Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Учебно-методическое пособие по работе над сочинениями-миниатюрами по общей теме «Наш город - Санкт-Петербург»

 

Савёнышева Ирина Владимировна
ГБОУ СОШ № 254 Санкт-Петербурга

 

Сочинение в школе занимает особое место в ряде речевых упражнений. Сочинение — творческая работа и, как известно, работа над сочинением решает комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач. Ребенок учится грамотно выражать свои мысли и оформлять их в письменную речь, применяя правила орфографии и пунктуации. Умение наблюдать, сравнивать, делать выводы развивает умственную деятельность, а личное восприятие и  переживания возбуждают эмоции и воображение. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции, выбор слов требует дисциплины и самостоятельности. Но, обучая детей выражать устно и письменно свои мысли и знания, нужно не забывать еще об одной задаче – о развитии культуры ученика. Сочинения, где наряду с собственными наблюдениями используется материал разных источников, могут дать детям более точное и систематизированное представление о многих  предметах или явлениях.

В начальной школе широкие темы сложны и непосильны: ребенку трудно раскрыть тему и отобрать материал. Поэтому  мы советуем с 3 класса использовать такой вид сочинений как сочинение-миниатюра. Миниатюра - это сочинение небольшого объема на узкую тему. Так как данный вид работы занимает 15-20 минут урока, то его можно использовать раз в неделю без ущерба для реализации программы. Приведем сокращенный план работы над блоком сочинений-миниатюр (Приложение 1) по общей теме «Наш город - Санкт-Петербург».

 

Этапы работы над сочинением-миниатюрой.

I.      Накопление материала.

Домашнее задание: чтение статей из энциклопедии или художественных произведений, экскурсия, прогулка, наблюдение, просмотр документального фильма..

II.   Погружение в тему. Просмотр мини-презентации.

Презентации к каждой теме даны в приложении к урокам.

III.                       Формулировка темы и цели  сочинения-миниатюры.

IV.                       Обсуждение материала по теме

V.   Отбор материала по теме. Уточнение лексического значения слов.

Составление списка опорных слов:

- запись слов (на доске(можно в виде кластера), слайд презентации)

- раздаточный материал

Уточнить, что сочинение-миниатюра пишется по правилам написания большого рассказа (введение, основная часть, окончание)

VI.                       Речевое оформление.

Запись текста. Обязательно использовать на уроке орфографический словарь.

VII.                    Самопроверка и проверка учителем.

 

По итогам работы над данным блоком сочинений-миниатюр можно провести итоговое сочинение «Прогулка по Санкт-Петербургу»

Безусловно, планируя обучение сочинению, учитель помнит главную цель: усваивая родной язык, ученик узнает о культурных и духовных ценностях  поколений, приобщается к художественному творчеству народа и учится понимать природу и отношения между людьми. «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас» - П.А. Вяземский.

 

Приложение 1: Темы блока.

тема

Опорные слова

1

Мир города.

 

Город, горожане, переулок, проспект, здание, площадь, парк, жилые дома, улица, перекресток, пешеходная дорожка, светофор, реки, канал, мост, метро, городской житель, петербуржец.

 

2

Город рек и каналов

 

Нева, наводнение, волна, гранитные берега, набережная, сфинкс, Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова, разводной мост, Дворцовый мост, Литейный мост, Тучков мост, Аничков мост, ограда, фонарь, катер, теплоход, морская прогулка, Северная Венеция.

 

3

Петропавловская крепость

 

Петропавловская крепость, Трезини, остров,  бастион, куртина, Петровские ворота, Петропавловский собор, иконы, усыпальница, колокольня, ангел, Монетный двор, комендант, ботик, заключенный, памятник, Михаил Шемякин, залп пушки.

 

4

Петропавловский собор

 

Храм, святые Петр и Павел, фасад, колонны, портик (навес-крыша), ярус, башенка, купол, колокольня, звонница, колокольный звон, куранты, шпиль, флюгер, ангел, иконостас, иконы, усыпальница, царская семья, музей.

 

5

Эрмитаж

 

Дворцовая набережная, площадь,  Растрелли, Зимний дворец, архитектор, фасад, парадная лестница,  зал, экспонат, живопись, картина, скульптура, статуя,  музей, Эрмитаж, искусство.

 

6

Адмиралтейство

 

Адмиралтейство, архитектор, Захаров, моряк, Россия, Российский флот, скульптура, барельеф, композиция, Петр I, Нептун, трезубец, верфь, пьедестал, нимфы, шпиль, кораблик, символ. Военное училище.

 

7

Стрелка Васильевского острова

 

Васильевский остров, рукав Невы, ансамбль, Ростральная колонна,  нос корабля, скульптура, Нептун, трезубец, маячный огонь, галерея, биржа, колонна, причал, гранитная набережная,  торговля, музей.

 

8

Медный всадник

 

Площадь Декабристов, ансамбль,  скульптор, Фальконе, памятник, бронза, Петр I, постамент, скала, вздыбился, император, лавровый венок, меч, копыта, змея, олицетворение, символ.

 

9

Летний сад

Парковый ансамбль, аллея, деревья, кустарники, цветы, чугунная решетка, фонтаны, «Пирамида», павильон,  Кофейный домик, оранжерея, Лебяжий канал, пруд, мраморные статуи, скульптурная группа, бюст, баснописец, Иван Андреевич Крылов, место прогулок.

Литература:

1.     Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1991.

2.     Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. - М., Астрель,2003.

3.     Нуруллина, Н.Н. Как я учу писать детей.Начальная школа. - № 3. – 1998. – с. 80.

4.     http://ru.wikipedia.org

5.     www.ilovepetersburg.ru

 

Ресурсы:

http://www.wikipiter.ru

http://www.ilovepetersburg.ru/

http://www.baltexpress.ru/

http:// blackwidow.ru

http://historian-1984.livejournal.com/

http://sculpture.artyx.ru/

http://ispbguide.com/

http://oldsp.ru

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ