что вам особенно 
понравилось? 
Мы прощаемся с Именем существительным и страной Речь. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране и познакомитесь с другими её жителями. . 
А сейчас мы должны определить знатоков темы «Имя существительное».
Эти ребята на протяжении всего урока показывали хорошие знания по изучаемой теме, были активными. Вы получаете оценку 5. Лучшие знатоки нашего класса.
Ребята, у каждого из вас на парте лежат картинки с изображением лиц. Если вам понравился наш урок, то покажите улыбающееся лицо, а если вам было грустно, неинтересно, то покажите невеселое лицо.

 

11.  Домашнее задание. 
Напишите мини – сочинение о том, как вы помогаете птицам в зимнее 
время года. 
Спасибо вам, ребята, за работу! 
Урок окончен. До свидания! 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ